Фамилия. Глава 20

Любовь Тарасова-Горина
Каким-то образом досталась Константину от пленных немцев  секретная карта с крупным масштабом,  доступ к которой был очень сильно ограничен. Этими картами пользовались  в армейских штабах.  Масштаб примерно был таким: в одном сантиметре – два километра.  Карта была настолько большая, что складывалась в книжку, как и все секретные крупномасштабные карты. Что за  области российские были на ней обозначены, сейчас уже никто и не помнит, но догадываются, что  на ней можно было найти и наш  Тюкалинский  район и село Новый  Кошкуль  со всеми подробностями. Любой пользователь точных географических карт может быть уличен в преступлении против Отечества – незаконном получении составляющих государственную тайну сведений, особенно в то военное и послевоенное время.
 
К тому же Костя приобрел мотоцикл БМВ немецкого производства, тоже вроде как трофейный, и раскатывал на нём по всему селу.  А поскольку больная нога не сгибалась, как ей положено,  Константин нередко падал  вместе с мотоциклом, бередя старую рану.

Видимо, кто-то однажды предостерёг Костю  об ответственности за  использование трофеев прилюдно: мало ли,  кто-нибудь возьмёт да и доложит куда надо. И привлекут тебя, голубчика, за измену Родине, несмотря на твои боевые заслуги и ранения. Наверное, это предостережение подействовало на него, как ушат ледяной воды, вылитый на бедовую голову. Костя залез в  подпол и там, подальше от чужих глаз, сжег злополучную карту. А мотоцикл примерно в 1947 году продал.

По селу Костя стал ходить пешком, лазил по столбам,  тянул между ними провода, а от них  – до дома, где  нужно было установить репродуктор: большую черную тарелку, которую  в деревне называли просто радио. Тянулись эти провода от центральной вещательной станции, передавали в одном направлении  сигналы ко многим слушателям. И была  лишь одна программа,  – из столицы, в эту единственную программу  в урочное время вкраплялись недолгие передачи из областного центра.  В общем, Константин налаживал в селе радиосвязь и отвечал за её   качественную работу.
 
Однажды, нацепив  «когти», или, по-другому,  монтерские лазы,   быстро поднявшись на вертикальный столб,  радист неожиданно рухнул вместе с ним на землю: подгнивший столб не выдержал веса человека. Высота была не маленькой, к тому же  столб упал на Константина. Он сумел перевернуть его и кое- как выбраться, но вся тяжесть столба  досталась  той,  многострадальной ноге.  С профессией радиста из-за тяжелой травмы пришлось  распрощаться.

Пришла пора по-новому взглянуть на свою жизнь, на свои знания, на свои обязанности перед семьей, на своё будущее.  Надо было приобретать новую профессию. А без образования чему можешь научиться?  Константин решил закончить десятилетку экстерном. Благо, Мария всегда поддерживала мужа.  В соседнем селе Солдатском  работала средняя школа,  там же жила старшая сестра Марии. К ней и направил свои стопы Константин.
 
Едва ли не круглосуточно корпел он сначала над учебниками для шестого класса,затем для седьмого, вспоминая законы физики и химии,математики и геометрии, которые когда-то изучал в школе, штудировал историю, а затем познавал новое, незнакомое  до самого последнего, десятого класса. Елизавета, хозяйка, нередко ворчала: весь керосин сжег у меня...  Но, пожалуй, ворчала только для виду.  Скорее, поражалась такой усидчивости, такому упорству зятя.

Экзамены Константин сдал вполне успешно. Вот только загвоздка вышла с иностранным языком. Ну, невозможно за короткое время выучить пятилетний курс немецкого языка! Пришлось пойти на поклон к директору школы. Тот внял просьбе  неординарного ученика  и, чтобы не портить благополучную картину с оценками  в аттестате,  по иностранному языку поставили четверку.
 
Теперь можно было подумать и о высшем образовании.