Миры Возмездия Даниила Андреева

Федор Лапшинский
Где-то 30 лет назад я впервые прочёл «Розу Мира» Даниила Андреева. Это произведение, помнится, меня сильно потрясло, и я, конечно же, поверил во всё, о чём повествовал Даниил Андреев. С точки зрения нормального человека – это сплошной бред сумасшедшего, но я до сих пор считаю, что это выдающийся труд нашего русского Данте; хотя, могу признать, что там есть вещи, с которыми можно было бы не согласиться. Вряд ли Андреев сознательно сочинял и фантазировал (зачем ему надо было врать?) Он начал создавать это своё эпохальное сочинение во времена Сталина, а закончил при Хрущёве, скончавшись 30 марта 1959 года в Москве (где он и прожил большую часть своей жизни). Из своих 52 лет, - десять лет - писатель и ясновидец провёл в сталинских тюрьмах и лагерях (1947 – 1957). Его жена, Алла Андреевна была художником-графиком, и она сохранила эту рукопись, и опубликовала её в самом начале 1990 годов. О более ранней публикации этой книги в СССР, конечно же, не могло быть и речи. 29 июля 1931 года - Даниил Андреев пережил так называемый «прорыв космического сознания», - ему тогда было 24 года. До этого события, его тоже иногда посещали мистические переживания. При этом, ни в каких советских психиатрических лечебницах, судя по всему, писатель не лежал и никаких лекарств не принимал. Хотя, честно говоря, я этот вопрос не изучал. Я сомневаюсь, что Андреев что-то такое, расширяющее сознание, употреблял, тем более в тюрьме (разве что крепкий чай из еловых веток), где он и начал сей свой грандиозный труд, чудом сохранившийся…

                Пересказывать «Розу Мира» я не буду, так как это крайне непростое занятие, но могу немного описать кое-какие отрывки, которые на меня тогда произвели сильное впечатление. И на первом месте это, пожалуй, глава про Чистилище или Миры Возмездия, куда большинство людей попадает, согласно Андрееву, после физической смерти. Насколько я понял, Андреев описал наше, российское отделение этого малоприятного места на Том Свете; наш, так сказать, Шеол (древние евреи так называли обитель мёртвых), наше, так сказать, Страдалище. Далее я хочу процитировать кусочек из этой главы: «…В Российской метакультуре первый шеол был создан в XII веке, будучи преобразован из страдалища силами Христа. С течением времени он несколько изменил свой вид; изменились и те кармические грузы, которые влекут умерших в этот мир. Впрочем, механическая сторона действия Закона возмездия остаётся, конечно, неизменной, всегда и везде: она состоит в том, что нарушение нравственных законов влечёт за собой утяжеление эфирного тела совершившего. Пока он жив, утяжелённое эфирное тело остаётся как бы на поверхности трёхмерного мира: при этом тело физическое играет роль спасательного круга для утопающего. Но как только связь между ними разрывается смертью, эфирное тело начинает погружаться глубже и глубже, из слоя в слой, пока не достигнет равновесия с окружающей средой…»

                И таким вот образом, под тяжестью эфирного тела, душа человека вначале попадает в первый слой Чистилища, который называется – Скривнус (названия эти Андреев не придумывал, а ему их сообщал его Проводник в эти области Потустороннего мира). В этом месте томятся миллионы умерших взрослых людей, и здесь нет детей. Их облик немного размыт, но полностью сохранено их земное человеко-подобие. Они во что-то одеты, но во что, про это автор не написал; не указал он также про половые различия этих страдальцев. Серое небо, свинцовое неподвижное море и местность напоминающая тундру. Длинные бесконечные бараки, где ночуют эти несчастные. Постоянная бесполезная работа, где нет ни творчества, ни радости труда. Кто-то пытается починить старую ржавую сковородку, кто-то моет жирные склянки и так далее. В их снах нет приятных сновидений. Многих гложет тоска по своей земной жизни, которая им кажется раем. Люди сюда попадают за то, что они всю свою жизнь думали только о материальном, они были полностью погружены в свой земной быт. За холмами скрываются какие-те огромные страшные существа. К сожалению, Андреев не стал вдаваться в подробности этого места, в виду того, что у него, видимо, не было достаточно времени, чтобы там как следует всё рассмотреть. Мне кажется, что многим из нас иногда снятся такие вот сны, где много какого-то пыльного хлама, пустые пространства с дверями и коридорами, грязные туалеты, и некое ощущение тоски. Возможно, это некое подобие Скривнуса, которое нас посещает в наших снах. Андреев, скорей всего, узрел только некий кусочек этого слоя Чистилища…

