Печальные аналогии

Леонид Колос
В 1492 году испанская королевская чета издала закон об изгнании евреев из страны. История гласит, что причины были вовсе не религиозными. Казна была пуста. А в стране еще со времени мавританского владычества жило немало евреев.  И многие были состоятельны. Поэтому условия были жесткими: или меняешь веру, или покидаешь Испанию. При это почти ничего из нажитого брать с собой было нельзя.  Деньги тоже в ограниченном количестве.  И тут же получилось так, что евреи свое имущество могли продать за бесценок.  Маячила нищета. Вот поэтому многие тянули до последнего. Куда ехать?  Кто там ждет? Где там жить?

Когда к власти в Германии пришел Гитлер, он в соответствии со своими планами начал с репрессий против евреев. Но первоначально евреям давали возможность и даже предлагали подобру-поздорову убираться из Рейха.  Но опять же, ничего с собой не вывезешь. Ни квартиру, ни дом, ни что-либо ценное. И поэтому евреи долго раздумывали, не решались на отъезд. Надеялись. Что пронесет.  И наконец попали в ловушку.

  А сейчас, надеясь, что пронесет, попали в своего рода ловушку и жители Орска. Глава МЧС, по приказу президента прибывший в Орск, заявил, что жителей предупреждали, чтобы они эвакуировались из своих домов. А они, на что-то надеялись и тянули. И вот теперь из-за того, что они были тяжелы на подъем, МЧС приходится спасать их в экстренном порядке и тратить на них время и силы.  (как будто МЧС не для этого предусмотрена) Люди возмущаются и оправдываются, что никто их не предупреждал.  Но это ведь это по сути не столь важно, предупреждали или нет. 
 
Люди по берегам рек селятся не одно столетие, и чем грозит паводок прекрасно знают.  И прекрасно знают, что паводки бывают разной силы. Раз на раз не приходится. Может и затопить. Поэтому в особо опасных районах, в низинах, дома не рисковали строить.

Но вот пришла цивилизация. Настроили плотин, дамб водохранилищ. И, казалось бы, эти сооружения должны бы снизить риск затопления во время паводка. Это если пришла ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Цивилизация - это такое общество, которое прежде всего думает о людях, о том, что может угрожать их нормальной жизни. Цивилизация -   это такое общество, которое ставит на решение задач горожан чиновников, платит им немалые, из бюджета страны, деньги, чтобы они РЕШАЛИ бытовые проблемы этого общества. А теперь затопленная часть общества узнает, что данные чиновники проблем не решали, или решали плохо. Что какие-то грызуны проели дамбу. Что это за дамба такая съедобная? Дамбу Каховской ГЭС не могли пробить ракетами. А как выдерживают молы океанские волны? Любой строитель, связанный с гидросооружениями, знает, что для них используется особой прочности бетон.  А тут грызуны съели.

 Когда на реке строят гидросооружения, то возникает и риск быстрого, подъема воды в случае разрушения дамбы. При даже резком паводке на реке, не имеющей гидросооружений, уровень воды в реке зависит от таяния снега, и растет медленнее, чем, в том случае, когда размоет дамбу. Есть ли   сейчас такие гидросооружения, которые не имеют обводных шлюзов? Я таких не знаю.  Поднимается резко уровень воды, угрожает целостности дамбы - сбрасывают воду через шлюзы.   Уровень воды в городе поднимется. Может и часть домов затопить. Но подъем будет не столь катастрофическим, если размоет дамбу. Вода, найдя место протечки через плохо сделанную или плохо эксплуатировавшуюся плотину, способна быстро расширить себе проход.  Высокое давление воды за дамбой способствует увеличению расходы воды. Такая опасность известна даже студенту, изучающему классическую гидравлику.  А тем более специалисту. По гидросооружениям. Но чиновники, ответственные за город – не студенты. Нужно думать, что специалисты.  Это то, что касается разницы последствий простого паводка и прорыва дамбы.

 Подъем воды во время паводка – явление ежегодное. Что должны власти делать в марте перед паводком? Существует план подготовки к чрезвычайным ситуациям.   Согласно плану - перепроверить надежность гидросооружений. Как минимум. Если нужно, нужно усилить дамбу. Понятно, что текущей водой ее станет размывать по верху.

Ну а если вода подступает к критическим отметкам? Сценарий действий при затоплении города хранится в Плане чрезвычайных ситуаций.

