Семилетие. Моя биография. Продолжение

Лариса Иванова 8
 Семилетие.Моя биография. Продолжение                Семилетия
                Моя биография
Вся биография, кроме первого семилетия,
написана в стихах, Онегинской строфой.
Мне больше восьмидесяти лет.
 Я впервые стала сочинять вирши.

Первый цикл  1-7 лет
     Военное детство (1941 – 1945) Проза.
      Оккупация в Псковской губернии
Несколько отрывков из моих воспоминаний
                Трудовая повинность
   Партизаны активно вели «рельсовую войну», пускали под откосы вражеские эшелоны.
На оккупированной территории немцы заставляли женщин охранять железную дорогу ночью. При появлении партизан, которые готовили взрыв  железной дороги, женщины должны были зажечь сноп. Зажжёшь сноп – получишь пулю от партизан, не зажжёшь – от немцев. Таков суровый закон войны. Мама на каждое дежурство шла, как на смерть. Помню, обнимет меня, замрёт на мгновение, и я слышу,  что она плачет, плачет, а бабушка не плакала, а выла. Так продолжалось каждые две недели в течение долгих трёх лет фашистской оккупации.

                Бочка зерна.
Во время оккупации эта бочка зерна спасла нам жизнь в суровую зиму 1942 года.
   Вот как она  досталась нам. В сентябре 1941 года  мама послала мою   девятилетнюю сестру Зою  в соседнюю деревню, где жила тётя Наташа, мамина сестра, со своей семьёй.  Когда сестра подошла к деревне, то увидела, что все жители вместе с домашними животными согнаны немцами на площадь. 
    Населению  деревни был отдан приказ:  в течение 10 минут  покинуть дома  и быть готовыми к отправке на работу в Латвию, где их использовали на сельскохозяйственных работах в качестве рабов.  Жителей охранял конвой.  Если кто-то сопротивлялся,  убивали на месте. Моя сестра увидела тётю Наташу, подбежала  к ней, а та, испугавшись, что девочку заметит конвой, велела ей бежать огородами. К счастью, тётя  все-таки   успела  сказать, где закопаны ею две бочки зерна.  Не замеченная конвоем, сестра прибежала домой и рассказала всё маме. Одну   бочку с зерном, закопанную тётей, мама  нашла. Вторую искала долго, но безрезультатно.
  На ручных жерновах молола мама зерно, превращая его в муку. Пекла  хлеб из высушенной, мелко изрубленной  травы (сена),  заправленной мукой. Мякина  была чёрного цвета, вязкая, несолёная и очень невкусная. «Бабушка, у тебя зубов нет, возьми мякиш, а мне отдай корочки», – жалобно просила я. Корочки были чуть съедобнее мякины.