                Далее какая-то часть из этих несчастных обитателей сих мрачных безрадостных мест попадает в слой, который называется Ладреф. За ними приплывает чёрный, похожий на ящик, корабль, быстрый и бесшумный. Люди (если их так можно назвать) в паническом ужасе разбегаются, но тех, которых нужно поймать, ловят и загружают в тёмный трюм (как каких-нибудь рабов), ибо их грехи или карма тяжелее мучений Скривнуса; и корабль отчаливает, и как бы спускается по спирали вниз. Страдальцы оказываются в неком сумрачном пространстве на границе вечной ночи. Здесь нет ни строений, ни людских толп. Слышны чьи-то шорохи, шаги и чувствуется присутствие каких-то невидимых страшных существ. В этом слое оказываются те, кто при жизни был маловерным, и не позволял силам духовности проникать внутрь их душ; хотя, при этом, никаких преступлений и злодеяний они не совершали. Андреев не описал, как здесь проводят время эти грешники, - работают ли они, или просто тихо страдают на протяжении долгих лет. Это как бы некий переход в другой слой, который называется Мород, и который намного страшнее, ибо в этом слое душа человека сталкивается с глубоким одиночеством…

                Слово Мород чем-то похоже на слово Мордор, - и это, я думаю, простое совпадение. В этот слой страдалец попадет, как бы находясь во сне (он засыпает в Ладрефе, а просыпается в Мороде), его туда стремительно переносят демонические существа, которые строго следят за кармой. Этот слой покрыт мраком ночи, и тут лишь слабо светятся кое-какие растения, почва и скалы. Про Мород, - я лучше опять процитирую самого автора… «Здесь, в Мороде, царствует абсолютная тишина. Каждый, пребывающий в этом мире, других обитателей не воспринимает совсем и уверен в своём полном одиночестве. Тоска великой покинутости охватывает его, как железный панцирь. Напрасно метаться, молиться, звать на помощь, искать – каждый предоставлен общению только с собственной душой. А душа преступна, её память запятнана совершённым на земле злодеянием, и для такой души нет ничего более пугающего, чем уединение и тишина. Здесь каждый уразумевает смысл и масштабы совершенного на земле зла и выпивает до дна чашу ужаса перед своим преступлением. От этого бесконечного диалога с самим собой несчастного не отвлекает ничто, даже борьба за существование. Потому что никакой борьбы тут нет, пища кругом в изобилии, ею служат некоторые виды почв. Одежда? Но в большинстве слоёв, в том числе и в Мороде, эфирное тело само излучает облекающую его ткань: ту, которую мы заменяем одеждой. И если в мирах Просветления она прекрасная и светящаяся, то в Мороде творческая ущербность его обитателей позволяет создавать только эфирные клочья…»

                Далее следует слой, который носит короткое название - Агр. В этом Агре уже нет никакой природы, - это мрачный тёмно-кровавый город (чем-то похожий на Петербург), в котором постоянно льют чёрные дожди, и в котором хозяйничают огромные безротые существа - волгры. Эти ужасные волгры – трёхполы. Мужская особь оплодотворяет особь среднего пола, которая какое-то время вынашивает зародыш в себе, а потом передаёт его особи женского пола. Эти хищники охотятся на тех, кто когда-то были людьми на земле. Облик этих страдальцев чем-то напоминает гномов, - они совершенно наги, и от этого они переживают беспомощный стыд; и тела их уродливы и убоги, а лица у них как бы смазаны. Эти люди-гномы живут в постоянном страхе быть пожранными волграми, которые их как-бы засасывают через свою пористую кожу. Эти волгры тоже глубоко несчастны и их неподвижные глаза могут вызвать даже жалость. У волгр есть какая-то своя примитивная цивилизация, и они даже отчасти разумы, и они что-то там строят; и эти сооружения напоминают гигантские стволы деревьев Калифорнии. После долгих мучений, какой-нибудь гном может преобразиться, - он увеличивается ростом, и у него начинают проступать черты лица, которым он обладал при жизни на земле; и это свидетельство того, что в нём произошла трансформация, и он полностью искупил свои земные грехи. Ему в этом помогают, по словам Андреева, посланцы из синклита Небесной России, которые его поднимают вверх, из этого кошмарного слоя Чистилища…

                Андреев пишет, что в этом страшном Агре побывал наш великий поэт Александр Блок. Далее процитирую с небольшими сокращениями: «…Я видел его летом и осенью 1949 года. Кое-что рассказать об этом - не только моё право, но и мой долг. С гордостью говорю, что Блок был и остаётся моим другом, хотя в жизни мы не встречались, и когда он умер, я был ещё ребёнком… Я его встречал в трансфизических странствиях уже давно, много лет, но утрачивал воспоминания об этом. Лишь в 1949 году обстановка в тюремном заключении оказалась способствующей тому, что впечатления от новых ночных странствий с ним вторглись уже и в дневную память. Он мне показывал Агр. Ни солнца, ни звёзд там нет, небо черно, как плотный свод, но некоторые предметы и здания светятся сами собой – всё одним цветом, отдалённо напоминающий наш багровый… Важно отметить, что неслучайно мой вожатый показывал мне именно Агр: это был тот слой, в котором он пребывал довольно долгое время после поднятия его из Диггура… За истекшие с той поры несколько лет он вступил уже в Синклит России».

