К просмотру нового Сёгуна

Михаил Кречмар
Впечатление сложно сформулировать. Оно, скорее всего, «на троечку».

Оно и предыдущий-то был не шедевр, и этот… Но у предыдущего было, как минимум, одно положительное качество - Торанага там выглядел как очевидный лидер. Говорят, что короля играет свита, но там он и выглядел, и говорил, и играл как король. В нынешнем фильме даже демонический Исида выглядит лучше.

Здесь Торанага теряется на фоне своего окружения, которому постоянно отдаёт маловнятные приказы. Наверное, эти маловнятные и половинчатые приказы должны выглядеть как верх стратегической мудрости, но на экране это - именно половинчатые и маловнятные приказы. И хоть бы окружение его играло, а так - оно выглядит как сборище ронинов, особенно Ябу, который, прошу прощения, даймё.

Вообще книжный Торанага - это, прежде всего, великий кукловод, человек, способный заставить человека побежать на четвереньках и выполнять что угодно «универсальным движением брови». И предыдущий Торанага выглядел именно таким.

В этом сериале он если и «кукловодит», то делает это с опытом и изяществом российского психолога с дипломом о заочном образовании, пользующем тёток, страдающих от развода и недотраха; ну или на вообще детсадовском уровне. Харизма лидера проявляется сугубо в нахмуренных бровях и угрожающих шипящих интонациях.

И вообще Торанага что в романе, что в первом фильме - очень жизнелюбивый мужик. Бухает, вкусно жрёт, засматривается на тёток, трахает их при случае, ходит по ****ям. Сам танцует, учится танцу у варвара, играет с детьми, постоянно смеётся. Здешний же - как рыбинспектор с похмелья.

Книга сама по себе, вообще-то, гимн житейскому маккиавелизму. Причём, она такая, что реально Ахъ. Свод его мыслей о всеобщем недоверии всех ко всем, и управлению при этом людями, можно распечатывать отдельно и изучать в школах. Здесь же, похоже, получился посредственный приключенческий фильм с грязными актёрами, снятый в Канаде. Очень показателен эпизод с португальским кораблём и бегством из Осаки - в прошлом фильме он полностью соответствовал роману и давал великолепный штрих к портретам Торанаги, Феррейры и Родригеса - здесь же его малоосмысленно переделали и прожевали.

Блэкторн тоже - постоянно врущий и мелко истерящий хипстер (ну хуле, герой нашего времени, как он есть, у нас нет для вас других героев); в то время, как в романе - человек прошедший редкие огни и воды, сражавшийся с Армадой, воевавший во Фландрии. В предыдущем фильме он конечно, излишне идеалистичен, но его внутренние изменения, по крайней мере, показаны в соответствии с сюжетом, прописанным Клавеллом. Кроме того, Блэкторн - человек, руководящийся принципами христианской морали, и не просто христианской, а протестантской. От этого и происходят его основные противоречия с японцами, которых, напротив, сближает с иезуитами высокий уровень прагматизма. Здесь же это просто обозначили как крестики на фигурках - одни тупо-, другие остроконечники.

В общем, дотянул до середины шестой серии, не уверен, что буду смотреть дальше.