У меня в гостях. 29. Там-там там-там-там

Игорь Рассказов
                29. Там-там… там-там-там.

Если бы когда-то меня обучали так музыке, как это происходит сегодня, то в эту профессию я никогда бы не попал. Там-там… там-там-там – это при поступлении в музыкальную школу просят простучать, чтобы проверить ритм. Самый простой способ нащупать хоть какие-то музыкальные задатки у человека. Вот, а тут практически дипломированные специалисты с трудом попадают в такт. Отчего так? Наверное, волнуются. Это первое, что приходит на ум. Второе – это когда не «в коня корм». И такое встречается. Третье – это когда не смогли обучить должным образом. Как правило, таких натаскивают. И пока все они ещё в одной куче, как бы всё прокатывает. А потом, когда надо по одиночке что-то там доказывать и чего-то добиваться в жизни, получается, мягко выражаясь, результат так себе.
Приведу пример: поступали со мной где-то 32 человека на отделение народных инструментов в музыкальное училище. Взяли 16 человек. Диплом получили только девять. По специальности работало четверо. Сейчас всего два человека осталось в этой профессии. Это статистика и её опровергнуть трудно.
И потом, кто сейчас хорошо зарабатывает в музыкальной профессии? Единицы могут сказать, что всё у них получилось: деньги, авторитет и… старость. Как бы с этим всё понятно. А как быть молодым, избравшим эту стезю? Тут вариантов несколько: или сразу бежать из профессии, или попробовать найти всё же свою нишу в музыке. Понятное дело, если не дурак, то и первое, и второе сгодится. А как с этим у нас? А с этим у нас полный облом. Во-первых, челы падки до выпивки, отчего что так, что эдак, а конец один. Во-вторых, по молодости думаем, что всё ещё нагоним. Увы, что-то примеров тому пока не встречал. Может кому из Вас посчастливилось? Лес рук и… тишина.
Приплюсуйте к этому то, как учат и чему в области музыки. И надо начинать с самого начала, где там-там… там-там-там, ибо, без этого дальше нет смысла занимать чьё-то место. В виду того, что желающих после окончания обучения прозябать в этой профессии не так уж и много, берут всех подряд музыкальные колледжи. Нет, так-то стараются чего-то там придерживаться при отборе на обучение. Да и потом натаскивают с умением на ту или иную музыкальную дисциплину. А куда без этого? Ещё постоянно администрация твердит, что надо мотивировать студентов к учёбе. Как бы и с этим всё понятно. Одно только «режет глаз»: «А где знания?»
Я тут на вскидку делал опрос по случаю проведения мониторинга среди студентов первых и вторых курсов, обучающихся на музыкальном отделении. Из шестнадцати человек только шестеро смогли простучать эти самые там-там… там-там-там. Ну, и как быть? Если они сейчас мимо лупят, то что их ждёт потом? Замужество? Да. Конкуренция в профессии? Осталось только понять: в какой именно, ибо, как правило, стараются найти места более хлебные. А чему здесь удивляться-то? Все хотят жить в достатке.
И какой выход? Вести более строгий отбор на музыкальные специальности? Как бы да, но зарплаты педагогов в музыкальных колледжах и выше зависят от количества обучающихся. А где взять столько и таких, чтобы монеты оттягивали карманы? Вот и идут педагоги на всякого рода ухищрения: берут всех, чтобы самим с голоду не сложиться в один прекрасный день. Ну, это я так утрирую, поскольку всегда есть места, где они смогут подработать. И работают в трёх и четырёх местах. Я сам работал сразу в шести когда-то. Вот-вот, был молод и уповал на систему, мол, дальше будет легче. Увы, не стало дальше лучше. Почему? Так возраст, блин…
Ну, с этим почти у каждого второго. Так вот, стоило мне присмотреться ко всему подобному, да вовремя вложить копеечку в свою задумку, всё изменилось. Сам переквалифицировался: стал изучать информатику и всё что её связывает с музыкой. Кстати, это сейчас настолько востребовано, что имеет смысл пересмотреть обучающиеся программы в колледжах на музыкальных отделениях. Пока подвижек нет, хотя попытки имеют место быть, но всё в рамках непонятно чего, где так же происходит натаскивание. Вот, и платят за это сущие копейки. К примеру, тоже самое, если этим заниматься в онлайне, приносит в разы больше доход тому, кто обучает музыке через информационные технологии. Пока ещё есть возможность в этой области заработать и заработать прилично. Что будет с этим уже завтра? Трудно прогнозировать. Понятно одно, что пока система в эту тему не влезла, можно не переживать о своих заработках.
И потом, система образования на всё новое бросается без всякого осмысления, пытаясь напялить на себя все «ноу-хау» сегодняшних реалий. Получается топорно, поскольку для всей этой «братвы» на первом месте значится оболочка, а уж потом содержание и результат. Почему так? А нет преемственности и принцип дидактики нарушается по всем пунктам.
Судите сами: как можно научить студента музыке, если он с трудом выстукивает там-там… там-там-там? Как можно добиться успеха в музыкальных компьютерных технологиях, если обучающийся не владеет игрой на музыкальных инструментах, путается в нотной грамоте?
Можно потратить кучу денег на приобретение современного музыкального оборудования, но что оно без того, кто сможет им управлять? А мы как раз этим путём и пошли. Кстати, даже на повышении квалификации по направлению музыка, вам ничего нового не расскажут, поскольку и там предпочитают работать по старинке. Я с 1997 года хожу на все эти курсы и постоянно одно и тоже: педагогика, психология, философия, методика преподавания. А где всё остальное, о чём я изложил выше? Так нет ничего и в ближайшее время не будет. И потом, систему образования ждут большие перемены, ибо менеджеры, заполонившие её, изрядно засорили содержание, а без него всё у нас опять упёрлось в отчётность и «галочки» о проведении мероприятий. Ура… ура… ура, господа-товарищи…