La Maladie du Soleil Глава XVIIi Byzantium

Александра Ингрид
«Fiat iustitia, et pereat mundus…»

Глава XVIII Byzantium

Гранд-канал превратился в Нил. По тёмным водам на ладьях Осириса плыли покойники в египетских погребальных масках.

Перед Шарлоттой остановилась лодка с гондольером в маске Анубиса:

— Я провожу тебя в Дуат…

Они скользили мимо пирамид, по волнам пустыни, обратившейся в таинственный океан. Путница сидела в одной ладье со скелетами, мечтающими о жизни:

— На маскараде мы вновь сможем стать живыми! — покойники надели маски.

Гондольер высадил Шарлотту у Дворца дожей, в то время как мёртвые отправились дальше — в темноту… С ажурных балконов палаццо за ней наблюдали грустные люди в золотых масках; колонны, утопающие в воде, напоминали о царстве Нептуна.

Шарлотта поверила, что вернулась в Византию, и стражи распахнули пред ней двери в Константинопольский дворец… Она шла по морю… Её приветствовали призраки, вернувшиеся из тьмы времён… На потолке сияли погасшие звёзды, когда-то освещавшие ассирийские и египетские святыни. Мёртвые необыкновенной красоты вальсировали на балу с уродливыми живыми. В мире зазеркалья слились все эпохи. Греческие нимфы танцевали с инквизиторами; герои комедии дель арте беседовали с фараонами.

Грустный Арлекин рассказывал историю:

— Никто не знал, откуда пришёл человек в золотой маске. Приплыл ли он на корабле аргонавтов, явился ли он из Вавилона или Пальмиры… Этот странник появился, когда мир уже было не спасти…

Шарлотта была рада вновь увидеть гостей из Персии, Египта и Месопотамии… Ей даже удалось поспорить с персидскими алхимиками. Но ей было грустно разговаривать с теми, кто скоро исчезнет… Она не знала, говорить ли египетским фараонам, что они не возродятся? Предупреждать ли вавилонян, что их могущественная империя падёт? Рассказать ли средневековым ученым, что Философского камня не существует? Но гости, верящие в возрождение, боготворили смерть…

— Он подарил человечеству веру в бессмертие и уничтожил её…  — Арлекин взял в руки хрустальную Вавилонскую башню и разбил её. — Все империи были созданы для падения...

Шарлотта кружилась с Чумным Доктором, Шутом, фараоном. Покойники были такими весёлыми и беззаботными. После паваны все решили отдохнуть и сели за стол пить вино.

— Ты из Византии? —  поинтересовалась у Шарлотты Коломбина. — Я всегда мечтала там побывать.

— Мне жаль, но Византии больше нет.

— А Вавилон? — спросил Панталоне.

— Больше ничего нет…

— Но не может существовать лишь ничто, — воскликнул Бригелла. — Что-то должно быть!

— Я долго странствовала, но так ничего и не нашла.

Все замолчали.

— Сейчас придёт Дьявол, — предупредил Шарлотту Шут.

Стражи отворили двери, и в золотой зал вошёл её друг Генри. Он подошёл к их компании:

— Привет, Шарлотта! Слышал о твоих приключениях… Каково было смотреть, как горит истина? 

— Ничего особенного… Там нечему было гореть. Ведь правда в том, что истины не существует.

Герои комедии дель арте весело запели «Dies Irae»; Арлекин, закончивший свой рассказ, вальсировал со смертью.

Дьявол пригласил Шарлотту на танец. Ей казалось романтичным кружиться под исчезнувшим небом. Над ней — звёздные купола Византии. Но херувимы и серафимы покидали Рай. Золотые башни растворялись в ночи — сокровищница человечества пустела.

Тут музыка стихла, и танцоры замерли. Инквизитор вышел к гостям маскарада с алхимической колбой в руках:

— Нам не страшны более демоны Страшного суда. Сегодня человечество обретёт бессмертие! — c этими словами он выпил украденный Эликсир.

С потолка капала вода — то были слёзы херувимов. В нарисованном небе волны несуществующего океана поглощали ангелов. Шарлотта вспоминала Вавилон… Тогда на её глазах пустыня превращалась в море… И сейчас всё вновь повторялось…

— В полночь этот город уйдёт под воду и тени жизни исчезнут… — предсказал Генри. — Зачем тебе этот мир бездушных кукол? Пойдём со мной…

— Я знаю, что здесь есть подвох. Я лучше останусь с марионетками, чем позволю Дьяволу обмануть себя.

У неё закружилась голова. Константинопольский дворец таял, как свеча; люди превращались в восковые фигуры. Она услышала шум волн, навевающий сны о Рае, и потеряла сознание.

***

Оборачиваясь назад, Шарлотта видела лишь океан. Облака — бушующие волны. Странница стояла на мосту и смотрела, как тонет город из её снов. Но в воде отражался ещё не разрушенный Римский Колизей… Его окна — порталы в далёкую  и непостижимую ночь. Все римляне в воздушных тогах уже сидели внутри на трибунах.
 
— Призраки ждут нас… — позвал Генри.

Она дала ему руку, и друзья прыгнули в воду.

***

Шарлотта видела Рим, которого больше не существует… В Колизее она наблюдала за львом, поедающим римского воина; ей нравилось кружиться на площади Святого Петра и представлять себя в центре мироздания. Но вечный город медленно разрушался — даже у античных богов не хватало сил держать его тяжёлые колонны…

— Под землёй скрыт другой Рим, над которым мерцают иные звёзды… — прошептал Дьявол.

Странники бежали в глубины веков. Шарлотта блуждала то в Раю, то в Аду. В Сикстинской капелле ей открылись тайны сотворения человека. В том небе таилась история всего мира. Но на фреске Микеланджело трещина навсегда разъединила Адама с Богом. Свет слился с тьмой, и суша обратилась в океан. Пророки сходили с нарисованных облаков и падали в бездну… Шарлотта не различала, где демоны, а где — люди. Но в Страшном суде Микеланджело ей виделось благословение. Она тонула в облаках, её убаюкивали трубящие в рог херувимы.

Шарлотта стояла под погибающими звёздами и мечтала, что ангелы даруют ей бессмертие. Серафимы услышали её зов, и на неё нахлынула волна Великого потопа.

***

Она спускалась в глубины земли с Дьяволом. Шарлотта плутала внутри лабиринта иероглифов и слов несуществующих языков. Она не знала их, но всё понимала. Однако даже пророчества Преисподней не давали ответов на её вопросы. В Аду, как и в небе, не было никаких тайн…

В конце пути пред ней предстал вечный город, построенный из книг. Там жили бумажные люди с пустыми страницами вместо лиц. Бумажные херувимы летали под куполами, предсказывая погибель мира.

— Здесь хранятся все тайны человечества, неведомые даже посвященным, — отметил Дьявол. 

Шарлотта бродила по лабиринтам города из книг. Ей хотелось вытащить книгу из его высоких башен, чтобы они разрушились. Она открывала древние манускрипты и выпускала на свободу призраков небытия. Духи отвечали, что им ничего неизвестно и исчезали во мраке. Книги, хранящие тайны мироздания, оказались пустыми могилами. В библиотеке истины Шарлотта осознала, что человечество ничего не знает.

Но она пришла сюда, чтобы поделиться с миром своими знаниями. Шарлотта открыла книгу с пустыми страницами и принялась писать свою историю…