Это кто же к нам подкрался?

Леонид Колос
«И вновь продолжается бой. И сердцу тревожно в груди». Сердцу тревожно в груди от того что слышу в новостях. И все планы, что сяду писать исключительно про лютики-цветочки и про амуры, сантименты и африканские страсти, не оправдываются. Страсти не африканские бушуют прямо в сердце родины. Привожу цитату из интернета:
«Студенты Российского государственного гуманитарного университета запустили петицию против создания в вузе учебно-научного центра имени философа Ивана Ильина.
 «В XX веке Иван Ильин активно потворствовал деятельности немецко-фашистского режима, оправдывал преступления Гитлера противостоянием с большевизмом и писал о необходимости русского фашизма. Научный центр одного из ведущих ВУЗов страны-победительницы фашизма не может носить имя сторонника фашистских идей, принимая во внимания ту общественно-политическую обстановку, в которой в данный момент находится наша страна», — говорится в петиции, опубликованной 12 апреля на сайте Change.org.

Студенты потребовали переименования научного центра. Для этого они предлагают устроить публичное голосование в вузе. С момента запуска петицию подписали уже более 4,6 тысяч человек.

Высшая политическая школа имени Ивана Ильина учреждена в РГГУ с июля 2023 года. Недавно СМИ обратили внимание на то, что этот научно-учебный центр возглавляет философ и политолог Александр Дугин, консультирующий Кремль по идеологическим вопросам. Президент РФ Владимир Путин неоднократно цитировал и называл Ивана Ильина в числе наиболее близких ему философов.
Сам Дугин так прокомментировал кампанию против школы в своем телеграмм-канале: «Очевидно, что в центре и этой операции те же силы, которые хотели меня убить и убили Дашу. Ничего не меняется. Русская Идея — вот чего все они боятся больше всего. И Русской Победы».

 «Когда-то мы доберемся и до настоящих заказчиков. Ибо так велит нам поступить и жить Русская Идея и прекрасный русский философ, гегельянец и монархист Иван Ильин. А переименуем мы не нашу Школу, а ее оголтелых противников. И так переименуем, что мало не покажется», — добавил он.

 Для Дугина очевидно, что студенты, кто подписал петицию против Ильина это филиал тех, кто убил его дочь. То есть, из слов Дугина получается, что по одну сторону баррикад, студенты, убившие его дочь и покушавшиеся на него, а по другую он и Ильин, которого он постоянно цитирует. И эта новость заставила меня забыть про амуров и порыться в интернете. Я о деятельности Ильина знал мало. В институте на философии нам о таком не говорили. Политолог, выступавший по поводу петиции студентов, сказал, что Путин, потому цитирует Ильина, что, наверное, обучаясь в университете, Ильина проходил. Сомневаюсь. Путин ведь учился во времена социализма. А тогда философия была только марксистско-ленинской и больше никакой. Остальные Гегели и Канты только упоминались вскользь.

Студенты Ильина обвиняют в симпатиях к Гитлеру. Дугин отрицать это не может. Это бессмысленно. Отвечает  угрозами, чем суровее. Тем лучше.  а откуда у него такая уверенность в победе?  Ведь он не служит в ФСБ, МВД. Он преподаватель, философ. Дело философа убеждать, а не угрожать. Но он почему-то угрожает последствиями.  Как видно, он представляет один из разделов философии, скорее, идеологии, срастившейся с силовыми структурами. Или скорее, силовые структуры находятся под крылом этой идеологии.   

 Но поскольку я не особенно знал, за кого так обиделся Дугин, что увидел в обидчиках Ильина террористов и убийц, пришлось, перед тем, как писать, кое с какими трудами Ильина ознакомиться. Знакомясь, обнаружил, что в интернете Ильин уже досконально разложен по косточкам. (и были о нем статьи, изданные раньше петиции студентов) Поскольку имеются серьезные статьи, нет нужды самому что-то говорить. Все о некоторых гранях деятельности Ильина, особенно о тех, которые ранят Россию, как страну, воевавшую с фашизмом, и воевавшую именно тогда, когда Ильин хвалил фашистов, уже написано. Посему ниже моих реплик будет мало. В основном цитаты из интернета.


