Андрей Переяславский, князь Смоленский, св. бл

Новосельцев Григорий Петрович
Андрей Переяславский (+ ок. 1390), князь Смоленский, святой благоверный
Память 27 октября - обретение мощей в 1539 году, 8 июля (местн. в Переславль-Залесском Никольском женском монастыре) - второе обретение мощей в 2000 году [1], в Соборах Смоленских и Ростово-Ярославских святых

О начальной поре жизни святого благоверного князя Андрея ничего не известно, так как он скрывал своё происхождение. Около 1360 года святой Андрей как бедный странник пришел в Переяславль (современый Переславль-Залесский) и поселился при церкви в честь свт. Николая у городских ворот, через некоторое время стал пономарем и в течение 30 лет нёс это послушание. По кончине святого на теле его нашли золотую цепь и перстень - знаки княжеского достоинства, железные вериги - знак тайного подвижничества, а также небольшую записку, на которой его рукой было написано: "Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое, и дом, и прочее". Исходя из текста записки, архиеп. Филарет (Гумилевский) предполагал, что Андрей был сыном смоленского князя Федора Слепого Фоминского, современника великого князя Симеона Гордого (+ 1353). Смоленское княжество было тогда раздроблено на мелкие части, раздел любого наследства между смоленскими князьями (их было в одно время 17) сопровождался завистью и ссорами. Предполагаемый отец князя Андрея - Федор ушел в Тверь, а сам Андрей избрал путь уничижения, нищеты, тайного подвижничества и молитвы.

Князя-пономаря похоронили при Никольской церкви, обернув его тело берестой. Впоследствии золотая цепь и перстень были взяты вел. кн. Иоанном III Васильевичем, давшим за них в церковь свт. Николая ругу. Вероятно, именно тогда была составлена служба благоверному князю Андрею, написана икона, т. е. совершено местное прославление; в церкви хранились вериги святого.

Во времена прп. Даниила Переяславского (1453-1540), возможно по причине запустения церкви свт. Николая, празднование памяти благоверного князя Андрея уже не совершалось. Прп. Даниил, уроженец Переяславля, хорошо знал устные предания о святой князе, посещал храм, где тот некогда служил пономарем, видел его могилу, вериги и образ и решил возобновить празднование его памяти. В 1539 г., находясь в Москве по делам обители, прп. Даниил испросил средств у малолетнего государя Иоанна IV Васильевича, своего крестника, и у митр. Иоасафа на обновление обветшавших переяславльских церквей во имя Иоанна Предтечи и во имя свт. Николая. Прп. Даниил рассказал также царю и митрополиту, что при Никольском храме лежат мощи святого князя Андрея, и что ему ранее совершалась церковная служба, и получил благословение на освидетельствование останков святого. Вернувшись в Переяславль, прп. Даниил вскрыл могилу и освидетельствовал мощи князя, не вынимая их из земли: «Мощи его яко миром облияны видяхуся, яко благоухание некое испущающе... Власы бяху главни и руси, и велицы, и цели бяху и яко свет светяхуся, и ризы его... обретошася сверху главы и до ногу на едину страну яко скутаны бяху, на них же бяху пугвицы медяные» [2]. Многие болящие получили исцеление от мощей святого.

По донесению прп. Даниила из Москвы приехали архим. Чудова монастыря Иона (Собина) и протопоп Успенского собора Гурий, но они не поверили в святость князя и даже укорили Даниила в самовольном свидетельствовании мощей. Преподобный был сильно огорчен, он заплакал и говорил, что поступил не самовольно, а с дозволения царя и митрополита, которые приказали ему освидетельствовать мощи святого Андрея; указал на его образ; сослался на службу святому. Наконец он представил трех человек, которые получили исцеление от недугов при открытии мощей: управитель царских сел Иоанн Оклячеев сказал, что он исцелился от долголетней головной болезни после прикосновения к мощам святого князя; одна женщина из Переяславля рассказала, что три года она страдала тяжелой болезнью горла, не могла выговорить слова, но когда, при открытии мощей святого Андрея, она взяла кусочек бересты и проглотила его, тотчас почувствовала облегчение и стала говорить; другая женщина также при помощи бересты от мощей святого исцелилась от продолжительной главной болезни. Но ни доводы преподобного Даниила, ни засвидетельствованные чудеса святого князя Андрея не убедили Иону и Гурия. Иона обратился к преподобному с такими словами: «Преосвященный митрополит ничего не сказал мне о святых мощах и не дал никакого приказания». Это значило, что митрополит Иоасаф оставил дело на решение самих Ионы и Гурия, а они считали недостаточно ясными свидетельства о святости князя Андрея и отказывались прославить угодника Божия церковным празднованием.

