Блудный муж Кеша

Ирина Никифорова-Захарова
   


 На улице Широкой бабы у колонки судачили долго, не спешили расходиться. Повод был! К Зойке Шмыгалевой вернулся блудный муж Кеша.
- Это ж третий раз уже возвращается! И ничего- принимает!- завела разговор первая сплетница на деревне Зинаида.
- А чего ей! Два пацана, огород, хозяйство- одной что ли надрываться?- вступилась за Зою ее соседка- Нина.- Вчера гляжу- картоху копает. Один!
- Ха-ха, видать такое условье ему выдвинули!- засмеялась рыжая и рябая Наталья.- Пользуется моментом. Мой бы, лентяй, хоть подгулял бы разок- я бы ему дел понасовала! Как всё переделаешь- так посмотрю- пускать или нет...
- Тоже бы пустила обратно?- удивилась Нина.
- А чего, бабы? В войну люди хлебом последним делились, а тут- мужиком. Чего с него? Убудет? Я вот с сыном своим копаю- считай, что одна, у него еще силенок тока картошку в корзину складывать, а муженек всё с больной башкой валяется...и чего? его ждать, что ли? Дожди польют- возись потом...
- Видала вчера твоего, еле топал...
- Калым! Как не нажраться на радостях!  Толку- что верный! Никому такое добро кроме меня не надобно...
- Нет, по мне пусть лучше пьет иногда,- высказала мнение Нина.- Зою понимаю, но ведь надежды на Кешу и, правда, никакой. Сейчас вкалывать будет, а вдруг потом заскучает и опять из дому убежит...
- Тебе, конечно, чего не говорить! Если твой пьет в меру и не бегает...
- А чего, главно-дело  Кешка вернулся? Опять не обрыбилось! –опять ввернула Зинаида.- Ленка-то тогда думала, видать, что клад откопала! По нашенским меркам он и ничего...Помните, первый парень на деревне был- грудь колесом. А там Ленка обжилась- народ другой! Как за ней зав.магазина приударил, так Кешку пинком под зад!
    Посмеялись.
- Сейчас, говорила ее мать- пасписалась вроде,- продолжила Зинаида.-  Приезжала тут- кольца на каждом пальце- руки растопырила в сельпо...Куда тебе- муж- завмаг, сама продавщица- блаты везде...
- А вторая-то кто была?- спросила Наталья.
- Про это не знаю, вроде говорили- к вдовой какой-то прибился...
- Ходок!- засмеялась Наталья,- Всех утешил, приголубил! Может, мне чего отломится, а то от моего сроду не дождешься!
- Ой, Наталья! Твой мужик его скрутит тогда в бараний рог!
- Это точно!
    Разошлись, наконец, по своим дворам.
    Меж тем, Кеша, обливаясь потом, один копал картошку в большом огороде. Матерился про себя. А что было делать? Проштрафился подчистую. А вроде Марьяна такой хорошей бабой показалась и при деньгах...
«Что за народ- женщины эти?- удивлялся.- Кто их поймет?».
     Было ему горько.
     Зойка, меж тем, пару раз подходила к заборчику, смотрела, как муж, расстегнув рубаху до пупа, с красной рожей вилами подкапывает кусты, потом трясет картофельную ботву и, кряхтя собирает клубни в мешок.
«Работай, паразит, работай...уж теперь я на тебе высплюсь! И сарай починишь, и забор завалился ...вернулся, вкалывай! Полгода я тут с пацанами одна мантулила, пока ты в городе кому-то постель грел...»
     На мужа она была очень зла.
« Ухаживал- то как за мной! Чего тогда привязался? С Мишкой же дружила, а нет ведь- клюнула на этого...тьфу... На что позарилась? На слова красивые?...Нет, так-то он работящий, руки из правильного места, да кто же знал, что гульливый такой окажется!»
     Ей было горько и обидно, что очередной раз- проглотив обиду, пустила она его обратно.
