Инсценировки по книге Л. Рубинштейна

Олейник Алла
   «Дедушка русского флота».

  Ведущий.
Подрастал будущий царь Пётр Великий. Юный Пётр, как и другие мальчишки,  любил играть в солдатиков. Только его солдатики были не деревянные и не оловянные.
Для потех Петра собрали целый полк ребят в селе Семёновском, да целый полк в селе Преображенском. Сам Пётр состоял на службе в Преображенском полку.
Эти потехи не были просто играми. Военному делу обучали специально подобранные специалисты. Они всё делали по-настоящему, даже стреляли из пушек, правда, не картечью и ядрами, а… репой.
Несли эти полки и настоящую караульную службу.
Вот какая история произошла однажды у ворот, ведущих к царскому дворцу.
                Караул
                Сценка № 1.
   У ворот стоят караульные.
1-й караульный.   Утром зябко. (Поёживается).
2-й  к.               Да-а-а.
1-й  к.               Смотри, на дороге пыль клубится. Видать, кто-то едет.
2-й  к.               Так и есть: кто-то едет.
1-й  к.               Целый поезд! Всадники-то скачут рысью. Все в ярких               
                кафтанах,   жёлтых и красных, шитых золотом.
2-й  к.               А в центре, гляди (смотрит из-под ладони), огромная карета. Золотом разукрашена.
1-й  к.               Три пары коней впряжены…
2-й  к.               Да каких дюжих, сытых.
1-й  к.               А первый-то всадник свистит: мол, поберегись, дай дорогу.
2-й  к.               Да-а.  Видно, важный боярин едет. Караульные скрестили пики перед всадниками. Не пропускают.
1-й  к.               Стой! Вы кто? Куда едете?
2-й  к.               Пропуск! (Первому караульному) Спешиваются. Идут сюда.
Первый подошедший.    Вы что, рехнулись?
Второй п.             Не видите, что ли? Едет знатный боярин Троекуров к государыне царице Наталье Кирилловне!
Третий п.             Какой ещё вам пропуск?
1-й караульный.       Браниться не велено.
2-й к.                А без пропуска не пустим.
   Подходит старший караула в треуголке лихо надетой набекрень. С  ним новые караульные.
Голос за сценой.      Федька?
   Появляется боярин.
   Рука, унизанная кольцами, неторопливо поглаживает бороду.
Федька (он же старший караула).   Без пропуска нельзя. Таков          генеральский указ.
Боярин.        Федька, побойся ты Бога, родного отца не узнал! Погоди, уж я до тебя доберусь! Я те покажу с конюховыми детьми в игрушки играть!
Федька.        Ничего не знаю. Отец ли, чужой ли человек, а только                для  проезда   на  полковой двор надобен пропуск, по-другому называется пароль. А кто того пароля не знает, велено тащить в съезжую избу, и пущай господин генерал сам разберётся. А мы караул, у нас указ есть.
Боярин.        Меня, боярина Троекурова, в съезжую избу? Видать, у тебя, парень, в голове шумит. Не поеду.
Федька.        Как знать, а только пустить не могу. Среди людей, сопровождающих боярина, движение. Они удивлены. Слышны возгласы недоумения.               
Боярин.        Отца-то родного! Срам! Навеки срам перед людьми!
Федька.        Ежели кто будет шуметь или браниться, то указано бить в барабан    и всё войско поднимать к ружью.
   Барабанщик приподнял палочки в ожидании команды.
Боярин обхватил  голову руками и минуты две разглядывал своего сына.
Боярин.        Новомодные обычаи (фыркает): кафтан до колен, рукава до ладоней, на голове гнездо вороны! Разодели боярского сына!
Фёдор.         У нас таковых слов не любят. Мы государево войско. А кому не нравится, милости просим – до Москвы три версты.
   Среди сопровождающих боярина людей снова волнение. Слышны негромкие возгласы.
Боярин.        Охальник! (Рявкнул отец). Погоди уж, доберусь до спины твоей! Вези отца родного на съезжую! Согласен!
   Федька (он же капитан) делает знак караулу. Те указывают направление к съезжей избе.
   Фёдор стоит в задумчивости. Караульные переговариваются.
1-й  к.           Здорово мы их!
2-й  к.           А капитан-то каков? Родного батюшку не испужался.
1-й  к.           Да-а. Попадёт ему?
2-й  к.           Как знать… Служба есть служба. Действовать надо по указу.
   Появляется юный царь Пётр.
Пётр.             Фёдор, приехал за тобой отец. Не нравятся ему наши дела. Хочет он тебя забрать из полка и посадить в терем с няньками, чтобы ты ел, спал и звёзды считал, пока тебя не женят. Нравится тебе такая жизнь?
Фёдор.            Не нравится, господин бомбардир.
   Караульные прислушиваются к разговору. Пётр отводит Фёдора в сторону. Говорит тише.
Пётр.             Отказать боярину – матушку обидеть. Значит, надобно отдать тебя отцу…
Фёдор (помолчав). Не изволь, государь, меня выдавать. Что мне в             тереме-то делать? Я капитан!
Пётр.             Тогда вот что…(Пётр приблизился к Фёдору). Беги!
Фёдор.            Как бежать, господин бомбардир? Скройся, куда знаешь, чтоб я тебя не видал до праздника. А я тут боярина –то уломаю. Авось сменит гнев на милость. Понял?
Фёдор.            Как не понять! Понял, господин бомбардир.
Пётр.             Как сменишься с караула, чтоб я тебя больше не видел.
   Пётр, посмеиваясь, уходит.
Фёдор (как бы про себя). К Лёшке пойду, в Измайлово.

