Погадай, гадалка, при луне

Владимир Бычков
        Дело было в нашем городе в середине 60-х. Была глубокая осень или даже начало зимы. Оперуполномоченные уголовного розыска Ильичевского РОВД, как обычно, припозднившись, уже собирались домой. В это время в отделении появился начальник Управления уголовного розыска и дал команду готовиться к широкомасштабной операции, которая разрабатывалась уже давно. Дело было в следующем. По имеющейся информации, в 7-ом ауле, затем п. Ленинский, должна произойти крупная кража лошадей. Готовили эту «акцию» цыгане, которые приехали из Алтайского края и специализировались на угоне скота. Табун лошадей должны были украсть из конюшни и перегнать в соседнюю РСФСР (границ, как все помнят, тогда не было). Цыган нужно взять с поличным, иначе ничего бы не доказали. Для этого решили воспользоваться старым проверенным дедовским способом – засадой. Само по себе это мероприятие не страшное, однако, когда на улице мороз градусов двадцать, это хуже каторги.
       Делать было нечего. Набившись в видавший виды ГАЗ-69, в 7-ой аул поехали человек двенадцать ребят. Что у них было на уме и какими словами они вспоминали начальника Управления, стоит лишь догадываться. Успокаивало только одно: начальник Управления никогда впустую подобные операции не проводил – все они имели ошеломляющий результат.
В саму конюшню никто не заходил, так как сторож мог быть в сговоре с ворами, спрятались кто где. Повезло тем, кто залез в стог сена, стоявший рядом. В засаде прождали до шести утра. Из двенадцати человек оперов трое заработали воспаление легких, остальные отделались насморком и температурой. В поликлинике УВД врачи с удивлением смотрели на ильичевцев, которые действительно были простужены. А лошадей угнали через день. Все было, как в кино: связали сторожа, выгнали табун в сорок голов и исчезли в неизвестном направлении, а небольшой верховой снег присыпал следы. Поговаривали об утечке информации или о том, что она была «липовая».
Все оказалось гораздо проще. Лошадей нашли где-то через месяц в Алтайском крае. Конечно, собрать удалось далеко не всех, и потрачено на это было много сил и средств. Как выяснилось потом, уже в ходе следствия и допросов, действительно, в ту ночь, когда опера сидели в «окопах», группа профессиональных цыган-коноградов, приготовив и продумав все для мельчайших подробностей, сидела в одном из домов аула и ждала наступления глубокой ночи. Когда решено было идти на дело, по обычаю присели перед дорогой. В это время хозяйка дома, пожилая цыганка, взяв в руки карты, разложила их на столе. Наверное, там выпали казенный дом и неприятности от казенного короля, а может быть, еще что-то, но после гадания цыгане послушно остались дома. При этом никто не возмутился и не подверг сомнению карточный расклад. Конокрады спокойно легли спать, оставив оперов мерзнуть в ночной стуже.