          Мама заболела сыпным тифом

Лютая зима 1942 года. Топили печь хворостом, который запасли осенью. Экономили. Я с мамой  сплю на большом сундуке. На голове у меня  шапочка - капор. Холодно. Каждый вечер умоляюще прошу: «Мама, дай корочку хлеба». И она мне спокойно и ласково отвечала: «Спи - завтра дам». Каждый вечер она  давала мне надежду, что завтра я наемся досыта. Так продолжалось три долгих года изо дня в день.
А в один из холодных февральских дней 1942 года мама заболела.  Её знобило, лихорадило, поднялась температура до 40*С, речь стала торопливой, бессвязной. Ей почему-то мешали волосы. Я помню, как бабушка подстригает её большими ножницами, которыми стригут овец. 
 Местный староста вызвал врача. Приехали на машине немец – врач и русский переводчик.   Хотя сознание мамы было заторможено, бабушка посадила её на диван.  Врач осмотрел маму и определил, что у неё сыпной тиф. Страшная, заразная болезнь, разносчиком которой были платяные вши. А вшей у нас и платяных, и головных было предостаточно. Мыла у нас в доме не было. Несколько кусков, запасённых бабушкой, немцы забрали ещё в начале войны.
Говорят, что в годы лихолетья, народных бед, войн и возникает эпидемия сыпного тифа. И гибнут тысячи людей. 
  Немцы, как огня, боялись эпидемии. Переводчик сказал, что маму забирают в больницу. Бабушка, понимая, что  сейчас её дочь увезут навсегда, бросилась в ноги к немцу и,  обняв его колени, завыла, запричитала, как это делали русские женщины по умершему родному человеку. Эта сцена и сейчас стоит перед моими глазами и вызывает слёзы. Видно, в голосе бабушки  было столько горя, отчаяния и страдания, что переводчик, переговорив с врачом, поднял бабушку и   сказал: « Я привезу лекарство, а вы испеките  четыре каравая хлеба». Он сдержал своё слово. Привёз маме лекарство. Помню, у порога стоит мужчина с мешком в руках, а бабушка опускает туда огромные караваи хлеба.
   Мама выздоровела. Никто в нашей семье не заразился тифом.
  А наши скудные запасы зерна стали ещё скромнее. 
                ***
В августе 1945 года к нам в деревню приехал  папа, и мы с  мамой и сестрой   вернулись в Ленинград. 
  Сейчас мы узнали от психологов, что активное формирование ребёнка идёт до трёх лет. Что я видела в военные годы? Голод, нищету и заботливое, бережное отношение бабушки и мамы, их борьбу за нашу жизнь. Это не могло пройти незамеченным для детской психики. Сочувствие, сострадание, деятельную доброту я познала с детства. После войны, уже в Ленинграде, я ходила в детский сад. Было очень голодно. Иногда всё-таки нам давали две конфетки-подушечки./ С тех пор к подушечкам у меня большая любовь/. Одну я съедала, а вторую берегла для старшей сестры, которая забирала меня домой.
  Об этом факте сестра мне рассказала позже. Я сама этого не помнила.
 
             Второй цикл   8 – 14 лет
 С семи до четырнадцати лет человек интересуется миром вокруг себя: что усвоить? Что впитать? Что интересно?
                1.
     Начальная школа
  Слыла я школьницей серьёзной.
Почти отличницей была.
Но для учителя – несносной,
Он выскочкой прозвал меня.
Порой карал меня он строго,
Хоть я не делала худого.
В углу не раз стояла я,
Невольно горечь затая.
За что же было наказанье? –
За то, что быстрым был ответ.
Любила каждый я предмет.
Училась я всегда с желаньем.
Книг детских много я прочла…
Но вот послушной не была.

                2
Любопытная школьница
 
Вот позади четыре класса,
И мне открылся мир иной.
В ученье хоть не стала асом, 
Была пытлива я порой.
Всё увлекало в этом мире:
Рассказы Гоголя в эфире,
Шитьё, макеты, спорт, фольклор,
Стихи и пионерский сбор…
Со сцены Пушкина читала,
Водила русский хоровод.
Был также в жизни эпизод –
Театр кукол создавала.   
Никто меня не принуждал –
Активной быть не заставлял.
                3
   Каникулы в деревне

Деревня!  С детства край любимый,
Красою летнею манил,
Ни с чем, конечно, не сравнимый,
Мне в душу радостно входил.
В речушке маленькой купались,
До посиненья в ней плескались.
Всё восхищало. Нету слов:
Сбор спелых ягод и грибов,
Тропа сквозь рожь, где хлебом пахнет,
Цветенье льна,  кругом луга,
Хрустальной радуги дуга…
А васильков здесь! – всякий ахнет.
Нам детство милое дано,
Чтоб было радостным оно.

                4
           Русская лапта

Хвалу лапте пропеть мне надо.
Игра забавная для  всех.
И ребятня затее рада.
Кого сегодня ждёт  успех?
Взмах биты – мяч летит, как птица,
Стремглав, игрок к черте стремится,
Достигнув цели, мчит назад.
Не запятнали – очень рад!
На поле важен дух спортивный,
Команде верность, меткий глаз.
Бывал и проигрыш не раз,
Но игроки всегда активны.
Как увлекательна лапта!
Как радостна, хотя проста.
               5
      Радость бытия               

Однажды тётя мне сказала:
«Пришла уж летняя страда».
Страда всех в поле приглашала –
В селе нет жизни  без труда.
Сушили сено – сна не знали.
Потом мы долго лён тягали.
В руках серпы – мы жали рожь.
Все рады – урожай хорош!
Да, любо-дорого в деревне:
Раздолье, воля – благодать!
Чего бы, кажется, желать?
Пусть бедновато, но душевно.
Всем сердцем радость бытия
В деревне ощущала я!
               
