Мастер и Маргарита! Критика праведников, фильмы

Станислав Бартенев
Мастер и Маргарита! Критика «праведников», фильмы.

На днях посмотрел ещё один фильм «Мастер и Маргарита» 1994 года. Лучшие актёры, хорошие сцены, Но! Сцены бала Воланда показались слишком «фееричны».

Понятное дело, времена были безцензурные, режиссёру хотелось удивить, показать обнаженные тела и прочую глупость.

Но что удивительно! Во многих постановках этого романа, а также в критических оценках практически никто не выражает основную мысль гениального романа.

Всё как в баснях Крылова!

«Слона-то я и не приметил!».

Помню, не так уж и давно, показывали лекции несчастного «богослова» Андрея Кураева по этому роману аж по каналу «Культура» для школьников и студентов.
Кураев подметил такие жуткие мелочи, как зеленоватость глаз Воланда, будто бы он болел сифилисом! Это сам дьявол? «Богословы» у нас очень лихие, даже ангелов, пусть даже падших, наделяют человеческими болезнями! Добрую Маргариту назвал  шлюхой или проституткой… В общем, хотел как лучше, но получилось как всегда. Подставил не великого Булгакова, а только самого себя. Но надо сказать, что почти вся страна его внимательно слушала и восхищалась его «мудрованием».
Не похожа ли эта ситуация что описывается в романе Булгакова?

«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!».

Ничего не меняется!

«Смотрим в книгу, а видим фигу!».

Убирая основную мысль романа, всё превращается в обыкновенную фантастику и даже ложь.
Написать книгу о дьяволе в самые жестокие гонения на Веру и всю культуру русскую мог только настоящий смелый и великий писатель, ибо утверждая его, утверждается Сам Творец вселенной.

Но о дьяволе ли этот роман?

Конечно нет! Он о Любви, об ужасном безбожии, что влечёт человека превращаться в скотину.

Воланд - лжедьявол! Почему?

Настоящий дьявол есть противник всего доброго и всякой правды. Цель его погубить человека, отвести от Бога. Воланд никого не губит, а даже наоборот, выявляет зло, глупость, доказывает существование Бога и в завершении спасает Мастера и Маргариту, уводя их в тихое место.

Следовательно, люди уже были под воздействием дьявола и именно потому к ним и посылается лжедьявол Воланд, перевёртыш, со своей смешной свитой дабы выявлять зло.

Думаю, что вообще не стоит рассматривать этот роман с точки зрения серьезного богословия.  Если многие «богословы» не могут разобраться в иносказаниях, и аллегориях Откровения святого Иоанна Богослова, то в этом фантасмагорическом гротескном романе стоит ли это делать? Не может какое либо произведение, пусть даже и самое гениальное, претендовать на Истину! Писатель затрагивает важные моменты своего времени и пытается их показать с разных сторон с помощью гротеска и даже обмана, дабы у читателя возникало как можно больше вопросов.

Стоит ли поддаваться сильно фантазиям писателей?

Ведь в таких известных произведениях как «Маленький принц» Экзюпери, «Анна Каренина» Толстого, «Мартин Иден» Джека Лондона и в сотни других мы можем легко обнаружить проповедь безысходности и суицида.

Булгаков специально исказил евангельский сюжет, ибо было бы глупо Его строки вставлять в роман, да ещё в те жуткие времена. Это была бы явная евангельская проповедь за которую он мог бы легко лишиться жизни. А так, какой-то мастер в безбожной стране пишет исторический роман о Пилате, основываясь всего лишь на своих ощущениях и догадках. Кто его за это осудит?

Лучше вникнуть насколько велика любовь Маргариты к Мастеру! Она готова продать душу свою дьяволу чтобы спасти любимого, доказывая истинность слов Спасителя!

«Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13).

Вот те слова, что пропустили режиссёры фильмов, критики, «праведники», да и многие невнимательные читатели, без которых роман не имел бы никакой ценности!

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Как можно было не заметить это и не вставить в фильмы и лекции о романе?

Великий Пост!
Вторник 16 апреля 2024 г.