Энергия сквозного действа

Александр Евдокимов
Александр Евдокимов


ТЕОРИЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
энергия сквозного действа

ЭССЕ

Итак, театрализация оригинального и смешанного видов, как известно, без драматургии и режиссуры не существуют, а вот, – компилированный вид театрализации, или начинается с режиссёрско-драматургической платформы, или вся компиляция – только тематический подбор готовых номеров, для традиционного зрелища, в творческом процессе которого отсутствует режиссура и драматургия, что на данном уровне называется, лишь, ОРГАНИЗАЦИЕЙ мероприятия, в линейке которых: акции, концерты, праздники, презентации, ярмарочные балаганы, фестивали, народные гуляния, конкурсы и т.д.
Готовят такие мероприятия, конечно же, не режиссёры, а организаторы: ивенторы, массовики-затейники, волонтёры, методисты, менеджеры и самодеятельные творцы…
Да, «творцы» самодеятельности, но…
Но!... 
Ивент и такой технический подбор, для банальной «солянки» подпудренной спецэффектами и новейшими технологиями, позиционирует себя в сетях, в СМИ и в обществе коллег по профилю, как  режиссёрскую разработку с глубокой драматургией?!
Ничего не остаётся, как сдуть эту пудру, обнажив реальность…
Приступим к описанию процесса детально – по букварю, так как утрачено почти всё, благодаря энергичному корпоративному обслуживанию населения ивент-индустрией и массовиками-затейниками всех мастей.
Режиссура, как элемент театрализации, в таких форматах (компилированного вида), может и должна присутствовать в так называемых «зачинах», то есмЪ – в экспозициях, прологах, увертюрах, сюитах и т.д.
Итак, во всём отечестве, с «лихих-90-х», у нас в приоритете досуговая деятельность представлений на компилированном уровне и надо признать, что этот пункт не случайный в алгоритме сценарно-режиссёрского этапа, так как фокусируется именно на Событии и метафизически, и практически.
Здесь важен ракурс, как точка зрения на это событие, ведь, СОБЫТИЕ всегда многогранно… 
С о б ы т и е, как факт, явление – это основа сценарно-режиссёрского замысла драматургического пространства театрализованного представления.
Документальная сторона жизни – основа творческой, или иной деятельности человека и находит отражение во всех видах искусства, но именно СМИ и ивент-индустрия, наряду с театрализованными формами искусства, проявляют к данному источнику активный интерес, но Событие, для ивент-индустрии и СМИ, – это только организация «заявлений» самого «События» всеми доступными средствами, в которых сценарно-режиссёрские основы не являются приоритетными, так как практическое «представление» Событий ивент-индустрией – не имеет драматургических основ, как и режиссёрско-постановочного процесса, а лишь, работу по организации проведения мероприятия, чем и занимались в эпоху «исторического материализма» (в СССР) – организаторы-методисты, а ныне менеджеры и продюсеры.
С о б ы т и е,  с точки зрения сценарно-режиссёрской разработки, всегда рассматривается, как «событие-завязка», если оно является предметом, нарушающее исходную ситуацию, чтобы стать – СОБЫТИЕМ.    Именно в прологе, или в увертюре, режиссёр-драматург должен найти зримое решение того предмета, который представлен, как Событие!
Только в этом случае компиляция обретает драматургическую основу ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО представления: в зримой заявке увертюрного, или прологового блока формируется «энергия», как режиссёрского хода, так и сквозного действа, устремляясь от «зримого» к к «зрелищу»!
Здесь, позволю себе заявить своё правило, как постулат, к теоретическим, методическим и практическим основам, в  прямой речи:
- Когда найдёшь решение и представишь материал ЗРИМО, тогда уже и, к «наполненному сутью» ЗРЕЛИЩУ, – с фундаментально сущим!, – останется – РУКОЙ ПОДАТЬ!
Но ивенту под силу только постижение хайпа в барабанной пустоте эффектных  зрелищ.