ИЗ ВИКИПЕДИИ

Иван Александрович Ильин  русский философ, писатель и публицист.  Представитель Белого движения и идеолог Русского общевоинского союза (РОВС), последовательный критик коммунистической власти в России и убеждённый приверженец принципа непримиримости в борьбе с коммунизмом. Ильин подвергался арестам органами ВЧК—ГПУ  Ему предъявили обвинение в антисоветской деятельности. 29 сентября 1922 года вместе с другими видными философами, историками и экономистами его выслали в Германию на пароходе «Обербургомистр Хакен».


С 1923 по 1934 год работал в Русском научном институте в Берлине. В 1933 году приветствовал приход к власти Адольфа Гитлера. В 1934 году в силу разногласий с национал-социалистами был снят с должности руководителя института. В 1938  переехал в Швейцарию.

Взгляды Ильина относительно общественного устройства России оказали большое влияние на некоторых российских интеллектуалов и политиков, в том числе Александра Солженицына. Ильина считают одним из идейных вдохновителей президента России Владимира Путина.


В мае 1933 года в связи с приходом в Германии к власти национал-социалистов написал статью «Национал-социализм. Новый дух», в которой выступил в поддержку нового режима:

«… Я категорически отказываюсь расценивать события последних трёх месяцев в Германии с точки зрения немецких евреев… То, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот… Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе… Сброшен либерально-демократический гипноз непротивленчества. Пока Муссолини ведёт Италию, а Гитлер ведёт Германию — европейской культуре даётся отсрочка…»


В 2009 году в одной из бесед с отцом Тихоном (Шевкуновым) Владимир Путин отметил, что часто перечитывает труд философа «Что сулит миру расчленение России». Путин неоднократно цитировал Ильина в своих выступлениях — в 2005, 2006, 2012, 2013, 2014 и 2022 годах. Трижды — в посланиях Федеральному собранию, дважды — перед военной аудиторией и один раз — на молодежном форуме.

Вслед за президентом Ильина цитировали или упоминали Дмитрий Медведев, Сергей Лавров, некоторые российские губернаторы, патриарх Кирилл и многие другие. Его книги в качестве обязательных к прочтению рекомендовали Владислав Сурков, Вячеслав Володин и глава КПРФ Геннадий Зюганов.

В последнее время цитаты и тексты Ильина широко используются в заданиях для ЕГЭ.»

  Конец цитаты из интернета.
 
Ильин как философ написал немало. Можно выудить из его трудов различные мысли на разные темы.  Но подозреваю, что на президента особое впечатление произвела короткая статья Ильина, написанная уже в 1950 году, «Что сулит миру расчленение России». это ведь для руководителя страны серьезный вопрос. Вот один абзац из этой статьи, который кажется служит президенту методичкой.


«Народы бывшей России, расчленяйтесь!»

«Мы должны быть готовы к тому, что расчленители России попытаются провести свой враждебный и нелепый опыт даже и в послебольшевистском хаосе, обманно выдавая его за высшее торжество «свободы», «демократии» и «федерализма», – российским народам и племенам на погибель, авантюристам, жаждущим политической карьеры, на «процветание», врагам России на торжество. Мы должны быть готовы к этому, во-первых, потому, что германская пропаганда вложила слишком много денег и усилий в украинский (а может быть, и не только в украинский) сепаратизм; во-вторых, потому, что психоз мнимой «демократии» и мнимого «федерализма» охватил широкие круги пореволюционных честолюбцев и карьеристов; в-третьих, потому, что мировая закулиса, решившая расчленить Россию, отступит от своего решения только тогда, когда ее планы потерпят полное крушение.

И вот когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг «Народы бывшей России, расчленяйтесь!» – то откроются две возможности: или внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмет в свои крепкие руки «бразды правления», погасит этот гибельный лозунг и поведет Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране; или же такая диктатура не сложится и в стране начнется непредставимый хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия. Тогда Россия будет охвачена анархией и выдаст себя с головой своим национальным, военным, политическим и вероисповедным врагам.»


Нашел в Интернете статью об Ильине.  Статья большая. Хотел бы сократить, но просматриваются такие замечательные аналогии с нашим временем, что не решился на сокращения.

