IX. Поэзис человека

Дмитрий Красильников
Что вы ощущали, о чем думали, когда впервые столкнулись с чем-то грандиозным, сложным по своей структуре и в то же время лёгким для восприятия? Наверняка это был большой город, который вы видели со стороны или с высоты птичьего полёта; это могли быть облака в иллюминаторе самолёта; картина, в которой, казалось, помимо целого мира проглядывают детали иного, спрятанного художником таким образом, чтоб можно было отгадать его замысел при первой же попытки погрузиться в произведение; видели океан, поражающий особенно во время заката; горы, реки и озёра, другой человек... Звёздное небо над головой. Да уж. Столько всего! Особенно, когда видишь и чувствуешь это впервые. Жизнь начинается с ощущений.
Просыпаясь утром, человек смотрит на часы, дабы удостовериться, что мир проснулся вместе с ним. Мир здесь, и он указывает, что пора. Тогда человек погружается в громоздкую пучину бытовой слякоти, в которой нет ничего кроме цифр и быстротечных событий: деловых встреч, дружеских посиделок и обсуждения чего угодно, но только не самого времени и тайны Мира, который вот только с утра обещал быть вместе.
Но постойте… Вдруг случилось нечто: человек зацепился взглядом за циферблат часов, висящих на стене. И тогда человек заглушил болтовню вокруг; огляделся по сторонам, как бы удостоверившись, а на месте ли он, здесь ли он должен быть? Что вообще происходит? Он узнал время. Время прошло сквозь него приятным потоком и наконец, разбудило так, как не будит никто другой. Осторожно подкрадывается мысль: я не просыпался утром! Я проснулся только сейчас…
Вся страна возникает перед тобой: начиная от крещения Руси, проходит путь до Петра Великого. Зажигаемая европейским духом, переходит мост глобальных войны девятнадцатого века, освобождает крестьян, участвует в очередной войне, едва выходит из революций и гражданских войн, снова входит в семидесятилетнее рабство и, затем, худо-бедно освобождается…
От лошадей, до кораблей и космических ракет и заводов, выныривает из тёмного коридора времени, выход из которого для большинства пока закрыт, ведь они спят беспробудным сном, боясь пропустить время через своё «Я». Но реальность не сдаётся. Правда и время идут рука об руку.
Потом мы ложимся спать. И во сне начинаем испытывать почти то же, что в реальности, только в гиперреалистических тонах и формах, сюрреалистических и фантасмагорических оттенках; видим почти то же, но с такой отчетливой, в то же самое время непонятной странностью, что кажется, это всё реально, и в то же мгновение нет. Само Запределье говорит с нами. Быть может, оно является совсем другим, но, прорываясь сквозь дымку нашего сознания, сильно преломляется и преподносится в искаженном виде. Нашему «Я» остаётся разве что принять всё, как есть, а на утро удивиться, возмутиться, испугаться или просто махнуть рукой и сказать: «это уже было! Когда-то»
Когда-то…
И когда мы начинаем осмыслять то, что видели и слышали во сне, перед нами открывается новая реальность. Да-да, то самое Бытие, которое уже было открыто всю жизнь. Но после такого «сна» всё вокруг становится иным, «более открытым», чем раньше. Понятно, что «более открытым» быть нельзя. Либо дверь открыта, либо нет. Но получается как во сне: вроде и нельзя, но можно. Однако ведь сон прошел?! А след его, ощущение от него осталось и в реальности…
Под впечатлением мы задаём вопросы и начинаем искать инструменты к постижению этой глобальной тайны. Мы начинаем искать Слово. Но погодите-ка! Кто это «мы»? Читающие этот текст люди? Или мы «русские»? Или «земляне-древляне»?
Это Человек-Начала. Тот, что не может успокоиться, пока не проникнет в суть Всего. Это вы – читатели. Это ваш покорный слуга, написавший сию поэму. Быть поэтом – это состояние нашего «Я». Необязательно для этого писать стихи. Но отыскать Слово – необходимо каждому. Человек-Начала всю жизнь искал его.