Но в заявлениях чиновников вижу какие-то странности. Чиновники заявляют, что они заранее призывали людей эвакуироваться. До разрыва дамбы? Почему? Были не уверены в дамбе? Что это за специалисты?  и какой городской руководитель призывает жителей покидать дома, когда это головняк для руководства города. Где людей расселить? Как охранять покинутые домовладения. Чтобы представить, что в наше городское руководство, пока гром не грянул, начинает суетиться – это не для реалистов.  Или они знали наверняка, что дамбу размоет? Потому и предупреждали. Но это тоже предположение фантастическое. Остается загадка. Этой загадке сейчас со всех официальных сторон посыплются документально заверенные объяснения.

 Короче, почему-то   ни профилактика состояния дамбы, ни проверки перед паводком, ни предупреждения населения (если такое было), - ничего не сработало. И теперь посмотрим, что сработало уже после прорыва. Когда уже людей нужно спасать.

 Президент послал в зону бедствия главу МЧС. Он раздражен неповоротливостью и непонятливостью потопленцев. По логике главы МЧС люди должны были не ждать у моря погоды, а заранее эвакуироваться. Заранее эвакуироваться? Это как? Кто и где тебя ждет заранее эвакуированного. И кто решает, есть угроза от паводка этому или другому району, конкретно этому или другому дому, или нет? Сам житель решает? Или городское руководство?  Тут сюжетов миллион.
 
И куда предусмотрительный домовладелец, заранее съехавший, пойдет со своими чемоданами? В приемную к мэру? Другое дело, когда уже затопило. Теперь ясно, кого эвакуировать. Но тогда встает проблема, где людей разместить.  В гостинице? Орск не Сочи.  А на улице еще холодно.  То есть, действуй по известной логике: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

 И вот тут приходят на ум исторические аналоги. Евреи в Испании и Рейхе долго тянули.  Боялись бросить имущество. Им некуда было податься. И дотянули.

 Но есть и огромная, принципиальная разница.  Для средневековой Испании и для нацистского Рейха евреи были нежелательными элементами. А в Орске свои же сограждане, электорат, русские.  Евреев ВЫДВОРЯЛИ. А они упорно тянули. Когда евреев выдворяли, не было никаких природных катаклизмов.  А наших людей СПАСАЮТ от природных катаклизмов. Разница принципиальная.  А результат похож. Хотели, как лучше, а вышло, как всегда.  По всем результатам подготовки к паводку получается, что для городских властей сохранность людей и их имущества – несущественное дело.  Получается, что для МЧС явной помехой в их работе по спасению людей являются эти самое спасаемые люди.

 Кто поможет, кто спасет потопленцев? Никто не даст нам избавленья, ни царь, ни бог и ни герой. Потопленцы взывают к президенту. И их вакцинируют. От гепатита. А вакцинированы ли они от того, что где-то прорвет дамбу, затопит шахту, будет авария на заводе, и накроет ядовитым облаком? Тут вакцинировать нужно не жителей, а тех, кто отвечает за дамбы, шахты, дороги, заводские цеха.

Как решат вопрос компенсации за потерю имущества? Такой вопрос я написал в черновике статьи, когда несколько дней назад ее готовил. А теперь уже известны суммы. Я не буду комментировать. Зачем рыться в чужих карманах?   

  Об аварии начинают причитать тогда, когда уже масштаб такой, что бедствия не скроешь. Как, например, при аварии на чернобыльской АЭС. Но человек долго проживший в СССР, а затем России, приучен, что мелкие бедствия, происходящие с ним регулярно не по его вине – это и не бедствия, а простая суета сует.   Не по его вине, но превращаются в его проблемы.

  Например, въехал гражданин на машине в лужу на дороге, а она после дождей оказалась неожиданно такой глубокой, что вывернуло колесо и накрылась электропроводка. Ну и что? Кто пойдет жаловаться на дорожников? Твои проблемы.  Ездить нужно уметь.

Я как-то оказался в машине друга, когда в центре города под колесом провернулась крышка люка.  Мы сами вытягивали машину. Никто. Ни я ни друг, и не подумал, что это вина городских служб. Они отвечают за люки на дороге.

В нашем доме на девятом этаже жила больная женщина. На костылях. Одно ей было развлечение - посидеть на лавочке у подъезда. А были и семьи, у которых грудные дети. А тут лифт поломался.  Ждали ремонта две недели.  Отремонтировали за два часа. Почему нужно ждать две недели, чтобы в девятиэтажном доме больных, старых, мам с колясками, пожилых людей, -  гонять пешком?   Но главное – что все жители дома воспринимали двухнедельное ожидание ремонта, как нормальное явление.