Ведущиий.      А теперь вы увидите инсценировку, действие которой происходит в
Измайлове во времена юности Петра 1.
   Измайлово – старинный уголок современной Москвы. Здесь сохранились архитектурные памятники средневековья.
   Сегодня – это место, где есть музеи, где тихо и уютно. Люди любят здесь отдыхать.
   Послушайте стихи про Измайлово.
   Стихи.(см. раздел "Стихи" А.Олейник)

А теперь перед вами оживёт одна из страниц далёкого прошлого.
                Ботик.
                Сценка № 2.
   У сарая сидит  мальчишка и неумело напевает.
Лёшка.                Из-за моря, моря синего,       
                Из-за глухоморья зелёного,
                От славного города Веденца
                От того-де царя ведь заморского
                Выбегали, выгребали 30 кораблей,
                Тридцать кораблей и един корабль…
   В сарае громко закудахтала курица.
   Лёшка постучал в стенку.
   Из сарая ответили стуком и тихо спросили.
Фёдор.            Никого не видать?
Лёшка.            Никого… Вылезай. (Оглядывается). Нет! Стой! Идут! (Поёт, как ни в чём не бывало).
                Посмотрят казаки,
                Они на море синее,
                От того зелёного
                От дуба крековистого
                Как бы бель забелелася –
                Забелелися на кораблях
                Паруса полотняные.
   Подходит мать Лёшки.
Мать.             Нишкни, ирод? Я тебя зачем посадила? Хохлатку стеречь! А ты   песни поёшь! Да и какие песни! За такую песню, олух, тебя в Москву да в царский застенок…
Лёшка.            Отчего, матушка?
Мать.             Оттого, что песня казацкая, вольная, её петь не велено.
Лёшка.            Да ведь это песня батюшки!
Мать.             Молчи, ирод! Про отца-то своего поменьше рассказывай. Не ровён час, услышит кто…  С кем ты тут говорил?
Лёшка.            Ни с кем.
Мать.             Врешь! Я сама слышала голос чужой. Кого ты прячешь?
Лёшка.            Да никого, матушка…
Мать.             Пойду посмотрю.
   Мать вошла в сарай. Курица снова закудахтала. Вскоре мать вышла.
Мать.             Снеслась. Снеслась! Вот смотри.
   Показывает яйцо на ладони.
Мать.             Уже давно снеслась. А ты сидишь, лодырь, песни поёшь!Да всё про корабли, да про казаков (Боязливо оглядывается). Я из тебя отцову дурь-то повышибу! Не для того люди на земле родятся, чтоб по воде плавать. Рыба в воде, а человек на сухопутье. А кто на воде плавает, тому не сносить головы. От Москвы до моря год прошагаешь – не дойдёшь. Ты смотри у меня!
   Мать погрозила кулаком и торопливо ушла.
Фёдор.            Лёшка, а Лёшка! Ушла?
Лёшка.            Ушла.
Фёдор.            Вылезать?
Лёшка.            Сиди, нынче день неспокойный.
   Лёшка замурлыкал ту же песню. И тут перед ним появились два человека.
Пётр.             Ты кто?
Лёшка.            Я сторожев сын. (Низко кланяется).
Пётр.             Звать как?
Лёшка.            Лёшка.
Пётр.             Ты что пел?
Лёшка.            Это песня мореходная. Это про ладьи.   
Пётр.             Я слышал, что мореходная. «Забелелися на кораблях паруса полотняные…» А дальше как?
   Лёшка молча смотрит на незнакомца.
Пётр.             Ну, что ты молчишь? Не бойся!
Лёшка.            Матушка не позволяла таковы песни петь.
Пётр.             А я позволяю.
Лёшка. (Вздыхает). Дальше так поётся:
                «А не ярые гагами на сине море
                Выплыли, выгребали тут казаки
                Среди моря синего…»
Пётр.             Казаки?
Тиммерман.        Мейнгер Питер, не слушайте эту песню: Это воровская песня!
Пётр.             Отстань, мейнгер! Разве казаки и по морю плавали?
Лёшка.            (Гордо) Ещё как! По синему морю Хвалынскому да к дальнему Персиянскому берегу…
Пётр.             Откуда знаешь?
Лёшка.            Слышал.
Пётр.             А дальше? Песня-то как дальше поётся?