«В центре Москвы на почетном месте — на старом здании МГУ (метров триста до Кремля и столько же до Госдумы) установлена (10 апреля 2008 года.) мемориальная доска в честь Ивана Ильина, философа, профессора, эмигранта, которого называют одним из идеологов русского фашизма. Словно желая избежать будущих разночтений, Ильин назвал свою программную статью 1928 года — «О русском фашизме».
Ключевая идея философского манифеста: «Фашизм есть спасительный эксцесс патриотического произвола».
Автор понимает, что фашизм — это произвол, насилие, но видит в нем спасение государства, в духе идеологов всех фашистских государств мира. Не знаю ни одного из них, кто не повторял бы эту мантру.
Поклонники ученого пытаются найти оправдание прославлению фашизма своим кумиром, подчеркивая, что речь там идет о «белом» фашизме. Но и этот пункт философ предусмотрел в 1928 году, предрекая, что разновидностей фашистского строя в мире будет много (цитата: «Может быть, это будет «розовый», «желтый» или «черный» фашизм»).
В те годы на основе практического опыта Ильин мог анализировать (и пропагандировать) лишь политику итальянского фашизма, и в его статьях есть занимательные, очень точные примеры.
Автор воочию наблюдает шествие итальянских фашистов и испытывает… восторг. «Это не «погромщики», но смести могут многое». Далее восторг переходит в поэтическое воспевание:
ЦИТАТА


Иван Ильин — о ритуале фашистов:


«Вы знаете этот жест фашистского приветствия: правая рука, вытянутая вперед и вверх, наискось, с ладонью, обращенною вниз, — сразу, жест подъема, стремления, клятвы, отдачи, единения, решимости, привета… как прост и трогателен у них этот жест!»
В нескольких статьях Ильина — четкое определение ключевого признака фашизма: безграничная власть вождя. Теоретический постулат встречаем в девятой статье Ильина из Италии: «Прежде всего, для фашизма важно, драгоценно, необходимо качество вождя». В практическом плане тема раскрывается в четвертой и пятой статьях, представляющих собой безудержное, просто не имеющее границ прославление дуче:
ЦИТАТА

Иван Ильин — о личности Муссолини:

«Он есть олицетворенная душа фашизма, носитель его идеи, двигатель ее воли… Конечно, никто не знает, сколько еще лет жизни отведено в книге судеб этому замечательному человеку и куда поведет Италию его острый взор и стальная воля…»

Пожелание Ильина — долгие лета итальянскому дуче, на жизнь которого замышляют покушения его противники-масоны.

Воспевая деятельность дуче и обосновывая право фашизма на насилие, в последующих статьях философ поднимается до еще более высоких, патетических образов.
ЦИТАТА

Иван Ильин — о сути фашизма:


«Фашизм есть стихия национального каления, патриотической страсти и исключительности; он горит, шумит, бурно распространяется и зажигает огни на национальных алтарях. Он, как лава Везувия, вытекает за пределы, многое сжигает и во время извержения не блюдет граней и форм».

Из другой статьи Ильина:

ЦИТАТА

«Кто не любит беззаветно своего национального вождя, и не верит ему, и не верит в него, — тот не посылает ему своего сердечно-волевого луча верности, силы и вдохновения».

Впрочем, уже тогда было понятно, куда поведет страну вождь корпоративного государства. Ильин цитирует внешнеполитическую программу своего кумира:

ЦИТАТА

«На бойкот мы ответим бойкотом в квадрате, а на возможные репрессии — репрессиями в кубе… Если окажется необходимым, фашистская Италия сможет вынести за пределы свое трехцветное знамя, но никогда не спустит его».

До того, как итальянские летчики вынесут это знамя вместе с бомбами в небо испанской Герники, еще оставалось почти десять лет.

За последующие годы опыт фашизма в Европе изрядно обогатился. Ильин, проживая в Германии, получил возможность оценить его, и его оценка чрезвычайно важна для понимания темы. Дело в том, что апологеты Ильина утверждают, будто он воспевал всего лишь «чистый», первозданный фашизм, фашизм Муссолини, но не гитлеризм

Но это ложь. Против такой фальсификации «протестует» и сам Ильин. Используем вновь прием «от первого лица». В статье, написанной в 1933 году, уже после прихода Гитлера к власти, под заголовком «Национал-социализм» Ильин обрушивается на европейских либералов, критикующих «новый дух» и тем самым создающих «перекличку ненависти и злобы». Прославляемый Ильиным «новый дух» действительно отличал гитлеризм от итальянского фашизма и превращал его в нацизм. С самого начала это проявилось в преследовании евреев. Ильин наблюдал ситуацию, но не видел в ней проблемы.
ЦИТАТА


«Прежде всего, я категорически отказываюсь расценивать события последних трех месяцев в Германии с точки зрения немецких евреев, урезанных в их публичной правоспособности, в связи с этим пострадавших материально или даже покинувших страну».

