Малоярославцы, погибшие и пропавшие без вести. ПМВ

Ирия Гай Вторая
МАЛОЯРОСЛАВЦЫ, ПОГИБШИЕ И ПРОПАВШИЕ БЕЗ ВЕСТИ НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.Ч.2

У практически всех Волынцев выбытие датировано 6 мая 1915 года. Этот факт диктует необходимость обращения к оперативным документам указанного периода, чтобы узнать, что же произошло в этот день на позициях Волынского полка.
Начало мая 1915 г – это старт большого наступления германской и австрийской армий в Галиции, начало отступления Русской армии. Так называемый Горлицкий прорыв, по итогам которого буквально за пару месяцев военные достижения Русской армии в кампании 1914 г. оказались утерянными. К вечеру 2 мая 14 пехотная дивизия, куда входил Волынский полк, занимала позиции южнее крепости Перемышль, на львовском направлении, в районе д. Лутков. В течение последующих суток бойцы занимались обустройством линии обороны.


Утро 3 мая началось с гаубичного обстрела со стороны германцев, затем немецкая пехота, несмотря на противодействие русской артиллерии, заняла высоты с юга и юго-запада от окопов Волынского полка, т.е., от д Лутков. Движение противника началось и со стороны соседней деревни Болановице. Захваченные пленные показывали. Что в наступление двинулось около 8 полков германцев. Обстрел позиций 14 пехотной дивизии продолжался в течение всего дня. В 6 часов вечера 2 батальона австрийцев с 6-ю пулеметами повели наступление на левый фланг полка, но были остановлены встречным огнем русской артиллерии.


В ночь с 3-го на 4-е мая около полка немецкой пехоты пошло в атаку на правый фланг дивизии. Немцы в этот раз смогли дойти до проволочных заграждений, но отбитые ружейным и пулеметным огнем, были вынуждены окопался в полукилометре от русских позиций.


Утром 4-го мая противник возобновил артиллерийский обстрел. Как доносил командир одного из батальонов, «обнаружилось присутствие мортирной и тяжелой артиллерии 6 и 12 дюймового калибров. Расположение этих батарей наша артиллерия открыть не могла, почему я ходатайствовал о производстве воздушной разведки. Особенно губительно было действие тяжелой артиллерии по 2-му батальону Волынского полка, вследствие чего я просил инспектора артиллерии 17-го корпуса содействия мортирной и тяжелой артиллерии, бывшей в его расположении для подавления огня противника».


С правого фланга позиции у д. Лутков атаковали немцы, на левый фланг наступали австрийцы. Атаки продолжались с полудня до трех часов дня. Затем противник снова подверг русские позиции артиллерийскому обстрелу, а в пять часов вечера снова пошел в атаку. Спустя час она захлебнулась.


Командир батальона Волынского полка сообщал: «Противник стрелял очередями тяжелой и легкой артиллерией по небольшому протяжению наших окопов. Огонь был настолько губителен, что срывал и уничтожал окопы и искусственные заграждения. По показанию пленных тяжелая артиллерия была германская. Около 11 часов ночи с 4-го на 5 мая противник повел атаку на центр нашей позиции - фольварк Лутков и дошел до проволочных заграждений, несмотря на наш сильный ружейный и артиллерийский огонь. С криком «гох» противник бросился в штыки, но был отбит; с 2-х часов ночи с 4-го на 5-е мая атаки повторялись беспрерывно, будучи особенно упорными в 4 часа утра. После чего противник отхлынул с огромными потерями в свои окопы, унося с собой раненых.


По показаниям пленных, противник вел свои атаки в три линии, перекатами, причем если передние /австрийцы/останавливались, то задние /германцы/ стреляли в них. С отходом противника артиллерия его открыла бешеный огонь, продолжавшейся непрерывно до 8-ми час.утра, когда наступление противника возобновилось в том же направлении, а затем 2 роты германцев прорвали наше расположение между Минским и Волынским полками, причём наши блиндажи, находившиеся в лесу, были зажжены огнем неприятельской артиллерии. За этими ротами непосредственно хлынули значительные силы противника, а артиллерия его перенесла свой огонь на соседние окопы, занятые частями Волынского и Минского полков.


Около 3-х часов дня 5-го мая значительные силы противника вновь ринулись в занятый ими участок и начали упорно продвигаться вперед. К этому времени потери во всех трех полках дивизии стали чрезвычайно велики, особенно в офицерах и начальствующих нижних чинах. Многие роты уже не имели ни тех, ни других, а некоторые роты были совершенно уничтожены».