                6
        Родители

Уроки самые простые   
Давала мне родная мать.
Узнала от неё впервые,
Как в жизни путь мне выбирать.
«Живи без скуки и порока, 
И хоть порою жизнь жестока,
Труд избавляет от нужды.
И счастья нет без доброты –
Зло научись сносить достойно.
 Обиды не держи – прощай,
Людей дурных ты избегай.
Жить с радостью всегда спокойней.
Нет в жизни ничего важней,
Добро творить для всех людей».
               
                7
 Мои родители – крестьяне.
Всю жизнь гордилась ими я.
Хранила старые преданья
Патриархальная семья.
В любви признаться  маме надо.
Нас четверо. Она всем рада.
 Всегда спокойна и добра,
Её душа не знала зла.
Отец был волевым и строгим,
Работал много, честно жил,
Своей семьёй он дорожил.
Ему обязана я многим.
«Учись, и будешь молодец!», –
Так наставлял меня отец.


                Третий цикл  15 –21год               
      Становление личности. Жажда знаний, интерес к искусству. Мнение друзей, общества становятся очень важными
                Мои университеты 
                1
    Выбор профессии
 
Умела в детстве удивляться
Всему, что окружало нас,
И наблюдать, и увлекаться,
Самостоятельно учась. 
– Где дальше будете учиться? –
Наставник вдруг спросил меня.
– Мой брат – технарь. Решила я
На выбор брата положиться.
– Ведь вы словесности любитель, –
На то мне возразил учитель.
– Вы чутки к слову, к красоте.
Зачем же вам «железки» те?..
Решилась вмиг вся жизнь моя –
Так выбрала словесность я.
               
                2   

  Грызя наук гранит бумажный

Когда же юности  беспечной 
Пришла желанная пора,
Пора надежд и грусти нежной,
То в Лету кануло вчера.
Я расскажу всё по порядку.
Поняв, что неучем жила,
В кулак я волю  собрала – 
Ученью бросила перчатку.
Грызя наук гранит бумажный, 
Умнела с каждым днём я. Но
Познать себя  ведь тоже важно,   
Хоть и не каждому дано.             
Познать, казалось, можно всё! –
Самонадеянно чутьё…

                3
     Искусство – истинное чудо! 

Искусство – истинное чудо! –
В моё сознание вошло.
Творит красу оно повсюду,
Смывает пыль с души оно.
Будили  разные искусства
Святые, искренние чувства.
Учили  жить и  понимать,
Как мне  счастливой в жизни стать. 
Театр, стихи, балет, картины, 
МузЫки звуки  для меня –
Без них я не жила ни дня –
Открыли чудные глубины.
В искусстве  тленный мир честней,
И радостнее, и добрей.
               
               
                4               
           О театре    
               
Из всех искусств театр оставил,
Пожалуй, самый яркий след.
Он словно  крылья мне расправил.
Чудеснее искусства нет!
Вот пьеса «Варвары» не сцене…
Весь зал был в полном восхищеньи
Дорониной, ей игрой.
Была  с ней встреча мне впервой.
Магнитно-плотскую природу
Сумела в роли показать
И силу чувств так передать,
Что мне пропеть хотелось оду.
Она умела вжиться в роль
И передать любую боль..
               
                5
         Поход в театр

 Поход в театр. Он стоил денег –
Их вовсе не было у нас.
Однако несколько ступенек
Сиденьем были нам подчас.
 Мы, стоя, музыке внимали,
Всю тайну звуков  постигали.
Колонна в  помощь нам дана,
Опорой всем  была она.
Восторг не выразишь словами,
Но всё же об искусстве спор
Среди друзей  рождал  задор.
Крепил он  дружбу между нами.
Открыл нам истину  Шекспир:
«Унылый без искусства мир»!   