Далее Ильин обрушивается на немецких евреев за то, что ранее они не высказали слова поддержки белому движению, с которым люто расправлялись большевики. А раз так — пусть немецкие евреи получат по заслугам:

ЦИТАТА

Иван Ильин — о немецких евреях:

«Наша русская трагедия была им чужда; случившаяся же с ними драматическая неприятность не потрясает нас и не ослепляет. Германский национал-социализм решительно не исчерпывается ограничением немецких евреев в правах. И мы будем обсуждать это движение по существу — и с русской национальной, и с общечеловеческой (и духовной, и политической) точки зрения».
В дальновидности Ильину не откажешь: германский национал-социализм действительно не исчерпывался ограничением евреев в правах и отнятием их собственности…
В противовес философу, прославлявшему политику пришедшей к власти НСДАП, многие общественные деятели уже тогда заявляли о бесчеловечной и тоталитарной природе национал-социализма. Ильин дает им отпор:

ЦИТАТА

Иван Ильин — о «перегибах» нацизма:

«Я отказываюсь судить о движении германского национал-социализма по тем эксцессам борьбы, отдельным столкновениям или временным преувеличениям, которые выдвигаются и подчеркиваются его врагами…

Как же могло случиться, что интеллигентный, образованный, мыслящий человек, пассажир «философского парохода» скатился к прославлению гитлеризма? Чаще всего его защитники объясняют ситуацию политическим интересом, суть которого для Ильина сводилась к борьбе с большевизмом. Подтверждал это и сам автор.

ЦИТАТА

Иван Ильин — о роли Гитлера для Европы:

«Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе».

В плоскости политической борьбы Ильин признавал, что главное противостояние происходило между гитлеризмом и демократией, и он защищал правоту первого:

ЦИТАТА

Иван Ильин — о «тупике демократии»:


«Германцам удалось выйти из демократического тупика, не нарушая конституции. Демократы не смеют называть Гитлера «узурпатором»; это будет явная ложь».
На самом деле явной ложью являются слова самого Ильина, делающего вид, будто он не знает, как именно были организованы за короткий срок три избирательные кампании, приведшие к власти фюрера, как использовались при этом и престарелый президент Гинденбург, уступивший власть канцлеру, и поджог Рейхстага… Впоследствии преступный характер механизма прихода Гитлера к власти был подробно описан и зафиксирован в итоговом документе Нюрнбергского трибунала, в том самом документе, который завершается приговором главарям НСДАП.
Прославляя и оправдывая фашизм в его гитлеровском исполнении, Ильин требует от современников (а может, и от потомков) прекратить «травлю» нацизма:
Ценой невиданных жертв человечество сумело разобраться в природе национал-социализма, и сделало это не по шаблонам Ильина. Дикость, злонамеренность, преступность его публичных призывов просто очевидны.
Испытывая по данному поводу неудобство, его современные российские апологеты не включили в 10-томное собрание сочинений ни одну из многочисленных статей, прославлявших Муссолини и Гитлера, и это, конечно же, правильно.

Но далее следует фальсификаторский прием: пытаются доказать, что болезнью прославления фашизма философ страдал лишь короткий срок и вскоре сам чуть ли не стал жертвой нацистов, потеряв место работы в «Русском научном институте».
Ильин действительно работал в «Русском научном институте», созданном в Берлине философом Семеном Франком, высланным из России на одном из пяти «философских пароходов». На борту того «Обербургомистра» осенью 1922 года находились три десятка профессоров, в том числе Франк, Ильин, Бердяев…

Через десять лет, в 1933 году немецкие власти произвели реформу института, удалив нескольких ключевых сотрудников, включая руководителя, Семена Франка. Сыграл свою роль тот факт, что нацисты, вводя закон о чиновничестве, определяли еврейство не по вероисповеданию (Франк крестился), но по крови. А она у известнейшего российского философа была еврейской. И вот тогда во главе обновленного института немецкие власти поставили Ивана Ильина. Длилось это назначение недолго, и через год не обладавший немецким гражданством философ потерял руководящую должность. Как говорится, ничего личного.

После этого Ильин, выступая с публичными лекциями в нацистской Германии, призывал к борьбе против угрозы большевизма, против планов Коминтерна по завоеванию мира. Конкретно в тех условиях его агитация служила интересам создания в 1936 году Антикоминтерновского пакта.