Идейно-тематическая составляющая образного решения увертюры, или пролога порождает и питает, как я уже сказал, и «сквозное действо», и «режиссёрский ход»: всё, что драматургически представлено в «зачине» (прологе и т.д.), – аккумулирует сквозное действо и формирует режиссёрский ход, а «глубинная память» зримой и образной завязки, представленной зрителю в рассказе о событии, неистребимо существует в мизансценической энергии действа, которое является сквозным, как скрепы, или гвозди, что вбиты по самую шляпку, и они уже существуют в осознании действа до конца представления. Информационно-образные дополнения, – в развитии «сюжета», – не стирают предыдущее, как тряпка меловый след на школьной доске, а лишь, умело наслаиваются друг на друга в метафизический пирог, как «сюжетная память»! Причём, оставляя в подсознании все нюансы художественной информации, что прозвучали в увертюре-прологе, но…
Но!...
Даже, если и не подхватились, или не повторились в «сквозном», на некоторый период сюжетного времени (не забываются), – присутствуют в действе «подсознательно», так как уже сформирован контент всего событийного ряда и эта «сюжетная память» движет постановочный процесс, и живёт в нём от начала – до конца!
Концепция групповых пластическо-хореографических мизансцен сквозного действия рождается в увертюрно-прологовом пространстве и, опираясь на «точку завязки», начинает путь к территории пространства реализации замысла, которое питает себя от самих корней… =
: от точки озарения в пространстве поэтики;
: от имплозии смысла;
: от события завязки и…
И от всесильного ЗАМЫСЛА…
Именно ЗАМЫСЕЛ требует будущие «точки опоры» для своей реализации: опоры, как реперные точки (вербальные и невербальные), определяющие последовательные векторные направления движения сквозного действия.
  И действительно: пролог, или увертюра существуют для «завязки» и, на основании её (завязки), и самой заявки зримого образа зрителю, которая и порождает уже логическое действие в развитии сюжетосложения, и эта точка столкновения (завязка), будто, пересечение (скрещивание), являет собой, умозрительно, – в макетном исполнении, своеобразный – крест?!...
  Конечно, тут можно поспорить, как герой пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», или одноимённого фильма Марка Захарова (хотя пьеса изначально имела название «Медведь»), которого играл Андрей Миронов, где во время жеребьёвки он, вытягивая клочок бумажки, вступал в диалог с Королём:
«К о р о л ь. Нет креста?
М и н и с т р-А д м и н и с т р а т о р. Не-а!
К о р о л ь. А это что?!
М и н и с т р-А д м и н и с т р а т о р. Ха, какой же это крест?! Смешно, ей богу! Ну, какой же это крест! Скажите, это крест?! Это, скорее, буква – «Хе»!»...
  Так-вот, пролого-увертюрное действо, слагается, умозрительно конечно, в некий абрис в виде «Х-е», «Х-а», или «Креста» и является источником движения «сквозного действа», и это действо, – от точки данного пересечения (столкновения), – мчится до самого, до финала – по «репер-точкам», образуя, в целом и умозрительно, реальный «Х-е-образный» крест!
  Хотя, у ивента и без пролога – всё на букву «Хэ»!
  Так-вот, только в пространстве этого умозрительного оттиска, неважно на что похожего, сценарист-режиссёр имеет возможность говорить со зрителем  д р а м а т у р г и ч е с к и: на шампурной части «креста» нанизаны шашлычным методом, подобранные по теме, номера для зрелища, которые никакого отношения не имеют к драматургии представления, но «заговорить» данные художественные номера в нужном идейно-тематическом аспекте, смогут только режиссёрские решения, то есмЪ – дать им нужный голос «сквозным действом»!