          

                6
     «Мнение народа»*
               
Какой  мне нрав дала природа?
(Была рефлексия   чужда).
Представлю «мнение народа»*–
Правдивее ведь нет суда.
Случайно слышу: «Недалёка!»      
Так обо мне?  – звучит жестоко!               
 Хотелось крикнуть: «Я добра,
Скромна, хотя и не умна!»
Но вот прошло не больше года,
И лекторы не часто, нет,
Считали лучшим мой ответ…
 Так «пало  мнение народа!»…      
Была строптивой иногда,
Но вот спесивой – никогда.
* «Мнение народа»– мнение однокурсников
               
                7
              Поиск идеала!
 
Что в юности так привлекало?
О чём была мечта и грусть?
Любовь и поиск идеала!
О них поведать я решусь.
Дойти до цели благородной
Помог тогда писатель Лондон,
Сплетя из честности венок,
Как из любви –  романтик Блок.
 А справедливость! Всем известно,
Что Богом нам она дана…
А честь и совесть на «блага»
Менять? Нет, так совсем нечестно.
А вот хитрец и лицемер
Противен с юности, поверь.

                8
 Маленькая корысть
               
Любила очень я учиться.
Библиотека – дом родной!
Дойти до сути, растворится,
Нырнуть в проблему  с головой. 
Учась, не ведала покоя –
Вот   наслаждение какое!
А умный вдруг задать вопрос,
Блеснуть на лекции всерьёз –
Я знала, лектор это ценит.
Уловка эта удалась – 
За образец она взялась.   
Вдруг на зачёте лектор вспомнит! 
Сейчас мне ясно – знанья   есть, 
К чему неискренность и лесть?
               
                19
Периферия кадры ждёт

Уж скоро будет вуз закончен…
Периферия кадры ждёт.
И пятикурсник озабочен:
Куда стезя-то заведёт?
В глуши работать педагогом
Желающих совсем немного.
А в Питере остаться как?
Всё очень просто: блат иль брак.
Подруги  быстро замуж вышли.
Так поступить могла и я.
Но выйти замуж, не любя?
Мне чужды были эти мысли.
Есть для любви своя пора...
В глуши мне рада детвора.

 
 

22-28 лет. Четвертый цикл
Любовь, время новых впечатлений, любимая работа

                Любовь – это сердце всего

                1
                О любви

    Время тихой любви – это больше забота:
По глазам уловить, с полуслова понять.
                Ведь любовь, как ни странно, большая работа,
                Если ей дорожишь и не хочешь терять.
                Омар Хайям
               
Любила и была любима.
Узнала не один секрет:
Любовь и боль неразделимы,
А счастья без усилий нет.
Как радостна любовь вначале,
Душа не ведает печали.
Любя, ты к творчеству, и вверх,
Стремишься, удивляя всех.
А тихая любовь дороже:
Проблемы друга мне понять,
Без эгоизма их решать–
Душа счастливая всё может.
Любви нет выше  ничего.
Любовь –…  сердце всего.
                2            
       Тяжкий грех

Был тяжкий грех. А что же дальше?
Мне доктор вынес приговор:
–Детей у вас не будет больше…
Случился в общем форс-можор.
Раз нет детей, мне брак на что же?
Теперь свобода мне дороже.
Твори, люби, учись, дерзай,
Мир праздника вокруг создай!
Я знала радости, печали,
А вот унынья – никогда.
Карьерный рост? он был, ну, да…
Важней, чтоб люди уважали.
А тяжкий грех живёт во мне   
И помнит о моей вине. 
                3
           Начало карьеры

Несчастье обернулось счастьем –
Любимым делом занялась.
Моя душа  со всею страстью
С душою детской обнялась. 
Став мамой для детей и няней, 
Благодаря полезным знаньям.
Трудилась в детском доме я.
Детдом ребятам –их семья. 
Присесть на краешек кровати
И выслушать рассказ про дом,
Поняв, какое горе в нём.   
Им разговор такой приятен.
 За ручку взявши, в лес сходить,
Я их успела полюбить.             
                4
 Первый рабочий день

