Не плачь, девчонка...

Ирина Никифорова-Захарова
 

Вера ждала возвращения Сашки из армии через месяц с двойственными чувствами. С одной стороны- было радостно- скоро вернется, а она- обещала ждать и честно ждала два года, «в кино с другими» не ходила, хоть предлагали порой. С другой стороны- тревожно.  Понимала, что  он изменился в армии , да и она не такая, какой он ее запомнил. Тоже ведь изменилась. Как всё будет?
    Подруга Тамара- шустрая и симпатичная брюнетка, с которой она подружилась в городе- где они учились вместе в техникуме на товароведов-, ее искренне не понимала. Ей вообще все эти «ожидания» были смешны.
- Чудачка ты, Вера! Чего ты тревожишься?  Вообще, не понимаю! Два года парня ждать! С ума сойти! Если б пожениться успели- понятно еще, а так-то... Ромка, вон, хотел за тобой поухаживать, а ты!...Ну, на  кой тебе этот увалень деревенский? Парень он, конечно, симпатичный, по фоткам судя, но жить в деревне собирается. Сама мне его письма читала! А ты запросто можешь в городе зацепиться! С нашей специальностью можно будет отлично устроиться!И не говори мне про любовь неземную!
     Вера молчала.
- Вот и правильно! Кого любишь-то? Фантазии свои? ...Мало ли, что обещала! В нашем поселке одна ждала вот так, а он из армии уже с невестой припылил...
     Вера заспорила:
- Нашел бы кого- не писал бы, а он пишет...Ты же читала! Письма какие хорошие...
- Ага, поди всем взводом сочиняли...Да дело твое! Поедешь домой на встречины?
- А как же!
      Встреча получилась какой-то сумбурной. Сашка- одуревший от застолья, возвращения в жизнь, от которой отвык, от внимания и шума- держался неестественно. Обнял, конечно, и поцеловал при встрече, но потом всё больше с деревенскими друзьями-приятелями общался, с родней, опьянел быстро.  Поговорить наедине не удалось. Сказал ей только, что в город приедет с ней встретиться через неделю.
     Надо было возвращаться на учебу- зачеты. Уехала с тяжелым сердцем.
     Он действительно приехал через неделю, в городе у тетки своей остановился. Неделю он дома в дембельском наряде щеголял, но мать к его возвращению денег прикопила на одежду. Приехал в город в обновках- рубашка-батник цветастая, брюки, ботинки новые.
     Встретились, наконец, погуляли, поговорили. Хотя... какое там поговорили! Больше слушала его истории о службе. О будущем речи не было. Сашка лишь сказал, что тоже решил на учиться пойти- но пока не решил куда. Ее он не спросил ни разу ни об учебе, ни о планах. Было обидно. Кроме прочего, держался он как-то отстраненно- обнимал иной раз за плечи, но целоваться, как раньше не лез.
« Совсем от меня отвык...а я...хочу его обнять, но не полезу же к нему первой...».
     В комнату свою она вернулась расстроенная до невозможности.
« А чего ожидала? Кинется обнимать-целовать и предложение сделает? Да, он изменился- возмужал, мысли какие-то дельные у него появились. О будущем задумался- раньше все как-то рукой махал- «видно будет».
     Тамара пришла со свидания, отвлекла, рассказала со смехом, как  ее парень Слава на любое внимание к ней со стороны парней других ощетинивается.
- Гля, ревнивый какой! А я ему кто? Жена? Женись сначала, а потом претензии имей! А ты чего такая кислая?
    Рассказала о своем свидании.
- А я тебе говорила! «Жду, жду из армии...обещала»,- передразнила подруга. Ну и? Пришел и нос воротит! А ты чего заскромничала? Спросила бы конкретно- что и как!
- Неудобно, знаешь, как чужие разговаривали... обидно...может, я и в самом деле навыдумывала себе?
- И не целовались?