Это Слово есть повсюду: на парковой дорожке, которую подметают дворники; в листве, кружащейся в забавном, легком вихре прохладного воздуха, напоенным запахом холодной мокроты; на небе, среди парящих в неведомые южные дали красивых птиц; среди облаков, разбросанных по бесконечной голубизне светлого, воздушного покрывала самой Земли; среди домов и улиц, и людей, держащих разные пути и цели в своих хрупеньких ручонках... Но в их глазах светится личная история, сотни, тысячи и миллионы историй, которые надо рассказать особым языком; найти то заветное Слово, присущее каждому, но далеко не каждому дано открыть его. Поэтому он и высматривает, выслушивает ветер поэзии России и всего человечества, его историю, и старается открыть общее для всех Слово, если оно существует. И только такой поэт способен предъявить людям сокровенное, спрятанное от их зрения и слуха, их Слово, и когда народ внимательно слушает поэта, то вмиг осознаёт, - вот оно! Слово! Ты провидец, визионер, мыслитель, заглянул в наши души и суть вещей, показал всё в истинных масштабах!
Слово есть повсюду, оно состоит из чистой поэзии и философии. Человек-Начала ищет его, но парадокс в том, что оно уже открыто ему и другим! Он знает, что вечная Земля буквально дрожит от его контакта с ней, он, человек, ощущает ее под своими ногами и пишет прямо сейчас о том, что она и воздух, и деревья, сообщили ему в этом разделе вечности. Поэт забывает о времени в творческом экстазе – оно теперь и не нужно, ведь стоит открыть для себя эту Вечность, как время забывается и уходит, словно бы его никогда и не было, и о нем никто не знал. Если бы можно было увидеть в это мгновение звезды! О, сколько бы сияющих различий можно было разглядеть в них! Сколько страстной живописи подарили бы они тогда? Но они есть всегда – и днем, и ночью. Просто днем глаз не видит сквозь лучи близкого нам Солнца другой звездный свет, но когда Солнце уступит, уйдет за горизонт, вот тогда мы увидим Слово и где-то там, в безграничных звездных картинах, которые так или иначе сообщат нам нечто важное и укажут на присутствие Слова.
Homo Sapiens – человек разумный. Homo Ludens – человек играющий. Homo faber – человек деловой, трудящийся прагматик. Глядя на происходящее можно ввести еще одно определение человека – Homo Tired. Уставший. Есть такое, да? Только уставший не от самой жизни, а от бессмысленной, всё ускоряющейся безумной гонки за... чем? Человек знает, от чего он устал. Я и ты знаем. Но не понимаем, в чем смысл этой белиберды. Когда человек появляется в определенной точке этого мира (причем слово «появляется» имеет не прямое значение физического рождения, а появление и рождение МЕТАфизическое), тогда взор этого мира направлен на этого человека и буквально ждет того, о чем он будет говорить с окружающей природой других таких же сознающих существ с приставкой «МЕТА». Будет ли Появившийся созидателем, или разрушителем? В этом смысле данный человек будоражит планету, временно останавливает ее ось, а затем, начиная говорить, возвещая о своем присутствии, входит в общий планетарный резонанс, интригуя, таким образом, реальность своим без преувеличения великим появлением.
Является ли рождение самим по себе огромным событием с биологической точки зрения?
И да, и нет. С одной стороны, мы понимаем, что происхождение жизни — это событие из ряда вон на ближайшие тысячи и тысячи световых лет. Возможно, во Вселенной больше нет другой жизни (хотя подобное предположение маловероятно).
С другой, Homo Sapiens`у мало просто выйти из лона матери на свет. Важно еще встать на ноги и разобраться в происходящем. Разобраться в том, КТО ты, и ЧТО происходит вокруг. Так посредством чего мы являем себя этому миру? Внешнего облика? Через одежду, наличие в кармане денег, красивое личико, автомобиль, россказни о былых/текущих успехах? Разве через все вышеперечисленные предметы, через красоту и простые эмоции, пережеванные кем-то уже мысли, может ли Появившийся сказать нечто важное? В России принято с порога судить по «одежке», а провожать по уму. Если ключевое слово здесь «ум», тогда и Появившийся становится человеком не в род.доме, а, скажем, лет в двадцать (это очень условно, т.к. появление человека осознанного и образованного может быть гораздо раньше, равно как и позже). Но обычно возраст не всегда помогает появлению человека разумного, ведь в мире немало людей и зрелого возраста, которые, увы, на деле из себя мало что представляют...
