Алексей Антропов. Портрет Петра третьего

Геннадий Мартынов
      
               
     Вам нравится этот портрет? Мне не нравится. Совсем. Причем с тех самых пор, когда я его увидел впервые. А это было очень давно. Ещё в моём детстве. Ну в самом деле, попробуйте взглянуть на этого человека детскими глазами  и тоже как бы впервые. Стоит дядька в деланной, вычурной, театральной позе. А лицо? Не красавец. Скорее наоборот.
 
    Тоненькие ножки, чуть выпирающее пузо, непропорциональная маленькая головка. Узкие не атлетические плечи. И при всём при этом раздражающее распираемое самодовольство. Образ совсем не героический, несмотря на все усилия предстать именно историческим героем. Фон изысканного дворцового интерьера. Роскошная драпировка. Горностаевая мантия, Эту мантию с черненькими хвостиками могли носить только представители царствующей династии. Это царь-император Пётр третий.
      
    Портрет парадный. Его удлинённые ноги служат подтверждением возвышенного общественного положения Петра над остальными. А его рост был всего 1 метр 70 см.  Но на картине Пётр выглядит высоким. Здесь как бы связь внука с его дедом Петром I. Правда у Петра рост был  2 метра 4 см.

     И животик здесь совсем не случаен тоже. Он показывает, что обладатель такого животика  полон плодотворных жизненных сил. Даже поворот головы и устремлённый в будущее взгляд (радеет за благо своего народа) - всё отвечало требованиям парадного портрета.

   И как подтверждение власти помазанника божьего слева на столике атрибуты этой власти: Скипетр, Держава, Корона.  Всё из серебра, золота, усыпанные бриллиантами. А справа в проёме окна внизу видна баталия. Император был слегка помешан на военном деле. И это не случайно. Петр держит в правой руке подзорную трубу. Это он как бы руководит этой баталией. Причём в балетной позе. Хотя на военном поприще новоявленный император ещё не успел никоем образом отметиться.
 
   Позади императора мы видим мраморную колонну. Она здесь тоже не случайна. В парадном портрете нет ничего случайного.  Намек на то, что перед нами не просто человек, а духовная, военная, гражданская опора всей страны. 

                *****
     Пётр третий – он тоже один из Романовых, получивший власть по наследству. При этом я думаю вот о чем. Эта система наследования власти по родству, может выкидывать невероятные коленца. Может привести к власти курьёзные, карикатурные совершенно случайные фигуры. Как например этого Петра третьего.

     Да, по прямой он внук Петра первого. Да, но это и всё. Во всем остальном абсолютно чужая личность на русском троне. Родился он в Германии. Провёл детство и отрочество  в этой стране. Формировался как личность в совершенно чуждой для нас среде, в прусском духе. Необразованный и даже дремучий.  Не знал он нашей истории, нашего языка и основ православия.  Невольно вспоминается « Смеясь, он гордо презирал земли чужой язык и нравы». И всё правда. Так оно и было. Волею непредсказуемой и своенравной судьбы стал русским царём. А ведь мог бы быть и королём Швеции. И там у него было прямое родство. Было даже и приглашение на шведский трон. Да было уже поздно. Елизавета уже призвала его к нам в управители.
   
    Он был племянником  императрицы Елизаветы. Родился в семье ее сестры Анны и Карла Фридриха.

    Мальчик рано потерял родителей. Мама  умерла, простудившись на фейерверке. Праздник с красочными огнями был  организован у озера в честь его рождения. То есть, он косвенно стал причиной своей матери. Отца он потерял в возрасте 11 лет.

    Круглой сиротой был  Карл Фридрих. Позже его нарекут Петром третьим.  Его воспитатели воспитывали его в прусском  духе.  Ать-два, ать- два. С тех пор он полюбил военные парады. Эти парады были в сознании пацана чем-то вроде игры в солдатики. При дворе только и говорили, что о службе. Он учился ружью и маршировке. К этому с малолетства пристрастился да так, что ни о чём другом не хотел и слышать. Когда производился маленький парад перед окнами его комнаты, тогда он оставлял книги и перья и бросался к окну, от которого нельзя было его оторвать.  Иногда, в наказание за его дурное поведение окно ему закрывали. А то и вовсе ставили до получасу на колени на горохе, от чего коленки краснели и распухали.   Подвергали другим изощрённым и унизительным наказаниям.. Воспитатели мало заботились об его образовании: к тринадцати годам он лишь немного владел французским языком. Бедный мальчик.
 