- Не-а.
- Ой, не знаю. Забудь ты все свои мечты!  Столько парней, нет – «не плачь девчонка, пройдут дожди, солдат вернется ты только жди...»,- запела Тамара весело.- Дождалась! Приветики!
     Вера спорить не стала, замолчала, спать легли. Ей  было почему-то стыдно признаться подруге, что теперь ей Сашка нравится куда большего прежнего. Аж сердце зашлось, когда увидела его такого красивого возмужавшего в форме с разными нашивками. И никакого «города» ей не надо. Дома хорошо, уютно, мечтала часто, как вернется домой после учебы, да и будут жить с ним, дом постоят. Вот такие мечты простые- Тамара бы обязательно их просмеяла!
     После занятий шли вдвоем к общежитию. Еще издали увидела Сашку, который курил на скамейке у входа. Сердце часто забилось.
- Познакомься! Тамара- подруга моя.
- Очень рад! Я это...пригласить ...,- хотел сказать «тебя», но осекся,-  сегодня в гости хотел, тут у меня «земеля»... пойдете, девчонки?
- И меня что ли приглашаешь?- Тамара удивилась.- А что! Я не против! – сказала игриво.
     Вера почувствовала, что вот она-то как раз против, но быстро раздражение отогнала, улыбнулась.
- Придем. Зайдешь за нами?
- А как же! Ладно, покеда, я ему обещался помочь накрыть поляну...
« Надо же, слов каких нахватался- «поляну» «покеда»»,- подумала Вера сердито. Тамара сейчас опять начнет высмеивать его. Но Тамара не смеялась, деловито собиралась на встречу- брови выщипывала, красила ресницы, платья перебирала.
     В шесть вышли из общежития- Сашка ждал. Явно был слегка под хмельком. Руки колесом поставил:
- Цепляйтесь, девчонки.
    Взяли его под ручки с обеих сторон. Шел гордый всю дорогу, «земелю» своего нахваливал- уж такой он и сякой.
     Вере даже интересно стало своими глазами увидеть, кто теперь у Сашки в авторитете.
«Явно же подражать пытается этому... «земеле». Раньше скромнее был, шуточки вот так не отвешивал...изменился, что и говорить...».
    «Земеля»- Серега не понравился ей с первого взгляда. Одни глаза «пронырливые» чего стоят. Смотрит , как будто «раздевает» глазами. Неприятно.
- Рад знакомству. Видел твое фото, но в жизни ты еще краше,- отвесил ей Серега комплимент.
- Других не держим,- поддакнул Сашка. Прозвучало это как-то угодливо. У Веры испортилось настроение.
      Не понравилось ей также, что Тамара начала с порога кокетничать с парнями налево-направо. Парней было еще трое.  Две девушки в компании на Тамару косились недовольно.  Познакомились, за столом посидели.
« Вроде ребята неплохие и девушки приятные...».
     Вера старалась держать себя в руках, даже выпила два бокала  портвейна, потанцевала  с Серегой, который почему-то всё время рядом оказывался, лез с дурацкими разговорами.
    «Домой пора...скорее бы танец этот закончился...надо Тамару уводить, а то девчонки уже откровенно над ней посмеиваются...».
     Сашка танцевал с ее подругой, крепко обнимал за талию. Тамара смеялась громко.
«  А ведь он за вечер со мной раз всего танцевал...Чего она так смеется? Что он интересно такого ей рассказать мог?...».
     Танец, наконец, закончился. Подруга немного поартачилась, но домой все же пошла. Сашка, понятно, провожать собрался, Серега следом увязался, гостей бросил:
- А, им и так кучеряво! Вернемся. Жаль, девчонки, что вы так рано!
- Нам завтра на зачет,- соврала Вера.
     ...Спросила  Тамару на следующее утро, как ей Сашка глянулся. Она ответила рассеянно как-то:
- А? ...Ниче такой...не валенок  вроде...
