Йа Азим. Глава 10. Суфийский взгляд на 99 Имен

Ладомир Родумилов
Йа Азим. ГЛАВА 10. ПРОБУЖДЕНИЕ К БЕСКОНЕЧНОМУ ПРИСУТСТВИЮ. СУФИЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА 99 ИМЕН АЛЛАХА. ВРАЧЕВАТЕЛИ СЕРДЦА

Йа Азим

(йаа а-ДХИИМ)

Весьма примечательно, что аль-Азим происходит от аль-адаам, что означает окрепнуть костями. На самом деле его значение связано с костями, буквально тазовыми костями. «Окрепнуть в  костях» становится внутренним переживанием вездесущности. Для того, кто осознает аль-Азим, каждый знак Бога дает опыт огромного и бесконечного присутствия, которое можно почувствовать в своих костях. Есть и другие коренные значения имени аль-Азим, помогающие дополнить картину: многочисленный, обширный, средняя часть открытой дороги. Другая группа значений — угрожающий, суровый, грозный. С этим Именем связано потрясающее или ошеломляющее чувство. И еще есть значение величины. Вдобавок ко всему этому, мы не можем говорить об аль-Азим, не упомянув хотя бы слово «изм», которое подразумевается в слове «азим». «Изм» относится к легендарному сотому Имени, величайшему Имени, которое неизвестно.

Один из стихов Корана выражает это качество проникновения в кости. В частности, здесь говорится о следовании глубокой внутренней удовлетвореннности по отношению к Аллаху: Дхуу фадл(ин)'адхиим.  Дхуу означает «это», но оно несет в себе чувство внутреннего мира, ощущение благословения, внутреннего удовлетворения в костях. Это глубокое внутреннее ощущение бесконечного присутствия Аллаха. Оно не указывает нам на путешествие и не направляет нас к цели Путешествия. Что на самом деле утверждает этот отрывок Корана, так это священное присутствие, проникающее в глубины, в самый костный мозг.

Пробуждение через процесс призыва Йа Азим — это реализация божественного присутствия. Вы ощущаете это присутствие прямо посреди жизни. Это переживание бесконечности в вашем глубочайшем, сущностном «я». Йа Азим – это вазифа для совершения необычайных целей, самых исключительных намерений. Его качество – это скорее высшая актуализация, чем высшая реализация. Это важное различие, к которому мы скоро вернемся.

В Коране упоминаются все сферы проявления на небесах и на земле. Их можно увидеть через качества аль-Мутакаббир, аль-Кабир и Аллаху Акбар. Все сферы проявления называются областью курсийй. Все они включены в аль-Васи, которое называется бесконечным вместилищем всех этих сфер.

Все же  аль-Васи' в этом смысле все еще не включает Трон Сердца: арш, эту центральную точку. Арш, однако, содержится в самом возвышенном имени божественной вездесущности, аль-Азим. Аль-Азим включает в себя все сферы проявления плюс источник, арш. Мы можем вначале сравнить аль-Кабир и аль-Мутакаббир, а затем сопоставить его с аль-Акбар, каждое из которых включено в аль-Васи'. Но самая большая всеобъемлющая вездесущность – это аль-Азим. В него входят арш и курсийй.

В ряде аятов Корана арш связан с аль-Азимом. Эти аяты говорят о семи небесах и связывают эти сферы с арш. Это показывает, что аль-Азим включает в себя не только центр, арш, но и проявление сущности. Интенсивная форма Аль-Азим в звуковом коде указывает на его излияние во все вещи. Концепция аль-Азим наиболее тесно связана с Аллаху Акбар.

Кубраа — женская форма Акбар. Аят-уль-кубраа называют величайшим знамением, увиденным Моисеем. С точки зрения 99 Имен, выдающимся знаком является всемогущее Имя. И непревзойденное Имя будет родственным аль-Азим. Обо всем этом есть ссылка в Коране. Здесь слова «Аллаху Акбар» и «аль-Азим» встречаются в одном и том же аяте. Это предоставляет некоторые текстовые доказательства их родства. Главное, что здесь следует отметить относительно Аллаху Акбар, заключается в том, что между ним, аль-Васи и аль-Азим существует связь.

Важно осознать Абсолют, но реализация — это только начало пробуждения, почин освобождения. Затем нам нужно принести Абсолют «на рынок» или, используя метафору дзен-буддийской традиции, «рубить дрова и носить воду», а не просто находиться на вершине горы. На вершине горы мы можем осознать Абсолют. Есть свобода. Но как только мы начнем осуществление, нам придется пройти процесс воплощения в обоих мирах. Актуализация означает нисхождение Абсолюта на физический план и в плоть. Это означает преобразование тела, нервной системы и, в конечном итоге, костей.

Моисей, сходящий с горы, — это олицетворение осуществления. Многие люди стремятся к реализации, но не могут осуществить ее. Трудно действовать со своей реализацией среди потоков повседневной жизни. Актуализация в конечном итоге означает трансформацию как физического, так и психического.

Самая трудная часть - это достичь стадии, на которой человек не раздражается и не сбивается с центра. Практик, который привел в действие аль-Азим,  всегда закреплен на якоре. Это положение не так сильно связано с центром хара, как учат во многих системах йоги. Вы полностью заякорены, когда Абсолют нисходит в ваши кости.

Одна из стадий этого нисхождения Абсолюта состоит в том, что он начинает растворять трещину нашего существа, трещину, которая хранится в костях. Если трещину не заделать, мы выйдем навстречу человечеству с костями, наполненными чувством притворства, фальши и страха. Следовательно, когда приходит переживание Абсолюта, хрупкость костей высвобождает устрашающее количество ужаса. Это страх остаться одиноким в бытии. Это страх, что эта вселенная может быть разрушена или подвергнется уничтожению все и каждый. В результате, когда божественная вездесущность не полностью проникла в кости, не будет и силы.

Когда такие страхи растворяются, кости становятся мягкими. Второй этап актуализации — это этап гибкости и уязвимости. Кости похожи на хрящи. Они гибкие, мягкие и податливые. Дело не в том, что они прочные; у них есть свобода. Они снова могут дышать. В буквальном смысле теперь мы можем дышать костями. Мы можем дышать костным мозгом и расширять его.

Со временем мягкие кости начинают застывать и превращаться в то, что можно назвать алмазами. Уровни костей подобны спрессованным соляным алмазам. Они физически содержат в себе божественное присутствие. Это можно увидеть в некоторых великих реликвиях просветленных существ, например, тех, которые ценятся тибетскими буддистами. Некоторые из этих костяных реликвий подобны жемчугу, а некоторые — бриллиантам. Аль-Азим демонстрирует актуализацию бесконечности божественного в наших костях.

Когда ученикам необходимо расширение, когда они чувствуют, что могут сломать границы и расшириться за пределы, мы рекомендуем начать с повторения «Йа Мутакаббир». Однако тем, кто добился некоторого расширения, но все еще чувствует себя маленьким внутри, мы прописываем Йа Кабир. Наступает время, когда из этого состояния аль-Кабир духовным путешественникам необходимо, так сказать, вернуться с горы и осуществить свою реализацию в повседневной практической жизни твердым и последовательным образом. Тогда мы бы предлагаем рецитацию Йа Азим.

Это полное воплощение божественного присутствия, прямо в костях. В Коране, в Аяте Света, говорится, что есть люди, которые покупают и продают на рынке и, тем не менее, постоянно помнят Имя Бога. Это те, кто воплощает свою реализацию в повседневной жизни. Они реализуют это прямо посреди мира.

Перевод: Ладомир Родумилов