Преподобный Даниил сильно огорчился решением митрополита и посланных им следователей и предсказал, что за неверие в святость угодника Божия всех троих постигнут скорби: митрополит скоро будет свержен с престола, Ионе предсказал разные несчастья, Гурию - лишение любимого сына. Сначала они смутились, услышав грозные предсказания подвижника, потом сказали, что от старости он лишился смысла (в то время преподобному было 80 лет) и говорит неподобное.

Мощи князя Андрея покрыли пеленами, положили в новый гроб и захоронили.
Е. Е. Голубинский считал, что представители митрополита были не удовлетворены малым количеством чудес и скудостью сведений о жизни князя Андрея. Исследователь полагал, что ходатайство прп. Даниила о возобновлении церковного празднования памяти святого князя не имело успеха. Этот вывод не бесспорен, прп. Даниилу, несомненно, было отказано в том, чтобы мощи святого оставались «на вскрытии», но было ли отказано в возобновлении празднования его памяти, остается неясным. В службе князю Андрею утверждается, что местное празднование ему было установлено в 1539 г. Даже если празднование памяти первоначально было запрещено, то запрет вскоре, вероятно, отменили, т. к. все предсказания прп. Даниила в точности исполнились. Вместо сведенного с престола митр. Иоасафа на Московскую кафедру в 1542 г. вступил свт. Макарий. По благословению святителя и повелению царя Иоанна IV было написано житие прп. Даниила. Рассказ об обретении мощей благоверного князя Андрея в 1539 г., помещенный в этом житии, вероятно, был подтвержден установлением празднования памяти благоверного князя Андрея. Можно считать, что вторичное установление местного празднования относится ко времени завершения работы над житием - к 1563 г.
Впоследствии имя святого благоверного князя Андрея Смоленского было включено в святцы. Под 27 октября "обретение мощей святаго благовернаго князя Андрея Смоленскаго, иже в Переяславле Залесском" отмечено в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг. [3]. Кроме того, память святого под 30 ноября отмечена в Кайдаловских святцах кон. XVII в. [4]. Указом Переяславской консистории от 14 августа 1749 г. было предписано поминать святого князя Андрея на литиях и отпустах по всей Переяславской епархии [5].

Можно предположить, что после обретения мощи благоверного князя Андрея были положены под спудом внутри возобновлённой деревянной церкви свт. Николая, которая с тех пор именовалась и церковью блгв. кн. Андрея.

Во время одного из пожаров церковь полностью сгорела, но надгробие благоверного князя, на котором находилась пелена и иконы Пресвятой Богородицы и святого, остались целы.

В 1714 году на месте деревянного храма был выстроен каменный и при нём учреждён девичий монастырь во имя блгв. кн. Андрея Смоленского, упразднённый в 1764 г. [6]. Храм стал приходским, разрушен в советское время.

Второе обретение мощей святого Андрея совершилось 21 июля 2000 года, на месте обретения установлен деревянный крест. В настоящее время мощи покоятся в Переславль-Залесском Никольском на Болоте женском монастыре.

В Минее (МП) под 27 октября, в день обретения мощей блгв. кн. Андрея, помещена бденная служба. В службе Собора Ростово-Ярославских святых св. Андрей упомянут в славнике стиховных стихир вечерни, а также в третьем тропаре восьмой песни канона утрени.

Житие благоверного князя Андрея Смоленского [7] представляет собой выписку из жития прп. Даниила Переяславского с небольшим вступлением. Житие прп. Даниила было составлено, по мнению одних исследователей, в 1562-1563 годах (Н. Н. Покровский), по мнению других - в 1556-1563 годах (С. И. Смирнов, О. А. Белоброва) духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного, будущим митрополитом Московским Афанасием, который родился в Переяславле, в 1530-1549 годах был настоятелем соборной церкви города, свидетелем жизни прп. Даниила и его учеником [8].

Одним из ранних изображений святого является фреска 1662-1668 гг., выполненная артелью Гурия Никитина, на южной грани юго-западного столпа Троицкого собора Переславль-Залесского Данилова монастыря. Святой представлен в рост, фронтально, в княжеских одеждах: тёмно-вишнёвом платье, украшенном растительным орнаментом и каймой, с поясом, в плаще сине-зелёного цвета, скрепленном на груди фибулой; правая рука с раскрытой ладонью, левая - опущена вниз; у него тёмно-русые волосы до плеч, на прямой пробор, и короткая округлая борода.

В иконописном подлиннике конца XVIII в. [9] об облике святого князя Андрея сказано: "Аки Никита мученик брадою, и власы по плещам, в руке крест, в левой меч, ризы княжески". Сохранилась прорись его поясного изображения на иконе XVII в. [10].

Молитвословия
Тропарь, глас 8

Блаже;нство Ева;нгельское возлюби;в,/ Богому;дре кня;же Андре;е,/ чистоту; се;рдца де;вством почти;л еси;,/ и суету; ми;ра сего; презр'ев,/ устреми;лся еси; зре;ти Бо;га,/ И;же тя; просла;ви чудесы; во врачева;нии разли;чне стра;ждущих./ Сего; ра;ди мо;лим тя;:/ проси; на;м у Христа; Го;спода/ от вся;ких ско;рбей избавле;ния// и получе;ния Ца;рствия Небе;снаго.

