опус 09. 01 якутские корни

Петр Петрович Шличус
Рассматривая интерпретации мальтынской пластины, нельзя исключать гипотезу о том, что гораздо более поздними отголосками знаний о мальтынской культуре являются похожие на односпиральные лабиринты «вечные календари» якутов, которыми они пользовались до начала XX века.

1. В этих календарях на витке спирали большого круга 365 отверстий.
2. Маленький диск в его верхней части имеет семь отверстий || по числу дней в неделе.
3. Дни отмечались перестановкой деревянного шпенька из одного отверстия в другое.
4. Якутские календари делились на годовые, месячные, недельные.
5. Принцип устройства у якутских календарей был одинаковый:
- в годовых календарях писали названия месяцев и количество дней
- в месячных и недельных календарях делались отверстия соответственно количеству дней месяца и недели
- в эти отверстия вставляли палочки для обозначения дня
- иногда палочки имели форму птиц
- русско-якутский синкретизм = соединение православия с элементами якутского шаманизма
- крест на календаре можно связывать с сакрализацией недели как символа сотворения мира
- птица имеет важное место в шаманских обрядах
- с принятием христианства изменилось летоисчисление у якутского народа
- были внесены праздники, связанные с хозяйственной деятельностью якутов

Типологически якутские календари близки к русским деревянным календарям-святцам. В основном, это были дощечки, на которые наносилась с помощью зарубок и особых знаков информация:
- о начале и ходе сельскохозяйственных работ
- о сроках охотничьего сезона и рыбной ловли
- о днях церковных и семейных праздников