В небе Индры. Апсара. Либретто балета

Галина Матвейчук
  Что за шум и суета в главном городе неба Индры, Амаравати?

   Принаряженные жители города - гандхарвы(небесные музыканты), апсары(танцовщицы) и многочисленные дэвы(божества) пришли пораньше, чтобы занять на центральной площади места получше.
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ШЕСТВИЕ ЖИТЕЛЕЙ АМАРАВАТИ.

   Вот появляется сладкая парочка - боги Удачи и Успеха, сыновья Ганеши, внуки Шивы. Все им, конечно, рады,их дружно приветствуют. Те вежливо раскланиваются.
ТАНЕЦ УДАЧИ И УСПЕХА.

Торжественно проходят и занимают свои места боги планет: Сурья(Солнце)
со своими двумя жёнами( Сангхья и Чхая, свет и тень), красавец Чандра( месяц) с любимой женой, звездой Рохини,Лохитанг(Марс),Брихаспати(Юпитер), Шани(Сатурн) с женой, апсарой ДхаминИ, Шукра(Венера, мужчина, кстати), Притхви(Земля, здесь, традиционно, женщина), Будха(Меркурий).
СОЛНЦЕ С ЖЁНАМИ(ТАНЕЦ)ЧАНДРА С РОХИНИ(ТАНЕЦ).
Наконец, выход богов стихий: текучий Варуна(вода), Вайю в лёгких развевающихся одеждах(воздух) и сияющий Агни(огонь).
ТАНЦЫ БОГОВ СТИХИЙ.

Все ждут выхода Индры, и он появляется, в блеске молний, с женой, ослепительной красавицей Индрани.

    Вся эта публика собралась на встречу Арджуны - земного сына Индры, великого героя.Сегодня в полдень возничий Индры, Матали, привезёт Арджуну в небесной колеснице - вимане.

     Далеко в небе над площадью загорается яркая точка, она растёт, очертания виманы становятся всё более явственными, и, наконец, она опускается на площадь. С неё сходят Матали и Арджуна.

   Что ты за человек, спрашивает Матали Арджуну. Когда вимана трогалась, даже я вздрогнул, а ты даже не покачнулся!
КОРОТКАЯ ПАНТОМИМА МАТАЛИ И АРДЖУНЫ.

    Индра благодарит Матали и усаживает Арджуну рядом с собой. Начинаются танцы апсар, сначала массовые, потом в центре площади остаются 4 самые знаменитые апсары: Менака, Менавати, Дхамини и Урваши.
ПА ДЕ КАТР.

   В давние времена они влияли на историю Земли, соблазняя богов, мудрецов и царей по приказу Индры,и не было никого, кто бы устоял перед ними.

   И всех красивее и неотразимее среди них Урваши.
ВАРИАЦИЯ УРВАШИ.( У неё должна быть самая красивая, выразительная мелодия лейтмотив из всех четырёх.Ну и костюм, и грим, конечно).

    Зрители впечатлены, Урваши кончает свой танец под гром аплодисментов.

     Все смотрят на неё, а она смотрит только на Арджуну.Арджуна краснеет и смущается.
      
Сцена в жилище Урваши.Она наряжается перед зеркалом, собираясь встретиться с Арджуной. Апсара примеряет сари, затканные золотом, венки и гирлянды из золотых, розовых и голубых лотосов, буквально унизывает себя украшениями: они везде, на лбу, в волосах, на шее.Она вся завешана ожерельями, а руки до локтей покрыты браслетами. Браслеты и выше локтя, есть такие специальные. Украшения закрывают и тыльную часть ладони, на каждом пальце по перстню, соединённом цепочками с украшением кисти руки и с браслетом на запястье. Серьги свисают на плечи и напоминают гирлянды экзотических цветов или, прости меня господи, люстры Большого театра. Украшения звенят и на лодыжках. Косметики, разумеется, тоже не жалеем: блёстки наклеиваем прямо на лицо, выше бровей. Пальцы рук окрашены в красный цвет, как это полагается по индийской моде, на ногах красным цветом нарисована обувь: в Амаравати приятнее ходить босиком по ухоженным пешеходным газонам. Наконец, наряд принимает желаемый вид.Урваши довольна своими усилиями.
ПАНТОМИМА ИЛИ ВАРИАЦИЯ.

Жилище Арджуны.Завтра у него первое занятие по работе с небесным оружием.Он приехал к Индре отнюдь не прохлаждаться: на Земле его ждёт кровавая битва при Курукшкетре с двоюродными братьями, в ней ему придётся убить любимого дедушку, учителя, родного брата, ставшего на сторону врага по неведению. Потерять в этой битве  всех своих сыновей, услышать божественное откровение друга, оказавшегося иномирным существом.

