Домовая кухня

Раиса Иванова
Окончив учится в училище меня по распределению послали  отрабатывать два года в город Тольятти...
Когда я приехала в Тольятти, меня определили работать в домовую кухню. Это филиал от столовой номер восемь нашего района. Дали место в общежитии. Девчата попались добрые и разговорчивые, готовые в любую минуту помочь тому, кто в этом нуждался. Были девчата разных национальностей: русские, татарки, башкирки, украинки, белорусски и т д..., но это не мешало нам дружить и понимать друг друга. Между нами не было ссор, тем более драк. Пьянок не было, никто не пил, ни курил, ни ругался матом...

На работе меня приняли очень хорошо, тем более я была не одна, а с Галкой-татарочкой, которая проживала со мной в общежитии  и даже в одной комнате. Сначала меня поставили на раздачу с Галкой и мы вместе проработали дней 10-15. Потом бригадир с мастером решили, что тут можно справиться одной. Галке очень нравилось обслуживать людей. Она всегда подавала еду с улыбкой, с большинством нашла общий язык. На грубость отвечала спокойно, (к сожалению и такие посетители были). Галка, поговорив со мной, попросила, чтобы на раздаче оставили её.

Тогда меня поставили в овощной цех, где надо было мыть и чистить овощи, резать их на салаты и потом нести готовую продукцию на раздачу или в буфет. В этом цехе я не прижилась, так как там надо было чистить много лука. А я очищу штук пять - шесть, так появились слезы, которые застали глаза и появлялась сильная резь. И не только работать, смотреть не могла.

В рыбном цехе уже была женщина и она одна справлялась со своей работой...

В горячий цех меня не поставили так как помимо того, что надо было варить и жарить, надо было поднимать пятидесяти литровые кастрюли с первым блюдом и нести их на раздачу. А какое мне нести куда то, когда я с места их не могла сдвинуть...

Тогда меня поставили в мясной цех, в котором работала женщина из горячего цеха. Она ушла в свой цех и уже мне одной надо было делать мясные полуфабрикаты: котлеты, бифштексы, шницеля, фрикадельки, тефтели, гуляш и т д. В цехе я была одна и это мне очень нравилось. Никто не торопил меня и не командовал. Мои полуфабрикаты забирали в горячий цех, где их доводили до "ума", и отправляли на раздачу. Полуфабрикаты я делала не только для раздачи, но и для буфета, где их продавали и в сыром и в  жареном виде. Лук мне чистили женщины из овощного цеха и приносили столько, сколько нужно было по раскладке...

В нашей домовой кухне работали тринадцать человек, включая мастера и бригадира... У нас питались строители, ремонтники, слесари, водители автобусов и троллейбусов, работники ателье и химчистки. Приходили и просто жители города. Брали первые, вторые блюда и полуфабрикаты на дом.

Помню такой случай... У нас работала бригадир тётя Шура. Она писала мне раскладки, то есть в какой полуфабрикат что идет и сколько. Я со своей работой справлялась и всё успевала делать. Помощников у меня не было. В цехе на стене висела таблица с раскладкой продуктов. По этой раскладке я и готовила.
И вдруг в один из дней я читаю и вижу, что в одном из блюд не хватает продуктов... Нет их в раскладке...
-Как же так, - подумала я,  - они обязательно должны быть... Как готовить? С ними или без них?

Тогда я подошла к поварам из горячего цеха и спросила, как быть... И добавила-"Может тетя Шура забыла вписать?
Вот они то мне и сказали , что слышали разговор, где она говорила, что хочет, чтобы меня уволили, а на моё место взяли бы её родственницу. И посоветовали мне сделать так, как записано в раскладке. Я так и сделала...
К нам часто приходили с проверками и проверяли, правильно ли мы готовим . И не экономим или на чём...
И вот пришли к нам с проверкой... Продукты взяли на анализы и обнаружили что в одном из них не все что надо... Они сообшили мастеру - Татьяне Алексеевне. Она пришла ко мне и к удивлению не стала меня ругать, а сказала так, чтобы не обидеть... Чтобы я внимательней читала раскладку и готовила правильно, на что я ответила:
-Татьяна Алексеевна, извините, но я хоть и знаю всё наизусть, но раскладку читаю каждый день. В данный момент её поменяли и там были изменения, чему я очень удивилась, но сделала так, как написано. Я думала что теперь надо делать так. А спросить тётю Шуру я не могла, так как в тот день её не было.
Татьяна Алексеевна заглянула в раскладку и удостоверилась что я говорила правду. Она посоветовала мне делать как надо и добавила- что из за одного человека люди не должны страдать - и вышла.
Мне стало очень неприятно, но ничего изменить уже нельзя было...

Потом тетя Шура призналась мне, что хотела подставить меня и сказала причину. А что я могла узнать до её признания - она не учла.

Тёте Шуре был выговор от директора столовой и она уже никогда никого ни в чем не подставляла... Я обижаться на нее не стала и сделала вид что ничего не произошло...