Электронные двойники

Юрико Ватари
«Витрина – это всегда и забор: мы не видим за ней, что творится в магазине, а видим то, что нас должно туда заманить, то есть мы не видим реальности». – Юрий Ратанов.



   Что мешает российскому дачнику на участке, размером  с футбольное поле творить японский дизайн? Лопухи и крапива, которые растут со скоростью 50 см в неделю?  Изобилие птиц, которые изнутри себя роняют семечки куда попало? И вот уже их стараниями  среди «японских» камней, прямо в центре восточной эстетики,  вылезает на свет косматый русский  чертополох, одетый в скафандр из колючек…  Муравьи? Эти строят свои дворцы со скоростью, превышающей все сроки лучших строительных компаний планеты.  Зайцы? О! Ушастые в итоге не просто съедят ближе к осени весь  урожай, но и приведут погулять  (для сиесты) на ухоженный участок свое многочисленное семейство и соседей из березовой рощи.
 
   Крошечный японский садик на двух квадратных метрах можно обслужить с помощью маникюрных ножниц. Но чтобы поддерживать подмосковный сад на тридцати сотках в приличном состоянии, нужен  полный набор техники: от триммеров до газонокосилок плюс  лучшие  инструменты  по каталогу от магазина Гардена.
 
   А разве не так живется  в тандеме соцсети-реальность?  Страничка может быть похожа на японский сад, возделанный и ухоженный  в лучших традициях,  а реальная жизнь ее автора изобиловать  меняющимся ландшафтом, не слишком устойчивым   климатом, нервирующими катаклизмами… Да мало ли?  Как бы человек ни старался предъявить себя в качестве японского сада,  чертополох способен вылезти в самый неожиданный момент и мигом испортить всю подачу.  Вот почему мой Ши Фу так не любит театральных декораций в тех местах, где не надо. И когда я слишком надолго виртуально задерживаюсь в Китае или в Японии, он напоминает, что Восток можно любить, его интересно изучать, но в моей ДНК (в этой жизни) все выборы уже сделаны. С этим нужно смириться и жить дальше здесь, в борьбе с крапивой и одуванчиками.

   Посему, после завтрака, снимаю шелковое кимоно, одеваю резиновые сапоги, джинсы, ветровку, бейсболку, перчатки   и иду на битву с лопухами.   А по вечерам, часто уставшая, далеко не всегда позитивная,  захожу  ВК.  Но какая бы я не пришла на встречу с друзьями, они знают, что это именно  я, а не придуманный и срежиссированный образ меня. Эмпатии у моих близких людей достаточно, чтобы внутри разноцветного  настроения видеть  меня подлинную, разную. С ней и общаться.
 
   А теперь грустные факты.
 
   Юрий  Ратанов:
   
   «Человека, убившего своих детей в Московской области, и успешного американского дерматолога, которая погибла от передозировки наркотиков, объединяют абсолютно безупречные профили в социальных сетях. Каждый день в них демонстрировались радость и благополучие…».

   Можно предположить, что  именно нереализованные потребности людей в реальной жизни   создают в аккаунтах не правдоподобный глянец.  Обилие «друзей» и подписчиков, фотографии, исправленные с помощью  фотошопа, предъявление на всеобщее обозрение любовных отношений, комфортабельные жилищные условия,  придуманная  карьера,  престижные марки машин,  наручные часы стоимостью в годовую зарплату ведущих специалистов и т.д.  Одним словом, витрина, на которую выставляется все то, что очень  хотелось бы иметь, но, увы...
    
   А теперь об авторских текстах в постах.
 