    Смешно стало.
«Не валенок деревенский! Сама из рабочего поселка, а важничает, как городская ...понравился!...а то не хихикала бы так вчера...».
     Два дня прошло, Сашка не появлялся. Тамара вдруг, как назло- в поселок свой укатила. Вещи какие-то быстро похватала, толком ничего не объяснила. Теперь поговорить и посоветоваться не с кем было .
« Загулял, наверное,- думала сердито.- Это всё Серега этот виноват...как же герой! Из армии пришел!.. И чего?  Гулять теперь надо до упаду на гражданке?...».
Беспокоилась.
« К тетке бы его съездить, да адреса не знаю...что же делать?...говорил, что на неделю приехал...может, обратно умчался?...а чего тогда не зашел? Думай, что хочешь...».
     Еще через три дня, когда в голове уже рисовались какие-то невероятные и страшные картины что могло  случиться с Сашкой в городе- ее осенило , что вполне можно к Сереге  заехать- узнать что и как.
     После лекций поехала, долго стояла у двери в нерешительности, но все же позвонила.
     Дверь открыл заспанный и опухший Серега. Увидел ее, замер от неожиданности:
- Ты проходи, проходи!
     В ванную умчался. Она прошла в комнату- не убранную  после очередного веселого застолья,- присела на краешек дивана.
     Серега вошел. Выглядел он вполне прилично, даже рубашку сменил.
- Я спросить хотела, а Саша где? Я его потеряла.Не знаешь? Домой уехал?
- Вот оно что, а я думал ко мне пожаловала,- улыбнулся криво.- Я его уже два дня не видел, но вроде домой пока не собирается...
     Он вдруг посмотрел на нее с таким сочувствием, что она занервничала.
- Он у тетки? Адреса не знаешь?
- Не знаю... говорил- тетка вроде в санаторий какой-то уехала, путевку горящую дали...
- И я не знаю адрес тетки...,- Вера совсем расстроилась.
- Вера...ну его! Он –парень неплохой, но...
     Посмотрела непонимающе.
- Вера, ты-  такая девушка хорошая...даже очень...я сам... ,- он замялся.- Я врать тебе не хочу...но где он...ты лучше... у подруги своей спроси!
- Что? У какой подруги?- Вера побледнела.
- Что слышала...у своей подруги...да ты чего, чего? В обморок не брякнись!...
     Серега засуетился, воды налил в стакан.
- Не стоит он тебя- точно говорю.
      Она его руку со стаканом оттолкнула, бегом выскочила из комнаты, в дверь. На улице отдышалась.
« Вот оно что...как же это?...»
     Она вспомнила злосчастный вечер у Сереги, какие-то нюансы в поведении Сашки, обрывки разговоров, смех Тамары, ее странное поведение- когда она вдруг похватала вещи в сумку  и объявила, что уедет ненадолго.
     « Вот оно что! Влюбился!... и она...тоже, видимо, раз убежала к нему, как сумасшедшая... а я? А я что? Мне-то что делать теперь?».
     Ей было так больно, что даже сердце закололо.
     В общаге долго лежала на своей кровати, потом поднялась резко, схватила сумку, запихала комком свои вещи, рванула к вокзалу.
« Поезд в 21.10...надо успеть...надо...»
     Она так бежала к вокзалу, чтобы сесть на поезд, который увезет ее домой, что казалось -сердце выпрыгнет.
... Дома лежала на кровати пластом...не ела, мать ходила вокруг на цыпочках, жалела, отец начинал ворчать-  мать на него цыкала, и он умолкал.
          Через три дня проснулась утром, встала...голова закружилась, но пошла понемногу,  вышла на крыльцо, села на теплые ступеньки. Солнце припекало, набирала цвет черемуха...запахи родные, звуки...
