Заповеди 2

Владимир Шваркунов
ЗАПОВЕДИ 2
(посвящается Великому посту)
               
                «потому что праведный               
                верою жив будет.» (Гл.3:11).


ДЕТОВОДИТЕЛЬ.

«А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.» (Гл.3:23-25).

Эти слова ап. Павла по сей день остаются в силе, уже и Христос пришёл, и мы во Христа крестились, а никак нам не отказаться от «руководства детоводителя».

Поговорим о нашей «полноте времён», когда мы, с одной стороны, получили усыновление Божие через Иисуса Христа, а с другой, продолжаем держаться за «дела закона», как младенец за люльку.
Если человек не достиг (не получил) способности распознавать по совести доброго от недоброго и нет закона, указывающего ему, что делать и как поступать, то он должен был бы «самообучаться», т.е. постоянно проходить, например, путь Каина и лично ощутить значимость, весомость наказания за свой поступок. Нам известно, какое наказание получил Каин, напомним.

«и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.» (Бт.4:11-12).

Но вот появился закон, говорящий, - «Не убий». Наказание за это преступление в разных местах разное и сводится к двум приговорам – пожизненному заключению или смертной казни. Мы видим, что по человеческим законом наказание жёстче.  У наказания так же имеются две стороны: внешняя и внутренняя. Выше, Божье, - это внешнее наказание. А какое для Каина получилось внутреннее? Читаем дальше.

«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.» (Бт.4:13-14).

Обретает чувство изгнания и страха, что всякий с ним сделает то же, что он с Авелем. Господь – милосерд и оставил только «изгнание».

 «И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.» (Бт.4:15).
(Там есть сноска – (Бт.9:6), где сказано, что и природа несёт ответственность за жизнь человека, почитайте, интересно!)

Закон имеет другие запреты и ограничения: «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не лги», «Не пожелай чужого добра» …, в общем, немного чего! Но если, совершая перечисленные преступления, кто-то надеется уйти от человеческого правосудия и кому-то это удавалось, то, поверьте, от Божьего и внутреннего наказания ни одному ещё не удалось скрыться (пример сему – Каин).
Например, «Не кради», сколько сейчас совершается такого греха – «разлюли малина»! На сегодня самый удобный случай сему греху: и «почва» под стать и законы человеческие не поспевают, однако ни одного, занимающегося данным «промыслом», не минует «горящая шапка». Я уже говорил о индивидуальности подхода наказания за преступления. Кто-то может перенести и каиновское отчаяние (страх): «кто встретится со мною, убьет меня», а другой и от потери одного рубля Богу душу отдаст.

«Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез.33:11).

Совет творящим грех сей. Закон не только в слове, но и в силе. Поразмыслите и приглядитесь к себе и к жизни своей, и Господь покажет, какое наказание уже несёте и какое в будущем претерпите, если не «обратитесь от злых путей ваших».
Всё, всё будет как в той притче.
«Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? …
Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.» (Лк.12:57,59).

Если бы человечество было одержимо иными грехами, например, какой-либо «лунной болезнью», то она отразилась бы в заповедях. Практика же (история) показала устойчивую склонность нас к десяти грехам, о чём и свидетельствует закон, все остальные грехи от них и к ним. Опять же неправильно думать, что Всевышний изначально предначертал такой тернистый путь человечеству. Как в начале к Адаму и Каину, так и в продолжении до дня сегодняшнего Господь всеми возможными методами призывает нас к благочестию и никогда ни у кого не отнимает «свободы».
«Вот, - говорит Он - душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет.» (Ав.2:4).
Видим, что у праведного Он не отнимает «веры», так и надменному оставляет «неуспокоиность», только первая (перспектива) ведёт к жизни, а вторая к гибели. Что же сделать, чтобы и «надменный» отвратился от гибели (тем более таковых больше)?
Апостол Павел пишет.
«А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.» (Гл.3:23).

До срока все оказались под законом, чтобы спастись через закон, но, как утверждает Апостол, вера была изначально и оставалась неизменной и в приоритете всегда и скорее закон та же вера, -  (её) путь, «детоводитель» к ней.

«Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.» (Гл.3:17).

Да и сам Господь об этом говорит.
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.» (Ин.5:39).

Так что же мы все погибнем, кто не со Христом? Нет. Просто кто не со Христом продолжает быть в «детстве», а для нас таких, как пишет ап. Павел, нужен «детоводитель», который есть закон. По жизни? Нет, по уму и разуму, так как пока мы в «детстве» - мы «порабощены вещественным началам мира» (Гл.4:3). А чем человека, свободного от оков телесных, можно поработить? Только оковами разума, а по сути – «угождением плоти». Иначе вся наша жизнь — это исполнение вожделений плоти нашей!


И даже сегодня, ставшая очевидной, возможность обретать нам благодать от Христа, не отвратило человечество от греходелания (грехопадения), если не сказать больше, оно даже усугубилось, а по сему закон не устранился, хотя и вера распространилась. (Послушаем Павла)

«Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь (живёте по закону: «не убий», «не укради» и т.д.), не будет вам никакой пользы от Христа.
Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.» (Гл.5:2-5).

Закон, именно то самое: «я же не украл, не убил, …», лишь ведёт нас христиан ко Христу, но далеко не все по жизни доходят до Христа – до исполнения заповедей любви. А Христос лишь в том, кто живёт по любви!
(Что останавливает нас, что прельщает? Оставаясь под законом, мы имеем надежду стать со Христом, однако, предаваясь чувствам плотским, где ужас и страх и в тоже время, сладость и страсть, т.е. душа отягощена (руководима) плотью; мы в страхе и в муках рождения и никак не разродимся в вышнее – духовное!)

P.S.  Мы под законом, как природа на картине С. Жуковского, спим зимней спячкой, хотя пробуждение рядом, близко, Солнце всё ярче и теплее; успеть бы духовно расцвести до дней последних – до дней холодных, осенних.

Рисунок. С. Жуковский «Пробуждение природы (Ранняя весна)» 1898.