Ум и разум не одно и то же.
Можно быть умным, собирать конструктор и пазлы довольно быстро, разбираться в компьютерах, создавать программы, быть мастером в шахматах, но при этом совершенно не видеть разницы между добром и злом, например. Или не понимать сути происходящего вокруг, не понимать людей, исторических процессов, смотреть на всё довольно узко. Как правило, люди с механистическим умом не читают книг, редко рассуждают о сложных идеях. Быть разумным – гораздо сложнее. Разум в первую очередь направлен на собственную мысль, на усовершенствование внутреннего мира. Именно в этом наше отличие от животных.
У нас поля мозга мощнее, нервная система «тоньше», соответственно восприятие реальности гораздо более полно: шире и глубже. Человек понимает время и вечность, осознаёт, что есть вечные ценности. Животное нет. Человек способен планировать на столетия вперед и создавать такие материальные структуры, что животное, родившееся в мегаполисе, никогда не поймет, что это – часть человекосозидающей реальности, прежде сложившаяся в его мозгу, а уже потом возведенное в мире. Идея первична, материя вторична, и это поймет лишь эстетически воспитанный человек: думающий и чувствующий, созерцающий. В каждом из нас живет эстет. Пусть даже маленький, но вполне способный раскрыться в полной форме цветок и стать цельным существом, который будет мыслить и созидать все формы, при этом, не забывая о сущности предметов и явлений, центра самого себя.
В чем смысл жизни?
Люди думают, что есть некий фундаментальный смысл жизни. Допустим, откроем теорию Всего, и она объяснит многие вещи, включая смысл жизни (если он вообще есть).
Я думаю, что если такой источник (глобальная Истина) вообще существует, то универсального смысла жизни для всех просто быть не может. Почему? Вот Вселенная взялась из Единого, из сингулярности. Что было ДО – мы не знаем, но точно знаем, что это была максимально спрессованная точка, содержащая в себе всю нынешнюю материю в совершенно иной форме. Очень горячая точка. После большого взрыва, когда пространство пошло в разнос, Вселенная долгое время остывала и расширялась. По мере расширения она заметно усложнялась. Появлялись такие структуры и формы, которых в момент «взрыва» просто не было. Разнообразие материи на разных уровнях настолько огромно, что мы до сих пор не в состоянии придать всему конкретное число, выразить это разнообразие, посчитав объекты, не говоря уж об атомах. Так вот. Каждая структура занимается своими задачами по преображению. Возьмем частные случаи из нашей жизни: есть полиция, охраняющая правопорядок. Своя организация, своя структура. Свой смысл. Есть пожарные. Есть литераторы, инженеры и так далее. Все созидают ради фундаментального порядка, следовательно, поддерживают развитие жизни на стабильном уровне. Стабильное развитие – это часть возможной глобальной Истины.
У каждой структуры есть своя форма, и задача, смысл у каждого свой. Но цель и смысл глобальный – поддержка Порядка, сдерживание Хаоса, и созидание красоты, каких-либо иных форм. В таком случае каждый человек обязан найти сначала своё собственное дело, которое на его масштабе придаст ему смысл, а потом, через локальный смысл он выйдет к пониманию того, что всё, что делает он, его соратники в его структуре - это проявление частного в истинном Бытии, в котором развёртывается тяга к созиданию эстетических, фундаментальных форм.
То есть смысл у каждого свой, но глобально для самого Космоса – это расширение и преображение Вселенной.
Цель человека и любой другой жизни – борьба с энтропией. Живые организмы вынуждены двигаться, чтобы жить. Вся Вселенная движется и в некотором смысле живет, организует саму себя, структурирует материю. Мы можем копить информацию, совершенствовать ее и создавать новую, тем самым совершать работу на преображение реальности и самих себя. Именно в этом и заключается суть Вселенной! Но тогда нам жизненно необходимо уметь пользоваться уже открытой информацией и поддерживать развитие структуры Мира прямо здесь и сейчас, ведь говоря о постоянно открытой Истине, мы не уносимся в воображении далеко прочь от собственного дома. Чтобы поддерживать Бытийный, Вселенский порядок, достаточно начать с малого, а именно – с самого себя и той атмосферы, в которой находишься.