«Хорошо-то как!...Чего я в самом деле? ...Как больно оказывается бывает... Сашка- Сашка? ...Нет у меня к нему ненависти...обида только, а  на что обижаться?... Вон, Вовка Гончаров ходил за мной, ходил. Но если он мне не нравился, что я должна была? С Сашкой не встречаться, чтоб его не обидеть?...  Пошла к черту учеба эта- дома остаюсь...ни ногой в этот город...».
        Услышала тарахтенье мотоцикла. Оно затихло  возле их ворот. Кто-то посигналил! Пошла, открыла калитку.
« Вовка...нет, ты подумай! «Только черта помянешь- он тут как тут»-как  бабушка говорит...».
- Привет,- Вовка шлем стянул, улыбался приветливо.- А я услышал, что ты домой вернулась! Чего так? Учебу что ли бросила?
- Еще чего! Так...
- Ясно, а чего одна вернулась? Сашка же вроде в город укатил! К тебе...
- Вот тебе чего?- начала злиться Вера.- Виделись мы с ним. Он там пока остался, а я домой...дела у меня! А ты, смотрю, мотоцикл купил?
- Ага!- сказал горделиво.- Могу покатать!
- Поздравляю... обойдусь...
- А ты насовсем ?
- Не знаю пока...
- Понятно!
- Чего тебе всё «понятно»? Понятливый нашется!
- А чего заедаешься? Может, в кино сгоняем? Новую картину привезли!
- Не знаю... и так... кино кругом...
- Я тогда подойду к пол 9, -сказал Вовка и – не дожидаясь ее ответа,-умчался вдруг на своей «тарахтелке».
      Мать вышла во двор, услышала конец их разговора.
      Вера вернулась обратно на крыльцо. Мать присела рядом.
- Тепло как сегодня! Цветы скоро высаживать буду. Ну, как? Одыбала немного?
- Да нормально я...
- Вот и правильно, доча! Ну их! Не стоят мужики того, чтоб так по ним убиваться- точно тебе говорю!
- Мама, так больно было...,- глаза Веры впервые налились слезами. До этой минуты и хотела поплакать, а не получалось.
- И поплачь, поплачь, а то как каменная какая лежала...
     Вера беззвучно плакала, вытирала слезы. Мать  приобняла за плечи, сама глаза вытирала краем платка.
- Мама, ну, ты-то чего?
- Вон матерью станешь- узнаешь... Вер, я ведь виноватая такая...думаю...это тебе за мои грехи...покаяться хочу...
     Удивилась.
- Ты чего, мама?
- Да вот так...,- мать виновато улыбнулась.- У папки-то твоего была ведь девушка...дружили...Олька Сорокина....а я как с ним зазнакомилась- так пристал и все тут...от меня не отходил...а я гордая была! Довольная...как же!...А Олька...травилась тогда...а мать мне сказала- «отольются кошке мышкины слезки...»...запомнила...
- Что? И что эта...Олька? Умерла?
- Не-не, обошлось, слава Богу!... живая осталась, порошков каких-то наглоталась...промыли желудок...а я ...три дня этих  спать не могла...боялась что и ты вдруг... прости, доча, а!
- Мама, да ты что! Не собиралась я...травиться...много чести!
- Это точно....Ой, доча. Грешишь ведь- не думаешь, что платить придется...это я давно поняла...
- Мама, а чего ты всё грех да Бог, как бабушка наша? Это - «закон бумеранга» называется... что запустишь- то тебе и прилетит обратно...
- Да пусть как  хотят называют...грех он и есть грех!
- А в чем этот... грех- то твой был? Папка жениться на ней обещал?
- Ухаживал серьезно, она надеялась...строго же было! Как можно было кого-то  привечать за просто так! Но чтоб свадьбу намечали уже... этого не было...не дождалась она...
- Ну а в чем тогда твоя вина? Что он тебя полюбил, а ты его?