      Первый раз, когда она вдруг сорвался и уехал в райцентр на неделю под  предлогом- «посмотрю чего и как...надо нам жизнь переменять... узнаю почем дома продают... насчет работы поспрашиваю...»- она ему поверила. Даже ни одной дурной мысли не проскочило, наоборот, порадовалась:
« К лучшей жизни тянется, туда, где культуры больше...пусть...может, и впрямь, переедем...заработки-то тут не ахти...».
     Прошла неделя, потом вторая. Заволновалась. Тут письмо- «так, мол, и так- устроился тут на автобазу, денег вышлю, как с жильем определюсь- вы с Васькой приедете...» Успокоилась.
     Лето! Самая жаркая пора. Работа, дом, огород, сын- одна крутилась, планы строила, прикидывала- что и как надо будет продать, да сколько на переезд отложить.
« Дура наивная была. Работал, и, правда, на автобазе, да жить-то пристроился к Ленке Федоренко- которая отсюда в райцентр перебралась годом раньше. Добрые люди рассказали, увидели, как он там с ней под ручку шел...».
     Зойка отошла от забора, пошла в летнюю кухню- картошку на ужин чистить. Калитка открылась, зашла мать с мальчишками.
- А папка где?- спросил старший Васька.
- В огороде, иди-помогай!
- И я, и я...,- заволновался «малой» Степушка.
     Оба убежали в огород.
- Ну, здравствуй, доча.... Чего ? Вернулся?
- Мама, не начинай!...Самой тошно!
- Тут пацаны смотрели мультики- а там этот –попугай Кеша», думаю- вот, зять мой и есть – блудный попугай Кеша,- мать коротко посмеялась.- Чего говорить? Тебя жалко...Молюсь за тебя, да чтоб Господь Кешку твоего вразумил! Такие пацаны хорошие, а он...ничего мужики не ценят...Васька-то мне все помогал эти дни, серьезный растет, в отца твоего, Царствие ему небесное,- мать перекрестилась.
- Дак приучаю, Степушка и то мне норовит помочь, жалеют меня...
     Первый раз за эти три дня лицо Зои озарила улыбка.
- И чего теперь?
     Улыбка на лице погасла.
- Я, мама, так решила. Всё! Из души вон...надёжи на него у меня больше нет, живет пусть тут, как работник! Кормить буду, стирать...а более... Пацаны его любят, ждали... «скоро папка с заработков приедет? Всё спрашивали...». Рукастый, научатся у него чему...
- Ой,- покачала головой мать.- Ты же молодая еще, не старуха древняя ... Сердилась тогда, сердилась, а вернулся второй раз- Степушку, вон, народили...
- Дак клялся тогда и божился! Первый раз, мол, Ленка ему голову заморочила...а второй...говорил, что честно искал дом-куда нам всем перебраться...во второй раз уезжал- никто же его нигде не заприметил, вроде в общаге жил...да и недолго он тогда...поверила...
- Чудны дела твои, Господи! Тут ведь дело такое- слабину дал- тут же на шею сядут! Ладно первый раз бес попутал. Мне бабушка рассказала раз, что дед – Василий-то,тоже один раз вот так вот...
- Дед Василий?
- Ага. Он тогда после войны в леспромхозе работал, а там эти...которых высылали как неблагонадежных...тьфу, забыла как их называли...так вот там одна красивая была- латышка вроде. Так он так влюбился тогда- работу иной раз бросит и несется несколько часов на ее делянку, чтоб только посмотреть...о как!
- Чудеса!- удивилась Зойка.- Надо же! А бабушка чего?
- А чего ей? Сама знаешь, она была кремень. Выставила ему сама вещи- катись, мол!
- Да ты что!
- Вот так! А куда покатишься? Дом, три сына, да и латышка сразу уехала, как им амнистию дали...ничего потом, примирились- дружно жили...
-   Так ведь то раз было, а тут? Вдруг будет, доча, бегать, пока не состарится, да на жопу не сядет...
- А чего я могу, мама? Думала, думала, уже голову сломала! Будут опять языками чесать! Позорище! А я...и так прикидывала, и сяк...вот так вот и решила пока...пусть вкалывает...там видно будет!... Опять куда намылится- пусть! Буду считать, что он как у Маруси- на вахте промышляет. Деньги же шлет!