Около 6-ти часов утра 6-го мая новой атакой немцы смогли порвать позиции в обороне между Волынским и Минским полками. Однако к 10 часам утра русские войска смогли восстановить свои прежнее положение. В ответ противник снова начал артиллерийский обстрел окопов вдоль всего фронта севернее д. Лутков. «Огонь быль настолько силен, что сравнивал окопы с землей, засыпая людей. 3 и 4 батальоны Волынцев, 1,2 и 3 батальоны Житомирцев, 1 и 2 батальоны Минцев были совершенно уничтожены этим огнем».


И все-таки Волынский полк, при открытом левом фланге, держался и начал отход только в 6 часов вечера. Один из его батальонов попал в окружение, «отстреливаясь и прокладывая себе дорогу штыками, он пал почти весь полностью, к выс. 298 прорвалось только 18 человек во главе с командиром батальона полковником Мустяцом. I-й батальон Волынцев по выходе из окопов быль буквально уничтожен, так как ему пришлось двигаться все время по открытой местности подогнём тяжелой артиллерии противника. К выс. 298 собралось всего до 100 человек Волынцевъ».


За двое суток боев, 5 и 6 мая 1915 г., Волынский полк потерял 25 офицеров и 2974 «строевых нижних чинов». Через перевязочный отряд 14 пехотной дивизии и 10 передовой отряд Красного креста «прошло раненых 5-го мая 307 человек и утром 6-го мая 376 человек.Причём огромное число легкораненых направлялось непосредственно с передовых позиций в д. Красовице и Мосциско в виду невозможности оказать им медицинскую помощь на передовых перевязочных пунктах».6-го мая почти все раненые были оставлены на поле боя из-за невозможности их эвакуации. Вероятно, среди них были те самые «пропавшие без вести» малоярославчане и их земляки, мобилизованные из Калужской губернии, воевавшие в 53 Волынском пехотном полку. Дальнейшая судьба упомянутых выше его воинов по известным базам данных не прослеживается.


Не менее трагична история воевавших в 66 пехотном Бутырском полку, в донесении о которых значится «пропал без вести 8 февраля 1915 г. у д. Драмин (территория современной Польши).


В наступлении на этот населенный пункт и соседний фольварк Драминек принимали участие 3 и 4 батальоны Бутырского полка. Перед атакующими находился густой лес с плохо проходимым болотом, поросшим кустарником. Батальоны разделились и пошли в обход этого препятствия, в итоге потеряв между собой связь. Как только 3-й батальон достиг опушки леса, то был встречен ружейным и пулеметным огнем противника численностью около роты.


С криками «ура»бутырцы выбили германцев из окопов, которые отступили к д. Драмин. В самой деревне неприятель использовал для сопротивления каждую постройку и заборы, обстреливая наступавшие цепи русских войск. «Но роты наши безостановочно, почти бегом, с криком «ура» преследовали противника, выбивая его штыками из отдельных воров д. Драмина», - сообщал в донесении командир 3-го батальона. На северо-западной ее окраине бой разгорелся на ферме с каменными строениями, вокруг которой были вырыты окопы полного профиля, а в саду сделаны завалы. Не останавливаясь, русские воины в штыковом бою выбили германцев и оттуда. «После штыкового удара на бруствере окопа лежал мертвым взводный старший унтер-офицер 11 роты Волков с германским штыком в груди и возле него лежал мертвый немец также с нашим штыком в груди. По видимому вонзили друг другу в грудь штыки и оба пали мертвыми во время штыкового боя». 12 рота также выбила немцев из фольварка Драминек. Преследование немцев было приостановлено из-за наступившей темноты.


В бою этом были смертельно ранены командиры 10 и 11 рот, «14 нижних чинов убито и 68 нижних чинов ранено».Командир полка в своем отчете, анализируя итоги боя, сообщал командованию дивизии: «Отряд вышел на противоположную окраину, остановился и начал окапываться, но мерзлая земля с трудом поддавалась лопате. Противник же открыл убийственный ружейный и шрапнельный огонь, как по цепям, так и по деревне. Так что большая часть понесенных сегодня потерь должна быть отнесена к тому времени, когда отряд остановился и начал окапываться»…


«Нелегкая досталась доля: Немногие вернулись с поля», - можно сказать о воевавших в 66 пехотном Бутырском полку и не вернувшихся с войны жителях Малоярославца, в числе которых Михайлович Т.А. и Захаров П.Д.


Журналы боевых действий и реляции упомянутых полков содержат много деталей и описаний боев, участниками которых были жители города и уезда. Их изучение может быть вполне перспективным не только в научном, но и краеведческом аспекте.

Источники:

1. Российский Государственный Военно-исторический архив (РГВИА) Ф.2344, Оп.2, Д. 124. Реляции боев 14-й пехотной дивизии;

2. РГВИА, Ф. 2680, Оп. 1, Д. 42, Описания боевых действий, подвигов отдельных лиц, сведения о взятых трофеях и условия их взятия 66-го пехотного Бутырского полка за 1915 год