   Итак, будущий монарх российский Пётр рос боязливым, нервным, впечатлительным, любил музыку и живопись и одновременно обожал всё военное. Он был бы не просто жалкой тенью своего недавнего пращура, а просто пустым местом. Не по Сеньки шапка была бы ему корона монаршая.
 
    Захудалый немецкий принц Карл Петер Ульрих, своенравной волею императрицы Елизаветы превращенный в наследника российского престола, а по смерти тетки ставший императором. Он мало годился на роль непобедимого владыки: он был тщедушен, недалек, некрасив, словом, лишен даже намека на какую бы то ни было импозантность и осанистость, свойственную королям.
               
                *****
      
     И вот в 1742 году  Карл Петер Ульрих  прибывает в столицу, в Зимний дворец,  Было большое стечение народа, любопытствующего видеть внука Петра Великого. И народ увидел принца-мальчика  - бледный, слабый и нежного сложения. Его белокурые волосы были причёсаны на итальянский манер. Елизавета в придворной церкви отслужила благодарственный молебен по случаю его благополучного прибытия.
 
    Хотя при первой встрече Елизавета была поражена невежеством своего племянника и огорчена внешним видом: худой, болезненный, с нездоровым цветом лица.

  А потом в том же году Карл Петер Ульрих перешёл в православие под именем Петра Фёдоровича.
 
    Когда через почти десятилетие великий князь узнал, что его дядя стал наконец шведским королём, он обмолвился:

«Затащили меня в эту проклятую Россию, где я должен считать себя государственным арестантом, тогда как если бы оставили меня на воле, то теперь я сидел бы на престоле цивилизованного народа»
                *****
       Елизавета подыскала и невесту будущему императору и всё в той же Германии. И опять выбор совершенно случайный, который во многом определил судьбу России.   Петра  женили на троюродной сестре, принцессе Софии Фредерике Августе Ангальт -Цербстской, будущей императрице Екатерине второй.  Ей во время приезда было 15 лет. В Оружейной палате можно и сегодня увидеть её подвенечное платье. Вы подивитесь тонкости и стройности её талии. Девочка-подросток. Вы можете себе представить её состояние с приглашением стать наследницей престола самой огромной страны в мире. Прибыв из захудалого немецкого королевства, она вдруг оказалась в блеске и роскоши Зимнего дворца. А в качестве приданного всего три платья. Была свадьба, сыгранная с необыкновенным размахом. Пять дней празднеств, перед которыми «меркли все сказки Востока». Петру и Екатерине был пожалован во владение дворец Меншикова, Ораниенбаум под Петербургом.

                *****
 А вот отношения   Петра с женой не сложились с самого начала. Екатерина отмечала, что муж «накупил себе немецких книг, но каких книг? Часть их состояла из лютеранских   молитвенников, а другая — из историй и процессов каких-то разбойников с большой дороги, которых вешали и колесовали».

      Муж и жена. А брачного ложа в общем -то и не было. Вместо того, чтобы делом заняться в положенные часы, он в солдатики оловянные играл. Как-то Елизавета спросила и у невестки, когда же нам всем ждать наследника. Ответ был простодушен и прямодушен. «Да как же я вам дам наследника, если до сих пор девственница». Ну девственницей она была не так уж и долго.  Вскоре пошли фавориты. Один из первых был Понятовский, которого она сделала впоследствии королём Польши. Были и другие. Способные и не очень.

     Но и супруг тоже не скучал. У него была своя амурная связь. С Воронцовой. Он поместил её в другое крыло Зимнего дворца. Да и вообще собирался отправить супругу в дальний монастырь. В Суздаль, к примеру, в Покровский женский монастырь, куда ссылали некогда своих жен прежние цари. Пётр первый сослал именно туда свою первую жену.  Да не успел Петр.  Она что же приехала  в Россию, чтобы кончить дни свои в убогой келье  в женской обители. Нет, не для этого! Она опередила его своим дворцовым переворотом.
   
  Не любил он Россию, и в России его тоже не любили.   За годы, проведённые в России, Пётр никогда не делал попыток лучше узнать страну, её народ и историю, он пренебрегал русскими обычаями, вёл себя неподобающим образом во время церковной службы, в носу ковырял.  Не соблюдал посты и другие обряды.