 Теперь я вспомню, мой читатель,      
Про первый свой рабочий день.
Я принята как воспитатель.
Ну, это первая ступень,
Я покажу себя, как мастер!
Сейчас увидят мой характер!
Я в спальню захожу: « Подъём!
И на зарядку все встаём!»               
 Команда ясная бы вроде.
 Вдруг слышу кто-то говорит,
 Смотрю, в постели он лежит:
«А вот приказчикам по морде
…Ящиком, не хочешь  ты?»…
Был слышен голос сироты.

                5
        Дело, которому служишь

Кем быть? Моей здесь нету воли.
Работу выбрать мне помог
Словесности учитель в школе.
Сейчас мне кажется, что Бог.
Как помню, не было  терзаний    
И вовсе никаких  желаний
Заняться чем-нибудь другим,
Служить деяниям иным.
Что поняла я, как учитель:
Всю жизнь учись. Люби детей,
Терпи. Понять ты их  сумей. 
 И станет школа, как обитель,
Духовной жизнью для тебя,
Где дети ценят  нас, любя.
                6
   Через четверть века

 А через четверть века снова               
Я в школе юности моей
Как методист: узнать, готова ль
Студенточка* учить детей.
Ну, а потом с друзьями встреча,
Воспоминанья, смех и  речи.
Все дружно провожают нас…
Вернулись в юность мы на час.
Удивлена студентка очень,
что через много-много лет
Визит  был радостью согрет
И памятью души отмечен…
Я влюблена была тогда.
Любовь творит добро всегда.
                Студенточка*- практикантка пединститута

29-35 лет. Пятый цикл.

 Командировка в Прагу.
Работа в школе при Посольстве СССР в ЧССР
 
                1
       Козырная карта

Учить – нелёгкая работа,
Но уважаема она. 
Полезна всем, но вот забота –
Зарплата очень уж скромна.
И вдруг мне карта козырная,         
Как весть совсем уж недурная,
Случайно в руки  вдруг пришла…               
Работа в  Прагу позвала.
Из крайней бедности  охота
Мне  выскочить уже  скорей,
И бельецо бы  – помодней.   
Теперь же хватит мне дохода!
Но главное – родным помочь.            
Никто в достатке жить не прочь.
                2 
             Важный дока 

Нам важный дока  из Обкома,
Как въедливый педант, внушал
(Сам неказист, похож на гнома)
И нас спесиво поучал:               
«За рубежом живите  скромно.
Доклад начальству –аксиома!
О подозрительном.  «Стучать»,
Прав за границей не качать».
Внимая сей наказ в пол-уха,
Вдруг слышим важную мы часть:
На карандаш как не попасть,
Чтоб не закончилась везуха.
Что было дальше – расскажу,   
Про «карандаш» тот доложу.
                3
             На приёме в посольстве

Коллеги Прагу обживают…
В посольство мы приглашены.
Так все взволнованы,  скромны.
Вином французским угощают.
Коллеги просто пригубили,
А я – хлобысть! – и пуст бокал,
Взгляд  завуча.  – То мне сигнал –
Поступок мой  не похвалили...
К начальству вызвана моментом,
Взята и я на карандаш…
«Всё суета и ералаш!»
Стою пред строгой «тройкой*» фертом.
И вдруг… мне стали предлагать
Главой профкома разом стать!
*«Тройка»  – директор, завуч, секретарь парторганизации
                4
                О чести 
Мне задан был вопрос однажды:       
«Что есть – достоинство и честь?
Узнать хочу, мне очень важно, 
В обычной жизни это есть?»
…Подводит педсовет итоги.
Серьёзны в зале педагоги ;
Начальству надо угодить,
Чтоб пребыванье здесь продлить.
Проблемы завуч обсуждает.   
Не слышу я, меня здесь нет.               
Давно прощальный ждёт обед…
Вдруг грозный окрик пробуждает:
Директор грубо говорит,
И мне ответ держать велит.
                5
Я, не поняв, в чём суть вопроса,
Молчу.  Но грубость тона злит.
Коллега мне шепнула просто: 
«В журнале балл не тот стоит».
Вдруг слышу – я права качаю:
«На тон такой не отвечаю!», –
Слетело просто с языка,
Как у Ивана-дурака.
Наутро « тройка» обсуждала,
Кому работать третий год.
Волнуясь, ждали список тот.
Что буду в нём  – не ожидала.
Не извинялась я за тон,
Не шла к начальству на поклон.

