Явление мудреца

Сергей Бородин
В любые смутные времена в обществе, потерявшем ориентиры своего прогрессивного развития, всегда весьма активно будируется вопрос о доминантной национальности, способной выдвинуть мыслителя, чей пророческий взор сквозь времена и событийный хаос сможет определить единственно верное направление развития данного человеческого сообщества. Почему-то большинство сограждан при таких обстоятельствах демонстрируют твёрдую уверенность в том, что мыслители подобного масштаба могут выдвинуться исключительно из рядов наиболее массовой части народонаселения страны, переживающей смуту нравов, мыслей и деяний. Однако по достоверным свидетельствам уважаемых общественных деятелей многие из мудрецов, появляясь как бы неожиданно на общественном небосклоне часто из самых отдалённых поселений, представляли в своём лице немногочисленные народы, непосредственно поспособствовав убережению от реального культурно-исторического исчезновения неизмеримо более многочисленным этносам.

В период же, предшествующий проявлению означенного мудрого спасителя, толпа малоискушённых в вопросе политических манипуляций индивидов напряжённо высматривает внутри самой себя вожделенного Данко, готового без колебаний вырвать из своей груди сердце, дабы осветить путь слепых разумом соплеменников. Горлопан или авантюрист, витийствующий перед телекамерами, солдафон, бросающий в толпу рубленные командные фразы, короче, любой слегка выделяющийся на общем сером фоне член такой толпы обычно заставляет млеть нищих духом сердца масс-людей: «Ура! Вот, ОН! Мы дождались пророка! Мы все воедино пойдём туда, куда будет направлен его указующий перст. – А Он ли это? – Да, Он! Он! Бежим скорей за ним!». Никчёмные людишки, влекомые всего лишь непомерной гордыней да жадностью припадения к властному пирогу, споро надуваются и быстро  сдуваются – на роль Данко пустозвоны и властолюбцы не только не способны, но и панически боятся такой участи. Завираясь вконец, очередной «мыльный пузырь» из политического бомонда быстро лопается. Но что характерно – эхо завиральных речуг такого временщика ещё не успевает стихнуть, а толпа уже вожделеет нового «халифа на час», в запале общего мазохизма безрассудно снова и снова наступая на одни и те же грабли множество раз. Глупость толпы как таковой ещё с древних времён стала притчей во языцех, по причине чего супротив маниакальной тупости толпообразных сообществ бессильны даже самые убедительные доводы разума.

Но есть и другая закономерность, гласящая о том, что настоящие мудрецы чураются толпы с её нескончаемой суетой и чрезмерными потребительскими запросами. При этом разумеющие жизнь индивиды прекрасно знают, где искать реально мудрых людей. Тем, кто желает узнать их воочию, нужно всего-то направить свой взор на уединённые места. От мудрых людей, не подчиняющихся логике толпы, сторонящийся примитивных нравов толпы человек ощущает необыкновенную мощь духа. Часто мудрецы выглядят вроде бы обычными людьми при том, что любому беспристрастному знатоку быстро становится ясной очень важная их особенность – деяний таких людей хватило бы на несколько жизней рвущихся к власти новых вождей с гнилой душонкой. И именно поэтому перед истинной мудростью человека не грех склониться в почтительном поклоне любому землянину вне зависимости от его национальности. И такое вненациональное почитание мудрецов правильно само по себе, хотя  и глупость человеческая также не имеет национальности.

Наделённые от рождения прозорливой душой мудрецы, на мыслительной деятельности которых неявным образом реально держится жизнь человеческих сообществ, часто находятся рядом, не узнаваемые массовкой, глаза которой застит примитивный американизированный типаж с квадратным подбородком, мясистым торсом и линейным мышлением. Однако великий промысел жизни, часто непостижимый для обыденного ума, в критические моменты истории являет людям таких мудрецов, хотя такое явление случается далеко не часто в виду малого числа таких уникальных людей. Тем более, что среди без удержу чванливых приобретателей земных богатств дорога жизни мудрых людей весьма терниста – этих предстоятелей пред вечностью за род людской. И всё же вопреки всем тяготам и напастям, которые щедро выпадают на их долю, они, будучи вселенскими миссионерами, по своей воли никогда не сходят со своего заветного пути сквозь тернии, падая, разбиваясь, калечась, а зачастую – погибая. Для этих боговдохновенных мыслителей верность завету жизни выше всех невзгод и испытаний, ибо дух их крепок, а помыслы чисты. Влекомые ими их последователи уже идут по торному пути. Так было всегда у всех народов. Так будет и впредь, иначе жизнь прекратится, поскольку тогда обделённых мудростью людей будет ожидать неминуемая погибель.


20.04.2024



Сергей БОРОДИН