   Но кое что он успел сделать. Он упразднил Тайную канцелярию.  Пётр I  учредил Тайную канцелярию. Это был  орган государственной безопасности. Что-то вроде КГБ. А Петр третий упразднил этот орган, учреждённый Петром первым.
 
   Он также прекратил преследование старообрядцев .  Но у него было намерение осуществить реформу Русской православной церкви по протестантскому образцу. Вы можете представить себе эту безумную затею.  Это была бы катастрофа хуже никониаских  реформ. Это означало ещё и то, что он просто совсем не знал страны, в которую приехал править.  Истории и сути её не понимал. Души её не знал.  Несчастный император.
 
    Он и других дров наломал, навредив России. Главную вину, которую ему инкриминировали, это  аннулирование им завоеваний России в ходе Семилетней войны — передачу Фридриху II Восточной Пруссии. А Русские были уже в Берлине после победоносного наступления. Он  отказался от всех приобретений в ходе Семилетней войны, практически выигранной Россией. Все жертвы, весь героизм русских солдат были перечёркнуты единым махом, что выглядело настоящим предательством интересов отечества и государственной изменой. Это был его конец.
 
     А он еще грубо обращался со своей женой. Однажды он прилюдно обозвал её «folle» (сумасшедшая) Екатерина заплакала. Поводом к оскорблению стало нежелание Екатерины пить стоя запровозглашённый Петром III тост за здоровье Фридриха второго.

   Всё, больше ждать было уже невозможно. Переворот, поддержанный Гвардией. Он потерял одним ударом всё. Рассказывают, на него  было тяжело смотреть. Он сидел бессильный и безвольный, постоянно плакал. Улучив минуту, бросился к Панину (одному из заговорщиков) и, ловя руку для поцелуя, зашептал: «Об одном прошу — оставьте Лизавету [Воронцову] со мной, именем Господа Милосердного заклинаю!»

     Тут же встал тяжёлый вопрос. Что делать с низвергнутым императором? Посадить его в каземат крепости. А там уже сидел один узник – несостоявшийся император, Иван шестой  Антонович. Подсадить к  нему Петра третьего  и насмешить этим всю Европу? Комедия какая-то.

     Отпустить его домой в родное отечество, в Германию? А он об этом только и умолял. Можно было конечно, да ведь как опасно. А ну как он там вспомнит, что он император законный российский. А Екатерина – никто. И дать повод врагам России для нового похода на Русь. Хрен редки не слаще.
 
   Сначала бывшего самодержца арестованного  препроводили конвоем в Ропшу, в 30 км. от Петербурга. Через неделю от него избавились, говорят ударом бутылкой из под шампанского по голове. Объявили, что это был  приступ геморроидальных колик. Не  смешно. Вот таким был конец человека на портрете.
 
      Сначала его похоронили в Невском монастыре. После кончины Екатерины, по приказу Павла первого, его останки были перенесены в Петропавловский собор. Петра II перезахоронили  одновременно с погребением Екатерины II.

                *****
  В семье герцога Цербстского Екатерина получила домашнее образование. Обучалась английскому, французскому и итальянскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Она росла резвой, любознательной, шаловливой девчонкой, любила щегольнуть своей отвагой перед мальчишками, с которыми запросто играла на улицах. Родители были недовольны «мальчишеским» поведением дочери, Мать называла её в детстве Фике.
 
   Сразу после приезда в Россию она стала изучать русский язык, историю, православие.   русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. Они в отличии от навязанного супруга понимала, что шанс, данный судьбою, ещё надо отработать.
 
   Стремясь как можно быстрее выучить русский язык, будущая императрица занималась по ночам, сидя у открытого окна на морозном воздухе. Заболела воспалением легких и чуть не померла. К ней привели священника. Православного священника по её просьбе. Обошлось.

     Она читает книги по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера  и Монтескье.  Большое количество другой литературы. В то время, как Пётр третий продолжал играть в солдатики. А ещё играть на скрипке.
 
   Но всегда и во всем Екатерина  была такой умной. В Европе идёт промышленная революция. А в России в основном ручной труд. И при этом Екатерина считает, что машины наносят вред государству, сокращая численность работающих. В структуре экспорта только сырьё и полуфабрикаты, а 80—90 % импорта составляли зарубежные промышленные изделия.

