Диалектический императив

Валерий Митрохин
 
Фрагмент книги
СЕРЕБРО В БОРОДУ

Борьба и единство противоположностей – постулат являющийся краеугольным. Другие две лишь производные от него: Отрицание отрицания и даже Переход количества в качество, для которого необходимо время.
Мир зиждется на противоречиях положительного и отрицательного начал (условно-озаглавленных силами добра и зла). То, что связывает эти крайние полюсы – есть постоянное напряжение, которое и есть ВРЕМЯ. Оно никуда не течёт. Оно подобно свету – корпускулярно. Само является универсальным проводником, имя которому вакуум.
Так что по этому каналу мы когда-нибудь научимся путешествовать как в ту, так и в другую сторону и таким образом потеряем берега, то бишь, понимание, что значит: правое-левое, вперёд-назад, добро-зло, мужчина-женщина, разум-безумие, правда-ложь и т.д.
Мы утратим смыслы Диалектики как научно-философского, тысячелетиями выстраданного человечеством, метода познания общих законов развития, общества и мышления. Основанных на признании всеобъемлющей взаимосвязи предметов и явлений и их непрерывного развития, движущей силой которого и являются противоречия.
Мы перестанем быть людьми.
Что же такое эти законы, открытые Гегелем?
Три закона диалектики всесторонне обосновывают данный метод познания. Неважно, в каком порядке они систематизированы. Главное то, что и как объясняют:
Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос, «что» происходит. Здесь мы говорим о понятиях количества, качества и меры.
Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, «каким образом» происходит развитие. Оно происходит по спирали: каждый виток – это переход на новый высший уровень с сохранением некоторых черт старого состояния. Новое отрицает старое.
Закон единства и борьбы отвечает на вопрос, «почему» происходит развитие. Движущей силой развития является противоречие, которое заключается во взаимосвязи и взаимоотрицании противоположных начал.
Законы диалектики можно проиллюстрировать на развитии самого диалектического метода от гегелианства к марксизму через кантинианство. Гегель, стоя на позиции идеализма, считает, что всё мироздание – это проявление мирового разума. Маркс же перевернул гегелевскую диалектику с ног на голову и поставил её на рельсы материализма. Сознание по Марксу является лишь продуктом деятельности мозга, сама же материя развивается самостоятельно.
Не отрицаю ни того ни другого. Но лишь возвращаю внимание к принципу отрицания,
Сотворение мира продолжается. И оно происходит самостоятельно. Надеюсь, под присмотром Создателя своего.
Пример тому появление «Критики практического разума» Канта, где он в противоположность личному принципу (максиме) ввёл в обращение термин императив* – правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
*Императи;в (лат. imperativus – повелительный, от лат. impero – повелеваю) – требование, приказ, закон.
20.04.24