                6
     Пражское общежитие

Воскресный ужин долгожданный.
Подружки вместе собрались.
И вдруг вопрос  ко мне  нежданный,    
 Как только пива напились:
«Как можешь выглядеть счастливой,
 Всегда спокойной, терпеливой,
Живя  в неискреннем  кругу?…
 Понять я это не могу». ..
 Общенья узок круг. И что же? 
Узнала я  на деле – есть
Предательство и зависть, лесть.
Ведь человек греховен  всё же.
 Однако был родным приют,
Где  сердце  с разумом  поют.
               
                7
 Красный директор Пражского завода

Большой завод, директор – «красный».
Он приглашает в гости нас.
Все женщины в соку, прекрасны,
Готовы уж пуститься в пляс.
Директор всех радушно встретил –
Бородка, полноват, брюнет –
И  сразу ласково приветил…               
Весь вечер радостью согрет.
Настало музыки мгновенье.
Нас дюжина – танцора два,               
Директору всё - трын-трава,
Кружится с каждой в упоеньи.
Неважно, что костюм весь взмок,   
Танцует танго, вальс и рок.
                8
        Тринадцатый танец

На время музыка стихает.
Сибирь директор вспоминает,
Как был в командировке там.
Энергия его и шарм
Уже меня в нём восхищают.
Вдруг – сувенирчик мне вручает
И разговор ведёт шутя…
Игриво улыбаюсь я.
Меня на танец приглашает,
Готов мне Прагу показать,
Всё про неё мне  рассказать…
Ах,  речь  такая возбуждает.
И окрылённая душа
Познала – жизнь-то хороша!
С тех пор число тринадцать мне
Счастливым кажется вдвойне.
                9
 Близнецы-братья

Ах, как внушали мне два брата,
Что я любима всей душой!
В них искренности маловато.
По мне – ханжи, народ чужой.
Большие были моралисты,
Тщеславны. А уж, формалисы!
Кичились властью над людьми,
Судьбу разрушить вмиг могли.
Вы догадались, дорогие,
Что парт-профком меня любил,
Вступить в его ряды просил...
Вожди бывали и другие.
Каким я лидером была?
Не делала я людям зла.
                10
     Спесивый ректор( Из эпохи 10-х годов 21 века)

Вот вам пример неординарный.
Профкомом управляла я.
Случился казус нежеланный.
Поведаю всем  не шутя.
Назначен ректор глуповатый.
 (Но всем устраивал «разносы»)
Чем отличился шельмоватый?
Чифирил  он и слал доносы.
В профкоме были все готовы
Письмо начальству написать,
Про деспота всё рассказать –
Разрушить тяжкие оковы.
Но кто-то вдруг посеял страх –
Решимость вмиг распалась в прах…
            
                11
Спесивый ректор был не промах!
Немало кляуз, ох, «весомых»,
Он в министерство настрочил
И наказать меня просил.
Был возмущён: «Всему мешает,
И ноу-хау убивает»!
Что выговоры сочинял
Он через день – о том молчал.               
Я на комиссии Росмина*
Всё рассказала, не тая.
 А правду защищала я,
Чтоб страх исчез – вот в чём причина!
Спокойно приговор ждала…
И вдруг за правду – похвала.
              * Росмин – российское министерство просвещения
               
