Игра Ёлка-загадка

Олейник Алла
Ёлка – загадка для школьников младшего возраста

В нашей школе стало хорошей традицией – в конце декабря проводить праздники «Ёлки –загадки».
Не одно десятилетие малыши из начальной школы играют в Ёлку загадку, а в последние годы она переросла в праздник, проходящий в два тура.
Первый тур длится неделю. К нему готовятся заранее: дети делают искусственные гирлянды, ёлочные игрушки. Это не только интересное, но и полезное занятие, т.к. работа с мелкими деталями развивает пальчики рук, что благотворно сказывается на письме и не только.
Одновременно школьный библиотекарь заготавливает 50 загадок, записывает каждую на отдельном кружочке (прямоугольнике, ромбике), а затем их подвесят к гирлянде. Все загадки пронумерованы с первой по пятидесятую. Так как эти дети учатся на трёх этажах, то 50 одинаковых, пронумерованных загадок вывешиваются на каждом из 3-х этажей.
В течение недели дети читают загадки, если надо, перечитывают, думают над ними, и пишут отгадки. Их никто не заставляет это делать. Им только объяснили, как надо отгадывать. Но даже первоклассники, которым нередко еще трудно читать, а тем более писать, старательно вчитываются в загадки и пишут ответы.
За эту неделю у таких ребятишек заметно повышается техника чтения, т.к. читают они каждый день, читают заинтересованно, читают осмысленно.
В пятницу все отгадки сдают в библиотеку. Библиотекарь проверяет отгадки и победители I-го тура (те, кто дал больше правильных ответов) приглашаются на 2-ой тур.
Для проведения 2-го тура подбираются новые загадки, вопросы по книгам, короткие игры.
Покупаются сувениры.
В определенный день и час в библиотеке собираются победители: отдельно группа 1-х классов, отдельно 2-х и 3-х.
Начинать второй тур следует с подведения итогов первого тура. Ведь даже среди тех, кто пришел в этот день в библиотеку, есть лучшие. Но главное – надо проанализировать ошибки, допущенные детьми при отгадывании загадок. Лучше всего это делать на конкретных примерах.
Загадка: Старик у ворот
               Тепло уволок.
               Сам не бежит,
               А стоять не велит.
Отгадка: Зима.
Почему? Ведь «старик» - «он» (существительное мужского рода).
Какая же правильная отгадка? – Мороз.

Загадка: Какой плод человеческим именем называется?
Отгадка: «Груша».
Правильный ответ.
А можно ли считать ответ «роза» правильным? – нет.
Как надо изменить загадку, чтобы ответ «роза»  был правильным?
Какое растение человеческим именем называется?…
А один мальчик написал отгадку «Боб». Молодец.

Интересной была отгадка на такую загадку: «Что летом всего холоднее, а зимой всего горячее»? Дети, живущие в деревне, могли бы написать отгадку «печь», а вот городская девочка ответила: «Батарея». Значит, ребенок думал, нигде не списал, сам догадался.
Некоторые дети, подбирая отгадку, пишут, например: «Пруд, озеро, море, океан» и этим показывают широту своего представления о предмете. И это тоже пример размышления первоклассника. За такие и подобные ответы надо обязательно похвалить.
Ну, а дальше начинаются игры 2-го тура.
Разным возрастным группам подобраны вопросы разной степени трудности.
Это и вопросы по прочитанным книгам, и новые загадки, и игры. Вот пример одной игры. Библиотекарь говорит, что, сочиняя свою сказку, он позаимствовал героев и некоторые события из русских народных сказок, и предлагает назвать эти сказки.
Возможный вариант сказки библиотекаря:
«Жили-были старик со старухой. Однажды старик говорит: - Испеки мне баба колобок.
А бабка отвечает: «Из чего ж я тебе испеку?»
Курочка услышала деда с бабкой и сказала: «Не горюйте, я снесу вам яичко, да не золотое, а простое». А петушок добавил: «У меня есть колосок. Мы его обмолотим, на меленке зерно смелем – мука будет». Обрадовался дед, думает: «Схожу-ка в лес, соберу ягод, порадую бабку». В лесу он увидел девочку с кувшинчиком. Она ягоды собирала да приговаривала: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, о четвертой думаю». Устала девочка, поставила кувшинчик на землю, а сама пошла к роднику водички попить. А тут откуда ни возьмись – лиса!  Сунула лиса в кувшин голову …. и т.д.
Дети должны узнавать знакомы сказки и называть их.

Другая игра – «собери пословицу».
Для 1-2х классов одну пословицу пишут на двух карточках: любишь кататься – люби и саночки возить, хочешь есть калачи - не сиди на печи.
  Для 3-4х классов задание сложнее – одну пословицу делят на 4 части, т.е. записывают одну пословицу на четырех карточках. Любишь – кататься – люби – и саночки возить. Хочешь – есть – калачи – не сиди – на печи.
При этом младшим подбираются более знакомые пословицы. Листочки с частями пословиц раздавать надо разумеется не по порядку.
В заключение всех игр дети получат призы. Это какие-то мелкие предметы: ручки, карандаши, ластики, блокнотики, закладки, наклейки, календарики и т.п. За каждый правильный ответ дети получают разноцветные кружки из плотной бумаги. Сколько кружочков заработал, столько и призов. При этом ведущий следит за тем, чтобы каждый ребенок ответил на какой-нибудь вопрос и получил кружочек (квадратик, прямоугольник и т.п.), а, следовательно, и приз. В результате все дети уходят со второго тура с призами и в хорошем настроении. Часто они спрашивают: «А еще «Ёлка-загадка» будет?» Это лучшее доказательство того, что такая полезная игра интересна детям. А значит, и в будущем году, и в последующем мы будем играть и в игре развивать и технику чтения, и детскую смекалку.
В эту игру можно играть не только в школе, но и дома. В нее можно играть и летом, украсив растущую елку загадками. А если рядом нет елки, пусть игра превратится в «Березку-загадку» или в «Загадочную полянку (лужайку). И если зимой звучит много загадок о зиме, ёлке, про Новый год, то летом – о природе, о человеке и пр.
Можно использовать загадки из сборников:
     «На Буяне, славном острове»: Сборник русского фольклора. – Л., «Дет. лит.», 1978
     «Сборник загадок»: Пособие для учителей /Составитель М. Т. Карпенко – М., «Просвещение», 1988
     «Тридцать три пирога»: Игры, считалки, скороговорки, докучные сказки, загадки. /составил и обработал М. Булатов – М., «Дет.лит.», 1988
     «Умный Ивашка, жар-птица и золотое зерно»: Ру4сские народные загадки – М., «Дет.лит», 1991
     «Чудесный короб»: Русские народные песни, сказки, игры, загадки – М., «Дет.лит.», 1989
     «Черный конь скачет в огонь»: Русские загадки – М., «Дет.лит.», 1968

Семяновская Алла Петровна
Библиотекарь начальной школы
ГОУ ЦО № 1811 «Измайлово» г. Москвы