Лёшка.            Дальше забыл.
Пётр.             Эх ты, певец! А что за сарай?    
Лёшка.            Боярина Никиты Ивановича покойного.
Пётр.             А что там?
Лёшка.            А там хлам всякий.
   Закудахтали куры.
Пётр.             Курятник, что ли?
Тиммерман.        Пойдёмте, мейнгер Питер. Тут нет ничего примечательного.
   Пётр его не слушает и указывает Лёшке на сарай.
Пётр.             Открой!
   Лёшка боязливо оглядывается.
Лёшка.            Не указано открывать…   
Пётр.             Кем не указано?
Лёшка.            Царевы люди не велят.
Пётр.             А я велю. Ну!
  Пётр нетерпеливо подбегает к сараю. Заглядывает.
Пётр.             Что это? Что за лодка? Мастер Тиммерман, погляди-ка!
Тиммерман.        Это есть бот.
Пётр.             Какой бот? Зачем?
Тиммерман.        Ходить по воде.
Пётр.             Это я и без тебя знаю. А зачем у него мачта? 
Тиммерман.        Ходит под парусами… И не только по ветру, но и против ветра.
Пётр.             Как против ветра? Врёшь ты, мейнгер! Такого не бывает.
Тиммерман.        Не прямо против ветра, а вот так. (Показывает  рукой).
Пётр.             Хороша ладья!
Тиммерман.        Бот старый, гнилой. Плавать на нём нельзя. Он утонет.        Пусть уж лучше останется в сарае.
Пётр.             Починить можно! А что там на корме?
   Выходит Фёдор. Пётр смеётся.
Пётр.             Вот ты где прячешься, Фёдор. А тебя по всему Измайлову  царицыны слуги ищут. Хитрец!
Фёдор.            По Вашей воле, господин бомбардир.
Пётр.             Кто же тебя кормит?
Фёдор.            А вот он, Лёшка Бакеев, сторожев сын. Такого страху я набрался, сил нет. Приходили сюда стремянные, весь сарай обшарили. А я в лодку спрятался. С тех пор в ней и сижу.
Пётр.             Отец твой упрям, как колода. Вынь да положь ему сынка! Он до того меня доведёт, что я его прогоню. Ну что ж, сиди пока!
   Пётр повернул к Лёшке.
Пётр.             Эй, поди сюда! Тебе зачем бот нужен? Ты на нём плаваешь, что ли?
Лёшка.            Я на нём играю…
Пётр.             Во что же ты играешь?
Лёшка.            В море.
Пётр.             Так ты мореход?
Лёшка.            А что ж? Ежели починить ладью да на воду спустить – вот-то поплывём!
Пётр.             Кто же поплывёт?
Лёшка.            Да мы с тобой, бомбардир!
Пётр.             А ведь правда твоя.  Мейнгер, вели-ка бот вытащить на реку.
Тиммерман.   Нельзя! (Сердито). Он повреждён. Его надобно умеючи починить, поставить новую мачту, потом натянуть снасти и паруса.
Пётр.             А нет ли поблизости человека такого, который умел бы скоро  всё это сделать?
   Тиммерман сдвинул шляпу на затылок, задумался.
Тиммерман.        Есть.
Пётр.             И ход покажет?
Тиммерман.        Покажет.
Пётр.             Кто таков?
Тиммерман.        Карстен Брандт, старик, служил пушкарём на российском корабле «Орёл» под командой капитана Бутлера.
Пётр.             Приведи его ко мне! (Алёшке). А ты оставайся, стереги Фёдора. Придёт время – возьму тебя вместе с ботом.
(Тиммерману). За мной, мейнгер! Дело есть.
   Уходят.
   Появляется Федька.
Лёшка.             А он не расскажет?
Федька.            Кому?
Лёшка.             Кому! Царицыным людям.
Федька.            Нет, не расскажет. Он не такой.
Лёшка.             А кто он? Небось, боярский сын?
Федька.            Нет, это сам царь Пётр.

Ведущий.           Прошли годы. По приказу Петра 1 не только починили ботик, спустили его на воду, но был построен настоящий большой флот, корабли которого одержали победу над шведскими кораблями.
   В результате этой победы был получен выход в Балтийское море и для кораблей России.
   А ботик и сегодня можно увидеть в Морском музее Санкт-Петербурга.

   Хорошо бы использовать слайды. Взять их из папки «Измайлово», книги того же названия и из книги  Л.Рубинштейна «Дедушка русского флота».