                12 
        Ответ критику   
            
Был некий взгляд, весьма обидный,
Что занята я похвальбой,
Никчёмной, никому негодной,
Что я любуюсь лишь собой.
Нет, в юности была я скромной,
Застенчивой и недовольной
Лицом своим. Умом бедна.
Но совесть Богом мне дана.
Традиции семьи, «эпоха –
Библейская», – сказал Ткачёв,*
И ненасытных знаний зов –
Спасли от суетного вздоха.
Мне жизнь по совести  нужна,
И честность очень мне важна.
              *Ткачёв – современный проповедник
               
                13
             Прощание с Прагой   
       
Улыбки добрые. Конфеты.
Вокзал. И класс любимый мой.
Прощания теплом согреты.
Увы и ах! – скажу ahoj !*
Вдруг ученик ко мне подходит,
Слова хорошие находит:
«Рисунок я для вас купил,
Не потому, что он мне мил,
А потому, что он дешёвый…
 Я вас за строгость, доброту,
Отзывчивость благодарю».
( уже на мне венок лавровый)!
Любовь детей так познаём.
Себе мы цену узнаём.
                *ahoj – по-чешски до свидания, привет

                14
Правдивость, искренность всегда ?
 Не может принести  вреда?
  ………………………………


        шестой цикл   35-41
Работа в школе при Посольстве СССР
в Египте.
                1
    Первое знакомство с Каиром
      
Какие тайны ждут в Каире?
Полёт совсем недолог был.
Что будет в незнакомом мире?
Каир, как Прага, станет мил?
Аэродром нас встретил строго.
Испуганные все немного.
Идём сквозь грозный караул.
И вдруг солдат мне подмигнул!
Проходит страх… Обычай это,
А вовсе даже не террор,
И не какой-то форс-мажор.
«Калашик»* наш – взамен букета.
Я, предвкушая, жду сюрпризы –
Не только пирамиды Гизы.
«Калашик»*– автомат Калашникова

               
                2

 Блеск и нищета Каира
               
Жара спала. Вечерний город.
Жизнь мегаполиса кипит.
Пугают нищета и голод,
Богатства блеск глаза слепит.
Стоим у лавки ювелирной.
В ней перлы роскошью всемирной
Пленяют. Пара в магазин
Заходит. Белый лимузин –
Вблизи лачуги из картона.
Хибара низкая бедна,
Людьми и овцами полна.
Живут без ропота и стона.
А на овец напала лень.
Вот лимузин – под ним же тень!

                3
            
Не просто жить в закрытом мире               

  Проливается ручьями…
                Эта музыка прямо в кровь мою
                Булат Окуджава
А  как жилось мне там, в Каире?
Посольство, педагоги, класс.
Не просто жить в закрытом мире…
Бассейн радовал не раз.
Жилище мне не дом –обитель –
Фантазий, грёз и снов хранитель.
Я понимала, грусть нужна
И для гармонии важна.
 Внимаю песне с упоеньем
О вере, нежности, любви,
кипит  волнение в крови,
Рождая дивные мгновенья.
Душевной радости привет.
И пессимизма нет как нет.
               
                4
         Сахарский лес

Сказал однажды мне знакомый:
« Поехали в Сахарский лес, –
И аргумент привёл весомый, –
Увидишь чудо из чудес»!
Сахара – жаркая пустыня.
Откуда лес? Воды там нет!
Вдруг мегаполис шлёт привет–
Фекалии для орошенья.
Очистив сточные отходы,
Достигнул люд чудес природы –
В Сахаре вырос хвойный лес,
Вознёсшись кроной до небес.
Стоять он будет сотни лет.
Жаль, запаха, озона нет.

                5

Озоном дышит русский лес!

А сколько тайн нам открывает
Тропинка узкая в лесу!
Она дубрав секреты знает,
Природы дивную красу.
Здесь стёжка над рекою вьётся,
Здесь птичий гомон звонко льётся.
Выводят трели соловьи
Свои мелодии любви.
Я замираю на мгновенье.
 Ольха склонилась над водой,
Своим любуясь отраженьем.
И сердце дышит чистотой.
Тропа в сосновый бор зовёт,
Где дух смолы и хвои ждёт.

Продолжение следует…