Но. Если Вселенная остывает (энтропия растет), а внутри вакуума в потенциале можно найти энергию для создания нового Космоса, то, в конечном счете, Человек-Начала может достать эту энергию из «потенциальных миров» и превратить ее в актуальный. Тогда создание новых, красивых форм начнется сначала...
Да, мы правильно понимаем: смысл жизни не только в том, чтобы открыть Истину и преобразить Вселенную, но и «перезагрузить» её заново! И чтобы человек вылез из своей животной шкуры, для этого нужно напитаться искусством, преобразить себя через культуру – это факт. И через познание прошлого, наконец, осознать себя Человеком-Начала в настоящем. Поняв Вечные ценности, открытые прошлыми людьми, стать живым временем, творить глобальное искусство реальности.
Увидеть ушедшее время, запечатленное в Вечности. Некоторые физики спорят о том, является ли время поделенным вот на такие отрезки, мгновенные снимки, которые постоянно движутся. Кто-то вообще сомневается в объективном наличии времени, а мы с вами доказываем, что это поток, как сознание; огромный узор, который постоянно крутится в нашем восприятии и реальности в попытках создать новые формы.
Таким образом мы созидаем Всё сначала в искусстве. Пишем картины. Возьмём Айвазовского, например. Его Великое «Я», осознавшее себя в стихии моря и времени, подарило масштабное великолепие, оставленное в Вечности.
Это недостижимые корабли в несуществующей, Запредельной воде, и несуществующий ветер несёт их по волнам прямо к нам. А мы тянемся к ним... но никогда не сможем окончательно прорваться в этот потаенный Мир идей и смыслов, а это пространство не сможет стать единым с нами. И это прекрасно, ведь в попытке постичь целое, испить метафизику до дна, нам открываются новые двери: свернутые в сингулярность смысловые измерения лишь слегка приоткрываются и сигналят о своем присутствии в нас. Человеку остается только увидеть, услышать, иным словом – почувствовать, а уже потом в полной мере осмыслить. Данное осмысление будет маленьким «кирпичиком» в постижении глобальной Истины. А музыка? То же самое с музыкой.
Бытийствующая обстановка.
Есть обстановка низшего порядка. Что-то вроде домашнего уюта, очага. Есть обстановки средние, как, например, собрание людей для решения каких-то бытовых задач или же экономических, образовательных и т.д. И обстановка высшего порядка (чисто философская): научное открытие, потрясающее человеческое воображение настолько, что люди дают за подобные вещи Нобелевскую премию, и при этом создают целое собрание для этого. То же самое касается масштабных литературных произведений и их обсуждений. То есть широкие культурные явления оказываются высшим проявлением подобной обстановки. В общем, Бытийствующая Обстановка – это форма того, что лежит в сущности масштабных (и не очень) проявлений бытия. Человек-Начала может улавливать эту форму, и даже создавать ее только потому, что сам является плодом Единого, первореальности, очередным сгустком энергии, которая движется и заряжает энергией окружающее пространство, создавая новые формы и используя тот потенциал и готовую материю для чего-то нового. И вот когда это «новое» возникает, человек улавливает Обстановку, дополняет и преображает ее выявлением реальность. Кстати, благодаря этой «суперспособности» человека, у нас есть и мифология. Простой пример: французская революция. По факту, у нас есть определенные события, закрепленные даты; информацию о них мы получаем из определенных документов. Но в результате, когда простые люди соприкасаются с историей, или большие патриоты Франции хотят увековечить в истории столь масштабные для своей страны события, они называют случившееся «Великой Французской революцией», которая в целом являет собой нечто большее, чем просто череда причинно-следственных связей между конкретными событиями. Теперь это Бытийствующая Обстановка, которая свершилась и является цельным историческим полотном, наполненным мифологическими персонажами. Когда-то это были люди, но теперь в нашем воображении для кого-то Максимиллиан Робеспьер великий герой, а для кого-то злодей. И если действительно погрузиться в атмосферу конца 18 века, мы поймем, что это словно отдельная, насыщенная необычайной жизнью реальность, в свое время оказавшаяся настолько яркой, что ее свет до сих пор будоражит умы людей, и при обсуждении этой темы возникает особая обстановка прошедшего, которая своей яркостью делает себя настоящей и наполняет человека смыслом до краев.