  А ещё и распутство. Убила наивного мужа-дурака, а потом фавориты и фавориты. Она старела , а фавориты молодели. Их было больше двадцати. А  она ведь жила не в безвоздушном пространстве. Все всё видели и знали. А она и не пряталась. И как это сказывалось на воспитании подрастающего дворянского поколения.
 
                *****
     Художник Алексей Петрович Антропов. Он,  конечно,  не самый лучший художник портретов монарших особ.  Изображал этих особ, как умел. Да ведь надо вспомнить время , в котором он жил и творил. В живописи Россия только-только отошла от иконной живописи к светской. Школы не было никакой. А в Европе была уже Античность и Возрождение. Да и средневековье  европейское было несравнимо с нашим средневековьем.
 
     Вот давайте сравним живопись таких художников, как Ван Дейк, Рубенс, Рембрандт. Они тоже писали портреты королей и королев, принцев и принцесс европейских . И сравните с тем, что творил художник Андропов. Даже и не специалисту будет понятно, какая между ними огромная разница в   мастерстве.  А все вышеназванные художники жиди за сто лет до Антропова.
 
   Но не будем спешить, чтобы говорить о нашем художнике через губу. Ну, да, живопись не очень умелая. А откуда ей было взяться. Он же почти самоучка.  Школы не было. Академия живописи была основана позже.

  Творчество Алексея Антропова – это были  первые шаги новой русской светской живописи. Он прожил долгую жизнь в искусстве. Он родился ещё при Петре первом и едва не дотянул до восшествия к власти Павла первого. Он был солдатским сыном и внуком слесаря – оружейника.
 
      Пётр III Фёдорович стал российским императором. Это уже статус. Потребовались его живописные  изображения.  А как же без них. Все должны были видеть и знать нового помазанника  Божьего. В честь нового императора Святейший Синод решил украсить свою парадную залу его портретом.

   Сначала эту почётную и ответственную миссию поручили другому художнику. Рокотову. Не справился Рокотов. Вернее справился, да только Петр видел себя другим. А художник не мог сказать юному императору так , как сейчас  говорят некоторые художники – концептуалисты: Я художник  и я так вижу. И если вы видите не так, как я вижу, то это ваша проблема. Надо ещё дорасти до меня.  А это ваша проблема».

       Заказ был сделан уже известному другому художнику. Антропову. Это был шанс стать придворным живописцем. А это ещё слава и деньги.            
 
   И художник справился с этой миссией. Он дал Петру третьему то, что он хотел. Портрет приглянулся императору. Посмотрите ещё раз на портрет. Пётр III был рад видеть на картине то, что постоянно наблюдал в зеркале.    И он с восхищением сказал Антропову:

Вы настоящий художник. Никто не может передать души человека так, как сделали это вы!
     Да вот беда. Быть императору , да и быть вообще Петру оставалось всего около шести месяцев. Лишили его всего. И жизни лишили тоже. А Антропов по независящей от него причине не стал придворным художником.

    А тем не менее портрет представляет для нас большую историческую ценность. В самом деле. Фотографии в то время ещё не существовало. А потребность в изображении уже была. Настоятельная потребность. А как бы без помощи художника могли бы мы иметь представление о всех лицах, королей, царей и всех прочих того времени. Только художник. Только он своей трепетной пусть не всегда умелой рукой давал нам эти изображения. Без него никак. Пустота.
 
      Вот оно, это изображение. Его грудь украшена звездой,   усыпанной бриллиантами. Предмет гордости носителя. Это Орден Чёрного Орла. Прусский орден. О Петре  французский посланник выразился так. «Как был он немцем, немцем и остался. И никогда не станет никем иным». На русском троне.

                *****
    Художник Антропов   скончался в в1795 в Санкт-Петербурге. Похоронен на некрополе Александра -Невской лавры.Сохранилась надгробная плита с надписью:
"В надежде воскресения погребен на месте сем раб божий коллежский асессор и живописи художник Алексей Петрович Антропов. Родился 1716 года марта 14 дня. Скончался 1795 года июня 12 дня. Жития его было 79 лет 2 - месяцев 28 дней».

 Его могила находилась совсем рядом  от погребения  Петра III. Но немного позже останки Петра были перенесены в Петропавловский собор одноимённой крепости. Это было сделано по приказу Павла первого. Его называли  русским Гамлетом.  Сегодня вы можете увидеть в этом соборе два роскошных мраморных надгробия. Екатерины второй и Петра третьего. Немца и немки, оставивших очень разный след в истории России.