В нашем же доме, как наступали летние дни, так отключался свет. А с ним одновременно прекращалась подача воды. И так каждый год.  При обращении в гор-электросети мы получали такой ответ: вы, жалобщики, сами виноваты. Понакупили электроприборов, кондиционеров. Ишь чего захотели. А сети не резиновые.


У меня была дача около озера, к которой нужно было проезжать через насыпную дамбу. Дамбу каждой зимой во время дождей регулярно затапливало.  Проехать невозможно.   Подсыпать дамбу - для городских служб пустяк. Но ее так до сих пор и не подсыпали. И регулярно осенью-зимой множество домовладений остается на острове.

Вдруг город столкнулся с нехваткой воды. Стали давать воду по графику.  А ведь недавно прошли осенние дожди. В чем дело? И вот читаю объяснение в городской газете: водовод для подачи воды в город. Десятки лет не ремонтировали. Он прохудился. И  поэтому снизили напор в трубе. Это пишут для сведения, для успокоения горожан.  А мы живем не в пустыне.  И горожане успокоились. Ну раз прохудилась труба, тогда понятно. Перетерпим. Не дворяне.

Наш город стоит на склонах холмов. Не очень удобно проложить дорогу вдоль всего города. Есть две дороги. По набережной и кварталом выше. А этого явно мало. Горожанам приходится простаивать часами в дорожных пробках. Но ведь дорогу проложить можно. Так почему столько лет палец о палец не ударят? Ну и что, скажет читатель. В Москве тоже пробки. И в Париже, и в Нью-Йорке, в Лондоне. Но есть мелочь, которая отличает наш городок от Парижа, что за много лет городское начальство и не шевельнулось, чтобы начать решать эту проблему. А наоборот, проблема усугублялась.  А российский горожанин лишается того самого комфорта проживания в городе, что отличает его от российской глубинки: удобства перемещения внутри города. И нужно на работу вставать до свету, чтобы проехать 20 километров за 2 часа.   
 
И так, по мелочам, каждый житель нашей необъятной родины может насчитать множество проблем, решать которые были делегированы чиновники, и которые они не решали. Ну и что? Главное  - это ощущение глобального счастья. Хотите быть счастливыми – будьте, и не берите в голову. Как-то в бардовской песне услышал, что счастье – это сумма маленьких несчастий. Вероятно, так и есть. Лучше думать о высоком, о том, что встали с колен. 

Только снова мне, законопослушному патриоту, преданному власти, в голову приходят опасные мысли. Вспоминаю латынь. Вспоминаю, что слово министр происходит от латинского слова «мини», что означает маленький. Если кого назначили следить за тем, чтобы население жило комфортно, так относитесь к населению, как к соотечественникам. Мы ведь не то, чем евреи были для Гитлера. Мы соотечественники.
 
  С одной стороны, благодаря и тому, что Россия стала выпускать евреев в Израиль, я думаю, евреи и смогли отстроить страну. Да еще и выиграть несколько войн у тех самых арабов, которых  СССР (Россия) вооружала.  То есть,  прижимали, пытались разгромить и результат с точностью до наоборот.  Есть еще и пример Чечни. Разгромили им Грозный, а потом восстановили так, что он стал красивее, чем раньше. И еще пример, читал в новостях как российские власти сообщают, что в каком-то завоеванном украинском городе отстроили новое административное здание еще лучше чем то, которое разбомбили.
 
  Все эти примеры показывают,  что вопрос  восстановления подтопленных городов нужно перевести в юридическую плоскость. Население этих городов должно обратиться к власти, чтобы признать их до потопа вражеской, но завоеванной  территорией, потоп признать чем-то типа СВО, и ждать, требовать чтобы город восстановили на подобие Грозного.


  Конечно, могут и выплатить. Но сколько?  Сколько стоит достойная  жизнь россиянина в своем доме на свои кровные построенном? Как посчитать? Ориентиры есть. Разве разрушенный дом, когда человек по сути становится нищим это не разрушение его человеческого достоинства? Так нужно подать иск о защите чести и достоинства. Вот пример, во сколько оценили честь и достоинство российского гражданина. Еще в 1922 году..


Городской суд Санкт-Петербурга увеличил размер компенсации, которую должен выплатить писатель Виктор Шендерович бизнесмену Евгению Пригожину по иску о защите чести и достоинства, со 100 тысяч рублей до полутора миллионов. С одного до двух миллионов рублей увеличена компенсация, которую по тому же иску должна выплатить радиостанция "Эхо Москвы", ликвидированная в марте текущего года.