Турша

Лари Заза
    Каждый раз, собираясь спуститься вниз в посёлок за продуктами, Нина долго стояла перед шкафом, решая, что же ей одеть. До того, как напротив её участка не поселился новый жилец, она не задумываясь впрыгивала в джинсы, потуже завязывала кроссовки и, набросив рюкзак, легко спускалась с горы в свои неполные шестьдесят лет. Ей нравилось носить кепки с козырьками, в её гардеробе преобладали брюки на целую спортивную команду с ветровками и различными куртками с множеством карманов и замочков. Так было удобно двигаться с ощущением молодецкого задора. Но после того как сосед пару раз выкрикнул женщине вслед:
- " Это что у меня напротив за пацан такой живёт!? " - ей как-то стало неловко. Со временем новый жилец остановил Нину и напрямую стал задавать неудобные вопросы: -
- А вы замужем, а дети у вас есть, а вы что сажаете на своём огороде, закончив неожиданно: - А платья вы носите?
    Нина была открытым человеком, но такой прямолинейности не ожидала поэтому резко ответила, что ей безразличен его интерес к ней и ей достаточно знать, что его зовут Владимир.
   Зима промчалась быстро и весенние заботы на участке требовали участия. Но не вовремя разболелась поясница, плечи ныли и нарезать новые тычки со спиленных деревьев и тем более закопать их в землю, было неприемлемо для Нины. Она решила, что купит современные опоры из дерева или арматуры, навсегда забыв о старых привычках, выращивая свою любимую стручковую фасоль, готовя из неё квашеную туршу.
    В посёлке, нагрузившись пакетами с продуктами, она с трудом дошла до такси, настолько сильная боль в пояснице сковала её движения. Поднимаясь вверх к дому, Нина издали видела, как сосед нагружает в тачку песок, привезённый для благоустройства вокруг своего участка. Женщина с трудом открыла дверцу машины, вытаскивая нелёгкие пакеты, не заметив, как рядом оказался Владимир. Он поднял их с земли и уверенно зашагал к её калитке. Затем, подождав, пока Нина справится с замком, занёс продукты во двор и опустил их возле двери дома, произнося на ходу, что ему мол некогда и он зайдёт вечером.
    С тех пор и началась их дружба. Женщина поведала соседу о своём любимом блюде из фасоли - турше, который ему не приходилось пробовать в далёком Красноярском крае. Однако он понял, как важно иметь тычки, вверх по которым будет виться фасоль. Владимир не придумал ничего лучше, чем завести на участок Нины арматуру, чтобы столбики стояли годами, не создавая хлопот женщине. Нина была не только удивлена не прошенной доставкой, но еще больше ошарашенной, когда сосед не захотел брать денег, ответив, что он надеется зимой радовать себя квашеной фасолью.
     А затем Владимир помогал Нине сажать фасоль, окучивать растение, потом обрывать уже выросшие стручки и помогать чистить чеснок, споря о том, что не нужно перебарщивать с горьким перцем. Он всё чаще стал приглашать соседку к себе в гости на вечернее чаепитие, пытаясь даже оставить женщину на ночь, но она не нашла ничего умнее сказать, чем
- куда нам старикам в одной постели спать!? Все обнимашки как бы в прошлом и перестала захаживать к соседу вечерами, приглашая его на утренний кофе.
      Как бы там ни было, но соседи сроднились.
Со временем Нина узнала, что в свои шестьдесят пять лет он уже пять лет, как вдовец, у него две дочери, пятеро внуков и все они разбросаны, кто где, а старшая дочь вообще за рубежом. Женщина поведала, что у неё единственный сын так и не женившийся, уходя в плавание на длительное время. Предложение жить вместе Нина прямо опровергла, объясняя в шутку, что не выносит храпа и у неё свой ритм жизни, когда она может валяться по утрам сколько хочется, сидя у компа порой до рассвета. Так и промчалась весна, а там и лето упорхнуло, а осень напомнила о болях в суставах и резко свалила к постельному режиму.
     Владимир, узнав, что соседка болеет, стал заботиться о Нине, не взирая на её протесты. Приносил настойки из трав на спирту, делал из ник компрессы, готовил еду, а когда у Нины поднялась температура, остался на ночь и так и не уходил, пока она не выздоровела, ночуя на веранде.
    Проснувшись как-то утром, Владимир вздрогнул, открыв глаза и увидев, наклонившуюся над ним Нину, смутился.
- Спасибо тебе, Вова, что был рядом, помог подняться и теперь мы сможем вместе заквасить фасоль, приготовив туршу, а там, глядишь и дети в гости приедут и будем их потчевать.
     С тех пор вот уже сколько лет подряд со двора Нины часто по ветру несётся запах чеснока, слышится громкий смех, и Нина выходит, садясь в машину, в ярком платье, подчёркивающую ее, всё ещё стройную фигуру...