     Зойка невесло рассмеялась.
- А может и на дверь укажу, как бабушка...Жить будем, как соседи... В пристройке спит...
- Ой, не знаю, не знаю... Ладно, потопаю, видеть его рожу не хочу!
     Мать ушла, Зойка доварила обед, пошла в огород.
- Всё, айда,  обедать!
     Довольный Кешка враз кинул вилы, подхватил на руки Степушку, на шею посадил- тот визжал от восторга. Двинулись во двор.
     Обедали молча, так сами были приучены и ребятишек приучали.
     Мальчишки поели, из-за стола выскочили, побежали к своим игрушкам.
     Зойка пила чай, Кеша глотал квас из большой кружки.
- Степка вырос-то как,- заметил он, бросив на жену быстрый взгляд.
- Растут... другой раз придешь, глядишь, он уже женихаться будет!
- Чего начинаешь-то, Зой?- спросил муж примирительно.- Уж обо всем поговорили...
- Поговорили...условия мои знаешь! Ешь, пей, спи в пристройке- но разговоров со мной лишних не води! Жены нет у тебя больше!
     Зойка дернулась, вышла из-за стола, в дом ушла.
« Гляди- ка, как заговорила!- у Кеши стало муторно на душе- Она ведь такая- если упрется- с места не сдвинешь, только по первости мне все в рот глядела...».
     Отдохнув немного в пристройке, он вновь поплелся в огород, копать ненавистную картошку.
     А вечером, умаявшись душевно и телесно, надел чистую рубашку, зашел в магазин, взял бутылку «беленькой» да пару банок консервов под смешливым взглядом продавщицы и пошел к своему давнишнему другу Сереге.
     Серега жил один, жена с сыном бросила его  год назад, к матери своей укатила.
     Серега встретил друга радушно. В небольшой избе было неуютно и грязновато- друг жил по-холостяцки, лишними проблемами себя не грузил.
     Вечер был теплый, расположились под навесом, чокнулись, закусили, разговорились понемногу.
- Вернулся, значит, это хорошо,- заметил Серега.- Дома она лучше.
- Дома? В пристройке меня определили,- буркнул Кеша, вылавливая вилкой шпротину из жестяной банки.- Теперь я, знаешь кто?
- Кто?
- Работник! Так меня жена определила. Мол, живи, кормить буду, обстирывать, а ты работу делать и в тряпочку помалкивать...
- Лихо,- Серега хрипло засмеялся.- А чего ждал? Что тебя пирогами встретят? Проштрафился, брат, ответ держи! Ниче, женщины они отходчивые, хотя...
     Серега загрустил, полез в карман за папиросой.
- Моя как уехала...и всё...пишу  ей, пишу- толку нет...
- Не знаешь ты Зойку! Я первый раз когда вернулся, она сердилась, ругалась, орала, оправдался, как мог. Потом остыла- я давай прощенья просить. Правда! Сам не понимаю- чего на Ленку позарился? А главное, продажная оказалась! То всё мне пела, а едва на горизонте перспектива- сразу давай недовольство проявлять. Конечно, кто я против завмага?
- Бывают такие,- сплюнул Серега.- А Маша моя верная всегда была, помнишь к ней сватался Валерка? Побогаче меня был, но она за меня вышла!
     В голосе Сереги зазвучала гордость.
- И Зойка моя! Мишка-то выгодный жених был- отец при должности, а у меня тогда чего за душой было? То- то...
- А чего тогда опять умчался?
- Второй-то раз я и не думал ничего такого...поехал ведь, правда, присмотреться. Сильно мне в райцентре понравилось. Асфальт, огни горят, цивилизация! Думаю- переберусь! Люди едут, вон, хоть куда- по всей стране. Меня на автобазу взяли, в общежитии койку получил, Зойку с детьми куда? Думаю, обживусь, домишко какой подыщу- пусть плохонький- сам все переделаю потом...а тут эта...диспетчерша...в возрасте, строгая такая, но всё при ней- фигура- закачаешься...
- Закачался, значит?- Серега заржал. Кешка поморщился.