В 1938 году, потеряв расположение властей, он перебрался в Швейцарию.

Лишь после разгрома нацизма ему пришлось сделать несколько поправок в своей теории. Он написал одну статью с перечислением «ошибок» Гитлера, но тогда, после смерти фюрера, о его ошибках говорили даже верные последователи. Да и перечень, приведенный Ильиным, — это не обвинение Гитлера, а лишь объяснение причин его неудачи. После войны Ильин не отказался от своих прежних оценок и преступность фашизма как такового не признал даже после Нюрнбергского трибунала.

ЦИТАТА


Иван Ильин. Статья «О фашизме». 1948 год


«Фашизм есть явление сложное, многостороннее и, исторически говоря, далеко еще не изжитое. В нем есть здоровое и больное, старое и новое, государственно-охранительное и разрушительное. Поэтому в оценке его нужны спокойствие и справедливость».

Перечислив некоторые из просчетов фашизма, очевидных после его поражения, Ильин теперь возлагал надежды на альтернативные формы:

ЦИТАТА

Иван Ильин — с предупреждением к «русским патриотам»:

«Франко и Салазар поняли это и стараются избежать указанных ошибок. Они не называют своего режима «фашистским».

Ильин предлагает заимствовать из национал-социализма ценное, но не повторять повлекших сокрушительное поражение ошибок.

Идеология и деятельность Ильина, прославление вождей фашизма противоречат решениям Нюрнбергского трибунала, да и действующему российскому законодательству. Статья 354.1. УК РФ «Реабилитация нацизма» называет преступлением «Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран «оси», одобрение преступлений, установленных указанным приговором».

Конечно, сам философ уже не может нести никакой ответственности, согласно воззрению, из древнерусских летописей: «Мертвые сраму не имут». Никто не призывает ограничивать распространение 10-томного собрания сочинений или клеймить его книги штампом, что автор — идеолог фашизма.

Но, следуя духу и букве закона, недопустимо установление на здании МГУ мраморной мемориальной доски в честь апологета фашизма и нацизма. Она, согласно статье 354 Уголовного кодекса РФ, не имеет права находиться на фасаде государственного учреждения, поскольку является прославлением лица, взгляды которого диаметрально противоположны решениям Нюрнбергского трибунала.»

 На этом статья из Интернета заканчивается.

Прошло сто два года со времени высылки Ильина и сто лет со смерти Ленина. Ленин лежит в Мавзолее, а памятная табличка Ильина на здании МГУ. Вернули из забвения.  Вернули из забвения его учение. Получается, что за сто лет Россия, сделав сальто, оказалась почти в той же точке, где была до семнадцатого года.
Читатель скажет: ну и что? Так с каждой страной.  История развивается по спирали.  С каждой? Давайте сравним. Возьмем для сравнения наших антиподов, врагов, сатанистов. В годы Ленина, чернокожих американцев не впускали в некоторые магазины в США, выделяли отдельные места в автобусах для черных. Но прошли годы, президентом стал афроамериканец. Америка изменилась.

Возьмем Германию. Она пережила годы гитлеризма. А сейчас это демократическая страна. А в России популяризируют идеолога русского фашизма.  И не приемлют того, что в Украине прославляют Бандеру.

Я думаю, мало кто из простых россиян знает о личности Ильина. Мало знает, что он приветствовал Гитлера. Зато по заметному подъему в российском обществе, который случился после нападения ХАМАС на Израиль, подозреваю, что россияне не по философским конспектам, а внутренним чутьем, душой знакомы с идеями Ильина. Если такая масса народу принимает душой идею своего превосходства над остальными народами, если обзывает остальных фашистами, то никакие предупреждения – «осторожно, фашизм!» – не сработают. Ильин и не стеснялся называть свои идеи идеями русского фашизма.  Тогда это слово не было ругательным. СССР даже союзником Гитлера был при нападении на Польшу.  И поддерживали бомбардировки Гитлеров Британии. Обожглись чуть позже. Практика является критерием истины. Пока не сунешь палец в огонь, не убедишься, что это такое.

Немцы и итальянцы во времена Гитлера и Муссолини тоже были вдохновлены возрождающимся величием, говоря, что Германия, Италия встают с колен.  Вставали они своеобразно. Известно, чем закончилось.

Судя по тому, что идеи Ильина снова в ходу в России, практика для нас не является критерием истины. Гитлер говорил, что предпочитает учиться на ошибках чужих. А на своих собственных учимся ли?