- Да вроде и так ...я как тебя увидела, когда ты утром зашла...ни кровиночки в лице...упала на свою кровать, как неживая...пока не выспросила у тебя, что это ты из-за сашки...думала кондрашка меня дернет...
- Прости, мама!
- Ты меня прости!... На тебя смотрела ...  Ольку вспоминала... Как картину показали: « На», мол, «смотри, как человек тогда мучился, мать ее что перетерпела» ...так-то и, правда, вины нету вроде, а в памяти, смотри, живет...значит все ж таки есть...
- А потом  что? С ней?
- Уехала она тогда- завербовалась куда-то...говорили...вроде наладилось все у нее.
- А папка?
- Ой, а ему чего? Мужик- мужик и есть. Как с гуся вода! «Я, мол, ничего не обещал, вот если б женился, а так... и хорошо, мол, что не женился- раз она такая заполошная...невиноватый, что она там напридумывала». Вот и весь сказ!
     Мужики только о себе и думают...чтоб им только хорошо... полюбил- разлюбил...бросил...у некоторых совсем ни стыда ни совести! От Лариски же Голубевой мужик ушел в Маруське –продавщице -то...трое пацанов! А у него... любовь! Маруська-то уволилась, уехали куда-то от греха подальше..... А я , знаешь, грешным делом иной раз думаю- когда разозлит батя твой: «Да Ольку эту Бог отвел! Мне дал с ним мучиться! А я радая была!» Знаешь ведь, какой упрямый, да вредный. Ворчит еще...я...
- Мам, а может, меня тогда на ее место возьмут?- перебила Вера мать.
     Мысли ее приняли другое направление.
- На чье место?- не поняла мать.
- Ну, на Маруськино!
- Ой, а учеба-то как?
- Да закончу...мне там немного осталось...но не вернусь больше...ни в общагу...ни в город этот...
- Ага, ага,- закивала мать.- Я у Надежды спрошу... возьмет...чего не взять...А в кино-то пойдешь?
- Не хочу я...сил нет...
- А и  ничего! До вечера еще покушаешь...отдохнешь, расходишься понемногу...Сходи, доча, сходи! Послушай мой совет! Вовка парень неплохой!  Через силу, но в клубе появись! Слабину свою людям не надо показывать!... Не нравится Сашка- так и ну его...  шибко авансов не давай...Встретишь своего! Точно говорю! От судьбы своей никуда  не уйдешь!
     А знаешь еще...я так думаю... Сашка-то глядишь и одумается. Мало ли! Бывает у людей вот так- налетит, как ураган, понесет куда-то... как пьяного- ума лишит.А потом все одно- похмелье!  Задумаешься...другими глазами посмотришь...раз она так с тобой- где гарантии, что с каким другим вот также ее не закружит?...Если не дурак, задумается...
« Может...надвое ворожит...смешная мама все-таки...и я смешная... ждала- ждала- дождалась... «любовь на свете сильней разлук»...не всегда...и потом-  даже если вдруг он и одумается- как мама говорит- и вернется, я разве смогу ему доверять?...я всегда буду ждать от него подвоха...Нет- всё!...ни о чем я думать пока не хочу...и ждать не хочу... буду жить как живется...на работу устроюсь...диплом получу...а сегодня-  схожу в кино с Вовкой- мама права- не надо, чтоб меня жалели...а больше никуда с ним- зачем ему надежды какие- то внушать- тоже ведь нехорошо получается...пусть все идет как идет...Как хочется- отправить «бумеранг» и Сашке и Тамарке- чтоб по лбу им прилетело...но ...лучше  я его в огороде закопаю...попробую без «бумеранга» жить...».
     Она представила, как в огороде выкопает ямку- кинет туда мысленно «бумеранг», а потом ямку закопает...
«Кто увидит, подумает: « Ку-ку, совсем Верка сдвинулась...».
      На мгновение от этой картины стало смешно, зато почему-то стало
 легче на душе. И это было намного важнее.