- А чего? Я не мужик? Тоже, знаешь, без женской ласки...а она такая обходительная- Иннокентий Иванович...то- се...Дом у нее свой, дочка взрослая училась где-то...ей тоже одиноко...
- И чего тогда вернулся?
- Да...сильно въедливая оказалась. «Иннокентий, ты опять носки бросил у двери...ты опять в кастрюлю ложкой лез...» а еще чуть что «мой покойный муж...»...я уже это «Иннокентий» да «покойный муж» слышать не мог...шваркнул однажды...
- Её?
- Нет, кастрюлю об пол...зануда...
     Выпили еще, покурили, похрустели огурцами...
- Маша моя тоже порядок любила,- загрустил Серега.- Знаешь, никогда не думал, что женская работа такая тяжелая! Суп этот пока варишь- топчешься и топчешься, да посуды этой вечно...тьфу...щас готовлю разом- котлет, к примеру, нажарю и в холодильник- неделю потом жую...полы эти еще...откуда пыль эта берется?
- А чего? Нашел бы кого! Одиноких-то навалом...
- Не,- замотал головой Серега.- Мне только Маша нужна, пока я тут один- надежда есть, а если что...никогда не вернется...она такая...эх, сам виноват! Чего я тогда выпивать стал? Помнишь, деньги хорошие пошли тогда- да всё повод какой-то...почитай каждый вечер навеселе приходил, а она огорчалась...
- А чего не съездишь-то к ней? Письма строчишь?
- Куда поеду? Работаю, как вол. Деньги коплю, чтоб новый дом поставить или как она распорядится- захочет, так поеду к ней сам- а без денег куда двинешься?
- Это точно...
- Слушай, а чего весной-то ты умотал?
- Так это...решил таки еще заход сделать! А там...Марьяна...огонь! увлекся...
- И опять не то!
- Точно! – Кешка вздохнул.- Пока то-се- прямо куда с добром, а потом смотрю- всё ей веселье подавай! Она же в буфете при гостинице. Каждый день барма, да еще там хитрая система- разбавят, дольют. Смотрю, она частенько- «шампусик, шампусик».А я, сам знаешь, лишнего выпью- загибаюсь потом. И весельчак из меня еще тот...все мне- в ресторан, мол, пошли, в Звездочку, знаешь?
- Не, не заходил туда ни разу, в столовой обедал...
- Ну вот, в ресторан, да в гости...и соответствуй! Сначала занятно было, а потом она разгуляется- тащу домой, не бросишь же...
- О, это последнее дело, когда женщина пьет! Маша моя только рюмочку по праздникам!
- Точно, и Зойка-то моя пару рюмок за столом-  больше ни-ни...
- Вот ведь жизнь!- вздохнул Серега.- Как ни крути, нашел если  свою по молодости, так береги! Хрен потом кого найдешь! Наверное, так судьбой предназначено!  Ночью сын снится: «Папка, мол, папка...», - Серега смахнул слезу.-  Всё, мне больше не наливай! У меня теперь норма строгая!
- Я тоже больше не буду...вот ведь жизнь...
     Поговорили еще «за жизнь» , уже за полночь вернулся Кеша домой, завалился в пристройке на топчан.
« Хорошо все- таки, когда свое...никому не должен, не обязан...знакомые все кругом...возьмет меня, интересно, Потапов, обратно? Надо завтра сходить...ниче...покручусь перед Зойкой. Хоть как крути, а надежнее бабы нету. Хоть и с вывертом тоже, но все ж таки своя...и сыновья мои...Степка на меня походит...смешной...мужики растут...».
       Серега уехал- таки к жене- мириться. Обратно не вернулся, Кешке не писал. Домишко его зарастал бурьяном.
     ...  Кешка один в райцентр больше не ездил. Если была надобность ехал с Зойкой – женой законной. Шли под ручку- кого знакомых  встречали- важно раскланивались.А чего? Старался! Примирились понемногу. Пересуды стихли.
«За ум взялся Кешка-то».
Жизнь она такая...
     Один раз он сводил жену  в ресторан Звездочка. Заказал ей всего, что хотела. Зойка была очень довольна!