14. Антикварные часы. Кража века

Тамара Давидова
      Глава 14. Экспертиза антикварного украшения

      Сыщ, главный следователь Министерства защиты населения от коррупции, решил лично побеседовать с экспертом украденного объекта. Он пригласил известного искусствоведа по декоративно-прикладному искусству, чтобы специалист дал заключение о художественной ценности и реальной стоимости украденного предмета роскоши.

      В кабинет зашла пожилая дама, экзальтированной внешности, явно демонстрируя показную радость, что наконец-то она кому-то стала нужна.

      Поздоровавшись, она протянула Сыщу свою сухонькую руку, где на каждый палец украшали антикварные кольца всех художественно-исторических эпох.

      Сыщ сразу же оценил художественный вкус и стоимость богатств, которые она носит, наверное, ценность украшения на каждом пальце равна стоимости дорогого автомобиля. Он подумал, и как она эта женщина не боится ходить без охраны и спать спокойно в своей однокомнатной квартирке, правда, она проживает в самом дорогом и престижном районе города, в здании стиля неоклассицизма, на котором находится табличка: "Охраняется государством". Возможно, страна охраняет не только этот архитектурный объект, но и эту антикварную старушку.
Старушка представилась:
- Я, Мадам Юварт-Крыскина, лицензированный специалист в области искусства, я являюсь уникальным специалистом в области антиквариата теории и истории ювелирного искусства, имею глубокие познания в области стилистических особенностей предметов старинного искусства.
     И далее продолжила:
     - Я, чрезвычайно рада, что иногда мои познания становятся востребованными и меня приглашают по проблемам анализа и определения ценности художественных произведений, пусть даже в полицию. Мне так надоело сидеть учёной крысой в музейных архивах, если бы Вы знали, как я люблю ювелирные украшения.

      Мадам Юарт-Крыскина элегантно достала лупу в красивой серебряной оправе из своей сумочки стиля модерн, взяла фотографию в свои художественные пальчики, и прищурив один глаз, то издалека, то вблизи разглядывала художественный объект. 

      Криминалист наблюдал, как внешний вид этой «антикварной старушки» говорит о многом. как двигаются морщинки вокруг глаз и на лбу меняется выражение глаз в зависимости от того, как в её голове происходит процесс поиска и совпадения образа данного изделия именно тем местом в её памяти, которое соответствует хронологической шкале, культурологической структуре и искусствоведческой классификации. Вдруг она пафосно заявила:
      - Да, представленный объект на фотографии соответствует изысканному стилю - европейскому рококо, Боже, где же Вы взяли такой редкий, уникальный экземпляр? На современном художественном рынке такой сохранности антиквариат не встречается. Это французские карманные часы конца 18 века на шатлене, цепочке, с помощью которой прикрепляется к одежде, корпус выполнен из золота, частично покрыт синей эмалью, инкрустирован жемчугом и возможно, мелкими бриллиантами.

      И далее искусствовед с удивлением сказала
      - Неужели сегодня мужская мода опять вернулась к такому благородному аксессуару? Раньше карманные часы были признаком благосостояния и респектабельности джентльмена. Ах, какая прелесть, и сегодня какой-то очень практичный и состоятельный мужчина "всё своё взял с собой", чтобы продемонстрировать свое положение в обществе.

      Сыщ поблагодарил специалиста и поинтересовался:
     - Не находите ли Вы какие-то особенности, например, был ли ремонт этих часов, всё ли в сохранности или время не пощадило этот предмет?
   
     - Не берусь сказать точно, но мне кажется, что крепление шатлене не является родным, возможно, был ремонт или заимствован от других карманных часов. А может быть. из-за плохого крепления эти часы во время банкета открепились и упали, а кто их нашёл? Вот счастливчик! Нет, нет, простите, я сказала, что счастливчик, потому что имел возможность подержать в руках историю, это настоящий, такой редкий экземпляр искусства прошлых времен!

      Счастливая старушка, усаживаясь в кресле поудобнее, закинув одну ногу на другую, спросила разрешения закурить, раскрыла свой портсигар в художественном исполнении, и привычными движениям, приподняв одну руку кверху, где между пальцев у нее дымилась папироска, вставленная в длинный, красивый мундштук, она всем своим видом явно демонстрировала красивые, художественные украшения.

     Сыщ подумал про «антикварную старушку», интересно сколько же стоит она со всеми своими украшениями и предметами на современном антикварном рынке?

     А старушка продолжила его мысленные рассуждения:
     - Оценочную стоимость по фотографии определить не могу, потому что не имею возможности рассмотреть его в натуральном виде. Рекомендую пригласить ювелира с целью определения очень примерной цены.
      - Понимаю, Вы интересуетесь стоимостью моей персоны, могу сказать, что я еще не самый дорогой экземпляр, хотя и высокопробный. Вас всё удивляет, потому что Вы не касаетесь сферы искусства. не вращаетесь в этом ужасном мире антиквариата, где такая конкуренция, такие волкодавы, голову оторвут, и как сложно в этих жёстких условиях работать простому искусствоведу.

     Мадам Юварт-Крыскина написала экспертное заключение, в конце были  слова: "На представленном фотоснимке - редчайшее антикварное изделие ювелирного искусства конца 18 века, изготовленное скорее всего французским мастером и представляет образец высокого художественного уровня, и, однозначно, является бесценным экспонатом, достойным украшением ювелирной экспозиции любого известного мирового музея".

     Приглашенный эксперт. мадам Юварт-Крыскина, под своей экспертизой записки поставила дату и подпись, доктор около культурологических наук,  старший научный сотрудник, главный хранитель Главного музея Гномов-Сада, Заслуженный работник культуры Гномов-Сада, Почётный искусствовед заокеанских музеев, Почётный эксперт Заокеанского Аукционного Клуба по продаже произведений искусства «Арт-Содбис" и другие звания.

     Обратившись к следователю. Сыщу, мадам Юварт-Крыскина поинтересовалась:
     - Сколько же я получу за сделанную экспертизу, сколько стоят мои знания?

     Сыщ ответил:
      - Ваши знания также бесценны!

     И попросил подписаться под типовым формуляром, что она, по фамилии такая-то обязуется не разглашать  информацию, которая является тайной следствия.

      Высокоинтеллектуальная и образованная мадам Юварт-Крыскина с высокомерием ответила:
     - Я ценю Вашу иронию и благодарю за предоставленную мне возможность соприкоснуться с высоким искусством в стенах Вашего не очень культурного заведения. и позвольте Вам возразить, Вы глубоко ошибаетесь, мои знания - это тоже товар и очень дорого стоят, особенно на мировом уровне.
      - Еще раз я Вас любезно благодарю. Спасибо, провожать меня не надо.

     Сыщ подумал, что надо бы последить за этой мадам, уж очень она не простая, не связана ли она с криминальным миром. Он взглянул в окно, обратил внимание на ретро автомобиль, за руль которого садилась эта антикварная старушка, но надо признать, что она всё-таки блестящий специалист, с ходу дала заключение.

      Вопросов появилось еще больше. Как такое ценное и редчайшее украшение французского антиквариата попало в страну Гномов-Сад? Какая история стоит за движением этого предмета ювелирного искусства на протяжении двух веков, кто были эти хозяева? Где теперь найти историка, как эта мадам Юварт-Крыскина, но, наверное, таковых нет. История дорогих украшений всегда «покрыта мраком» и связана с множеством тайн.

     (Продолжение следует)