     Но всего этого он ещё не знает и просто разглядывает оружие.

      Появляется Урваши. Арджуна вежливо приветствует её. Апсара пытается рассказать ему о своих чувствах. Но Арджуна слишком наивен, чтобы понять косвенные намёки. Становясь всё более откровенной, Урваши, наконец, прямо сообщает ему о своих желаниях.

     Арджуна смущён. Робко он пытается возразить ей, что что женат и это является для него препятствием: он не может ответить на её чувства.
      "Ты сейчас так далеко от Земли,что тебя можно считать мёртвым" - возражает апсара."Никто не будет иметь к тебе претензию."
       Тем не менее,  отвечает Арджуна, я останусь верен своему ГАРЕМУ.
-Что? - смеётся апсара.
-Так возьми меня в свой гарем, раз верность ему для тебя так важна.
- Я не могу этого сделать - отвечает Арджуна.
- Но почему же? - ядовито интересуется апсара. Её терпение уже на пределе.
- Помнишь ли ты, уважаемая, как Индра послал тебя на Землю соблазнить царя Пурураваса, с чем ты так блестяще справилась?
- Конечно, а что здесь такого особенного? - пожимает плечами апсара - Это обычная практика.
- Это основатель моего рода, сообщает Арджуна, и ты моя прапрабабушка!
-Что!? -вне себя посклицает Урваши.
Да, женщина многое может снести, но, когда вожделенный ею молодой красавец называет её почтенной бабушкой...Это уж слишком!
- Моему обаянию не может противиться ни один мужчина! И, если он таки преуспел, он таковым НЕ ЯВЛЯЕТСЯ! Я, апсара Урваши, проклинаю тебя на мужское бессилие!

     В гневе покидает она жилище Арджуны. Он хватается за голову.
БОЛЬШОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПА ДЕ-ДЕ, кульминация балета.

   Дворец Индры.Индра сидит на троне, рядом с ним Читрасена, царь гандхарвов. Они пьют амриту и наблюдают танцы апсар, планируя большой праздник для чествования Арджуны.

     А вот и сам Арджуна, вбегает в смятении и падает к ногам своего небесного отца.

- Что случилось? - спрашивают его Индра и Читрасена.
    Арджуна в самых драматических тонах описывает происшествие.
НЕБОЛЬШАЯ ПАНТОМИМА.

     Индра и Читрасена покатываются со смеху. Просмеявшись, Читрасена говорит, что Урваши, конечно, стерва, но у неё есть одно очень хорошее качество, с помощью  которого, говорит он Арджуне, мы тебя выручим, а её накажем так, что это будет приятно и полезно. Вам обоим. Она ПРЕВОСХОДНАЯ танцовщица, настоящий профи.

     Так беги к ней и скажи, что сейчас проникся её непреодолимыми красотой и  обаянием, и пылаешь к ней страстью, но... проклятье уже подействовало и сделать удовольствие ей ты никак не можешь.Разве что станешь её партнёром в танцах и выразишь свой пламень в движении. 

      Она научит тебя танцевать и это пригодится тебе в будущем на Земле.
Тебе придётся год скрываться, а спрятаться великому воину Арджуне очень трудно - его знают повсюду.

       Поэтому ты спрячешься в гареме царя Вираты под видом евнуха, учителя танцев его жён и дочерей. Год ты проведёшь неузнанным в женском платье, и никому не придёт в голову искать тебя в женской одежде и под женским именем Бриханнада, которой ты возьмёшь себе в качестве артистического псевдонима. А после этого проклятие апсары потеряет силу.
ВАРИАЦИЯ-МОНОЛОГ ЧИТРАСЕНЫ.

       Арджуна возвращается к Урваши. Она огорчена, но учить его согласна.Вместе они начинают с простейших упражнений.
КОМИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ УРВАШИ И АРДЖУНЫ.

        Проходит год. Проводы Арджуны на Землю. Арджуна и Урваши танцуют для жителей Амаравати. Все в восторге. Арджуна нежно прощается со своим учителем танцев, Урваши, касаясь её ног и тем повышая её общественный и моральный статус: теперь учеников у неё будет больше.
АПОФЕОЗ.
         Арджуна уходит на Землю, где его ждёт кровавая битва и опустошительные потери, а Урваши - в рай неба Индры.Навсегда.