Ин тропарь, глас 2

Гра;д тво;й Смоле;нск, я;ко чу;жд, име;я,/ водвори;лся еси; во гра;де Переясла;вле,/ и в дому; святи;теля Никола;я жесто;ким житие;м вре;менную жи;знь соверши;в,/ восте;кл еси; в го;рняя предстоя;ти Христу;,/ Его;же моли; о творя;щих па;мять твою;,/ да вси; вопие;м ти;:/ ра;дуйся, свя;те кня;же Андре;е,// а;нгелом собесе;дниче и человеко;м помо;щниче.

Ин тропарь, глас 4

Возвы;сився на доброде;тель/ и, очи;стив у;м сво;й, к жела;нию прекра;сному дости;гл еси,/ безстра;стием украси;вся свои;м поще;нием изря;дно,/ в моли;твах безпло;тно вознесе;ся/ и возсия; в ми;ре, я;ко со;лнце, во гра;де Переясла;вле,/ о;тче преблаже;нне, свя;те кня;же Андре;е Смоле;нский,// моли; спасти;ся душа;м нашим.

Кондак, глас 8

Насажде;н во дво;рех Госпо;дних,/ свои;ми преподо;бными де;тельми/ в дому; свята;го Чудотво;рца Никола;я/ кра;сно процве;л еси;,/ ми;ра красоту; и сла;ву сего; св'ета ни во что; вмени;в,/ Еди;наго Христа; возлюби;л еси;;/ сле;з твои;х тече;нием напая;ем,/ уязви;лся еси жела;нием бу;дущих даро;в./ Те;мже зове;м ти;:/ радуйся, свя;те кня;же Андре;е Смоле;нский,// гра;ду Переясла;влю похвало;// и все;й Росси;йстей земли вели;кое утверждение.

Величание

Ублажа;ем тя;,/ благове;рный вели;кий кня;же Андре;е,/ и чти;м святу;ю па;мять твою;;/ ты; бо мо;лиши о на;с/ Христа; Бо;га на;шего.

Литература
Пономарев А. И. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1898. Вып. 4: Славяно-русский Пролог. С. 64-67;
Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, Переяславского чудотворца: Повесть о обретении мощей и чудеса его. М., 1908;
Минея (МП). Окт. С. 690-712; Май. Ч. 3. С. 24, 33.
Филарет (Гумилевский). РСв. Месяцы сентябрь-декабрь. Чернигов, 1865. С. 263-267;
Ключевский. Древнерусские жития. С. 282;
Барсуков. Источники агиографии. Стб. 39-40;
Филимонов. Иконописный подлинник; Зверинский; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 332;
Голубинский. Канонизация святых. С. 86, 152;
ЖСв. Кн. доп. 1. Сент.-дек. С. 251-256;
Покровский Н. Н. Афанасий (в миру Андрей) // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 73-74;
Белоброва О. А. Житие Даниила Переяславского // Там же. С. 257-259;
Муравьев А. И. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских, и местночтимых подвижников благочестия. Месяц октябрь. М., 1994р. С. 357-365.
Сергиевский Ф., свящ. Сказание о жизни, подвигах и обретении мощей св. Андрея, блгв. кн. Смоленского, Переславского чудотворца. М., 1890;
Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 80-81; Т. 2. С. 50-51.
Использованные материалы
Игум. Андроник (Трубачёв), Е. В. Романенко, Т. Л. Попова. Андрей Переяславский // Православная энциклопедия, т. 2, с. 377-379
http://www.pravenc.ru/text/115302.html
Благоверный князь Андрей Смоленский // сайт "Азбука веры"
http://azbyka.ru/days/sv-andrej-smolenskij
Минея. Октябрь, изд. Московской Патриархии, с. 695, 696, 704:
http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct695.html (тропари)
http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct696.html (величание)
http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct704.html (кондак)

[1]  "Второе обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского, Переяславского чудотворца (2000)", страница Монастырского вестника, официального сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви,
[2]  РГБ. Троиц. № 696. Л. 228 об.- 229

[3]  РГБ. МДА. № 201. Л. 306

[4]  Сергий (Спасский). С. 332

[5]  Голубинский. С. 557

[6]  Зверинский. Т. 2. № 986. С. 228

[7]  РГБ. Троиц. № 696. Л. 221-255, XVII в.

[8]  Житие сохранилось в списках: ГИМ. Син. № 926, XVI в.; РГБ. Унд. № 301, 1663 г.

[9]  БАН. Строг. № 66. Л. 48. 27 окт.

[10]  Маркелов. Т. 2. С. 81