   Мне сегодня позвонила клиентка, у которой появилось желание самостоятельно  писать миниатюры.  Она  сказала, что не будет в них рассказывать о негативной стороне бытия, а станет создавать только позитивное настроение. Я, конечно, не эксперт в вопросах литературы, но с точки зрения психологии думается, что начинающему автору полезно было бы выработать привычку к правдивому и искреннему изложению.  Поначалу, когда мы только начинаем раскрываться в тексте,  из нас чаще всего лезут сорняки – лопухи,  крапива, череда…  Но потом, если этого не испугаться, потихоньку начнут  прорастать веточки той «мягкой силы», встречи с которой ждут (и  сам автор, и его читатели). Она не будет придуманной, а расцветет подлинным многообразием, раскроется уникально и правдиво так, как может написать только этот автор и никто другой. Конечно, есть секреты писательской профессии.  И мне посчастливилось осуществить свою давнюю мечту: я очень долго искала и, наконец, встретила в социальной сети писателя, эссеиста  и поэта, ныне живущего и здравствующего,  который именно так и пишет: правдиво и открыто, порой, нелицеприятно,  порой провокационно, чем иногда  вызывает отторжение у некоторых читателей.  Но гении – люди храбрые и честные. Собственно, эти два слова в  данном контексте – синонимы.

   Так вот, когда  я нашла в браузере его сайт, потом все опубликованные в интернете стихи и эссе, потом, открыла его страничку ВК, потом скупила все изданные  книги,  то поняла, что могу остановиться и дальше  никого не искать, потому что все, наконец,  нашла.  Живой  литератор  с очень высокой профессиональной  планкой, а, значит,  -  учитель ( здесь речь идет не о Ши Фу,  я пока не освоила мадригалы, чтобы прославлять его, как положено).
   
   А теперь про влияние социальных сетей.

   Чтобы социальная сеть не сформировала интернет- зависимость, не начала менять формат личности, не подвергла испытаниям внутреннюю систему ценностей  у приходящего в нее человека, должно быть устойчивое душевное здоровье, гармоничное развитие и, главное,  важно осознавать для чего понадобилась конкретная  социальная сеть.  Если личность не выстроена, то при виртуальном общении (часто избыточном)  в ней могут  усилиться  дисгармонические черты. И подобное  видно  не только в некоторых  аккаунтах, но и во всевозможных комментариях.
 
   Могу поделиться своим опытом. При создании странички ВК, я, как и многие, поначалу, обзавелась очень большим списком друзей,  писала комментарии там,  где нужно и где не нужно,  ставила лайки без разбора. Мне не хотелось ни с кем конфликтовать.  Но такая  позиция  продлилась недолго. Мне  стали писать.  Оказалось, что я подсознательно начала «работать» с проблемами людей. И вот тут внутри меня просигналила красная лампочка: стоп!  Подобное общение изнуряло, не приносило  пользы  ни мне, ни окружающим. В виртуальном пространстве проблемы не исцеляются.
 
   Пришло время спросить : зачем лично мне нужна социальная сеть? Ответ я нашла, потому и осталась здесь без всяких сомнений.  Просто привнесла любимый минимализм и сюда.  Это был мой осознанный выбор, о котором ни разу не пожалела. Ведь то, что  искала в интернете, я нашла: сначала Ши Фу, а потом и литературного гения.

   Сегодня, пройдя долгий путь в интернет-пространстве, мне  искренне хочется поблагодарить всех, кто не добавился ко мне в друзья, понимая что мы слишком разные, благодарю друзей, с которыми не один пуд соли съели вместе, благодарю своих родителей, подаривших мне  повествовательный, спокойный и необидчивый  характер, который помог логично  разобраться в тайнах соцсетей.

   Особо благодарю бесценного Ши Фу, немного волшебника, который  умел и умеет одним взглядом возвращать учеников  с ошибочной тропинки на  ведущую  дорогу.
 
   - Ты же пообещала, что до осени серьезных текстов не будет, - раздался насмешливый голос.

   - Написала  для  клиентки, которая решила стать писателем.

   - Да…- протянул Ши Фу, - придется закрывать пространство на ключ в связи с полным безволием ученика. Лучше бы до осени научилась писать мадригалы.

   - ))

А как я научусь их писать при закрытом пространстве? Придется включать внутренний интернет…:).



Иллюстрация: художник Ивонна Гилберт.