                После Агра следует слой, называемый Буствич, и туда можно попасть, будучи съеденным волгрой. Тут имеет большое значение именно карма несчастного страдальца, а не только глупое везение. Буствич – это место, где всё гниёт, и находиться здесь крайне омерзительно. Сюда попадают те, кто на земле жил только плотскими желаниями, и в чьих душах отсутствовало противодействие всему этому. Здесь пленника гложет отвращение к самому себе, потому что эфирное тело его превратилось в подобие кала. Способность к движению крайне ограничена. К тому же здесь обитают, между двумя воплощениями в одном из демонических миров, души мелких человекоподобных демонов, которые, как и волгры, питаются теми, кто когда-то были людьми. Облик этих демонов малоприятен, - полулюди-получерви, размером с кошку… Андреев узрел здесь, к своему великому удивлению, того, кто был российским императором Павлом I. Суровость такого наказания поразила писателя-ясновидца, но ему было сообщено, что если бы царя не убили, и он бы тиранствовал до своей естественной кончины, то судьба его была бы ещё ужасней, и он попал бы в одно из самых ужасающих страдалищ – в Пропулк…

                После Буствича следует Рафаг, - об этом слое Андреев написал крайне скудно. Здесь пребывают предатели и корыстолюбцы, преданные тирании. Они пребывают в постоянной муке непрерывного самоистощения, и их страдания чем-то схожи со страданиями больных холерой. Это последний слой, где ещё есть некий ландшафт, отдалённо напоминающий наши города. Далее следуют три низших слоя Чистилища: Шим-биг, Дромн и Фукабирн. Над этими слоями господствуют, по словам Андреева, ангелы мрака. Далее процитирую: «…Шим-биг - являет собой медленный поток, движущийся по невыразимо мрачному миру, заключенному под высокий свод. Трудно понять, откуда исходит полусвет, мертвенный и бесцветный. Мельчайший дождь сеется на поток, вскипая на его поверхности маленькими пузырями. И уже не одежда мучающихся здесь душ, но сами души в их деградировавших эфирных телах похожи на дымно-бурые клочья. Они мечутся взад и вперёд, цепляясь за что попало, лишь бы не пасть в поток. Их томит не только ужас: ещё большее мучение заключается в чувстве стыда и жгучая тоска по настоящему телу, по мягкому тёплому миру – воспоминания о радостях жизни на земле… А устье потока видится совсем вблизи. И сам поток, и весь этот туннелеобразный мир обрываются там подобно тому, как обрывается туннель метро при выходе на эстакаду. Но воды не впадают не во что: и они, и берега, и свод – всё растворяется в серой беспредметной пустынности. Там не может быть никакого тела, там и намёка нет на какую-либо почву или среду. Только одно не гаснет там: искра самосознания. Это чистилище называется Дромн: иллюзия страшного небытия…»

                На этом, я думаю, пора заканчивать, ибо каждый желающий может сам почитать великую книгу Леонида Андреева «Роза Мира», аналогов которой нет (во всяком случае, лично я не знаю). Возможно, были другие писатели-ясновидцы, которые не придумывали и не сочиняли, а писали правду; но чьи труды исчезли, будучи уничтоженными инквизицией или секретными службами. Эту книгу тоже могли сжечь, но она чудом сохранилась, и была опубликована в эпоху Гласности и Перестройки. Для многих сие сочинение кажется неудобоваримым бредом сумасшедшего, которое осилить может такой же сумасшедший. Лично я так не думаю, хотя верить во всё на все сто процентов, тоже не следует, так как всегда нужно сохранять некую внутреннюю свободу. Возможно, Чистилище, описанное Андреевы, уже не такое, и там всё изменилось, и там произошла тоже некая перестройка, и эти миры немного выглядят по-другому. Но таких выдающихся писателей-ясновидцев, которые могли бы это всё проверить и описать, скорей всего, не существует. Имеются в небольшом количестве, писатели-фантасты, которые, возможно, что-то там прозревают и видят своим полураскрытым третьим глазом. Все эти демонические параллельные миры, в которых царят другие законы и где время течёт в обратном направлении. Может быть, тот же Карлос Кастанеда ничего не сочинял, а тоже писал чистую правду про индейца-шамана из племени яки, которого звали Дон Хуан Матус. А если и врал, то только немножко, чтобы его книжки лучше продавались…