Мастер и Маргарита. Рецензия на фильм 28. 0

Виктор Томилов
    Одна из загадок для зрителя фильма ,,Мастер и Маргарита'' — почему деяния
Волонда в Москве так мелки? По сути, иначе чем мелким хулиганством их и
назвать-то нельзя. Какая-то стрельба из пушки по воробьям! Но ведь и в романе
Булгакова тоже самое, режиссер Михаил Локшин здесь не мог отступить от
написанного у Булгакова. Хорошо. Возникает вопрос — А почему тогда у
Михаила Афанасьевича Булгакова Воланд совершает такие совершенно
незначительные деяния, правильнее, конечно, исходя из статуса Волонда , было
бы сказать злодеяния?
    У читающего сейчас эти строки есть мнение, объясняющее то, о чем
сказано выше?! Выскажите, пожалуйста, его в рецензии, мне будет очень
интересно с ним ознакомиться. А пока предлагаю для ознакомления свое
видение  по этому вопросу, по этой загадке.
    Отгадка на самом деле простая — Михаил Булгаков похоже считал, что
больше всего зла человеку в его повседневной жизни причиняет не верховная,
высшая власть, а мелкие человечки, стоящие на самом низу иерархии. И кто же
это, спросит читатель? Охотно отвечу. В советское время это были: продавщица
в магазине; вахтерша в общежитии; кладовщик на складе; самый захудалый
чиновничек и т. д. Люди, имеющие возможность в силу своего служебного
положения причинять мелкие неприятности другим людям, и делающие это для
того, чтобы таким способом компенсировать какие-то неудачи в собственной
жизни. Разумеется, Михаил Афанасьевич со всеми подобными прелестями
сталкивался и сталкивался много-много раз. Особенно в этом плане ему
досаждали литературные критики, и фильме показано — толстый альбом на
столе, а нём вклеенные вырезки из газет с критикой трудов Мастера. Но мы
знаем, что прототипом Мастера является сам Михаил Афанасьевич. Альбом,
аналогичный показанному в кинокартине, реально существовал. Он был у
Михаила Булгакова, и из трех сотен критических заметок, всего лишь одна была
положительной. Трудно даже вообразить, какие чувства испытывал Михаил
Булгаков в отношении данных критиков!
      И вы, уважаемые читатели, всё еще до сих пор думаете, что Берлиоза
отправил под колеса трамвая Воланд?! Вы правильно меня поняли — Берлиоза
под трамвай отправляет Михаил Афанасьевич за то, что он так обошелся с
пьесой Мастера , причем достаточно изощренно отправляет, во всем виноват
дескать Воланд, а что с него взять, ведь он дьявол, как позже выяснится.         
  В жизни Михаил Булгаков в своих фельетонах частенько очень едко проходился   
  по тем людям, которые ему чем-то не нравились. Граждане! А теперь вопрос —Далеко
ли ушел Михаил Булгаков от тех мелких людишек, которые использовали свое
служебное положение для причинения мелких неприятностей другим людям?!
    Михаилу Булгакову много неприятных моментов в жизни
доставили не только люди, воспользовавшиеся служебным положением, но и
без оного. Неизгладимые впечатления оставили у него крестьяне, когда он
после фронтового госпиталя работал врачом в Смоленской области в селе
Никольском.
   Что же мы имеем по факту в результате пребывания Воланда в Москве в
деле его борьбы с пороками человеческими? Имеем до смешного мало — кого-
то сажают в тюрьму за якобы незаконное хранение валюты, разоблачается
адюльтер у кого-то, и бедные женщины, поверившие, что им бесплатно дается
заграничная одежда оказываются голыми на улице. Почему так? Почему такой
низкий К.П.Д. (коэффициент полезного действия)? Дело в том, что в таком
вопросе, как борьба с пороками, точечные действия абсолютно бессмысленны.
Действия нужны системные, и на продолжении длительного времени. Как
говорили раньше, примерно в те же времена — лихим кавалерийским наскоком
тут ничего не сделаешь. Первым, кто показал, что в деле борьбы с
человеческими пороками нужен системный подход, показал, как это ни странно,
библейский Моисей. Недаром ведь ветхозаветный Моисей водил древних
евреев 40 лет по пустыне. Сорок лет водил для того, чтобы сменилось два
поколения людей.
   Что же получается, дорогие граждане, в твердом осадке, выражаясь языком
химиков? А получается, что атеист Михаил Афанасьевич, снявший с себя
крестик в восемнадцать лет просто смеется над Воландом! Нет, и в фильме и в
романе Воланд внешне выглядит очень пристойно и достойно. В кинокартине
Воланд выглядит даже достойнее чем в романе. Спасибо за это Михаилу
Локшину и сценаристу Роману Кантору! Не совсем поняли? Сейчас объясню. В
фильме женщины не оказываются голыми на улице. Вы поверили мне?
Напрасно! Кажется, эпизод с голыми женщинами на улице был всё же отснят,
но не вошел в фильм при монтаже. Так что, уважаемые читатели, никому не
верьте! Даже мне!
                21. 04. 2024