  Причём, энергетически-смысловым шлейфом за физическим сквозным действом, в параллельной действительности, возникает его незримый отпечаток, и как тень – по которой оно движется дальше, как аура, что уже возникла над «сквозным действом», образуя объём иносказательных интерпретаций. Иными словами: в сознании зрителя, параллельно, рождается подсознательная копия метафизического отражения происходящего, или «латентное сквозное действо»…
  То есть, крестовидное реальное физическое действо происходит между идентичными, можно сказать – виртуальными крестообразными копиями: один «виден» зрителю сквозь мизансценическое действо, как фундаментальный путь по собственно вымощенной брусчатке в художественном пространстве, другой «возникает» над ним, также параллельно, как «смысловой зонтик» из ассоциативно-абстрактного, или аллегорического дополнения к осознанию зрителем реальных мизансцен с реперными точками, которые и создают поступательное движение – по нарастающей, с необходимым накалом, – к кульминационной точке.
  БЕЗ ЭТОГО – ПУСТОШЬ!...
  Без этого, в сухом остатке, остаётся только «голосисто-танцевальная солянка» – голые номера и ведущий, соединяющий их вербальными смысловыми мостиками: традиционная конвейерная схема ивента.
  И это действительно так!
  Анализируем, пытаясь совместить теорию с практикой… =
  : если концерт, или дивертисмент представить без пролога (увертюры) и сквозного действа, то есть – исключить элементарные атрибуты театрализации, – останется только банальная «солянка»: вокально-танцевальные номера по определённому случаю – пустое шоу, под девизом «Как здорово, что все мы здесь!»;
  : любой фестиваль может позволить в постановке только пролог с возможным режиссёрским ходом и сквозным действом, так как обязан выполнять цели и задачи обозначенные в Положении этого фестиваля, но без режиссуры – это только жанровая тусовка;
  : также и праздничные народные гуляния, как и карнавалы, которые без сценарно-режиссёрского действа (где любое представление начинают с экспозиции, пролога, или увертюры), становятся голой концертной программой, с торговыми рядами вокруг сцены, а карнавал – лишь длинным, как советская очередь, подиумом для костюмированного дефиле в масках, и…
  И всё! И не нужно ничего (как «поучает» на своих семинарах ивент) – нужен только список, чтобы обзвонить руководителей коллективов и собрать для «солянки» певцов, танцоров и чего-нибудь из оригинального жанра… Да, ещё ведущего, с медийным лицом, имеющего опыт связывания номеров словесными переходами (вербальными мостами)…
И не нужен никакой диплом: за конвейером – прямиком!
  А сквозное действо – это зримое образное решение, которое должно врезаться в художественное пространство, как нож в масло и, если использовать терминологию Маяковского из «Бани», то – «будоражить».
  Сквозное действо группового мизансценического решения должно нести в себе энергию мысли так, как мчит гоголевский образ тройка-птица: пронзать, соединять и, развивая, продвигать сюжетную линию…
  С поправкой: если, конечно, в кошёвке сидит не Чичиков-мошенник (иноагент-ивент), а на козлах и не погоняет Тройку козёл – Вейка («Увенчинков», с бубенцами)!
  За примером далеко ходить не нужно: «сквозное действо» ярко и органично, как элемент театрализации, всегда несёт драматургическое развитие в постановках Бориса Эйфмана (Россия) и Александра Экмана (Швеция)!
  Это реальные театрализованные действа – эталон в этом виде искусства!
  Вот куда, бросив всё, нужно бежать за примером!
  Иначе: не сквозным действом, а действенным сквозняком от словоблудий на грани стендапа (анг. – юмор стоящего), будет, какой-нибудь, Ваня Ургант (по-ивенту), или Гарик Мартиросян – вырастающие на авансцене «КВН-овскими болванчиками» между концертными номерами и всё – смета отработана!...
  Благодать: ведь, оно так и есть, – благодаря ивенту, – ничего не происходит, лишь, конвейерная лента громыхает, наматывая досуговую пустоту, порождая – пустошь, но…
Но!...
К сожалению…
К большому сожалению, мчит шулера и мошенника уже не русская тройка, а «сор-русская», – рядом с Чичиковым в кошёвке и Сорос: один уже «сор-русский», другой же – «Сорос-точка-ру…с-с»!...
Моделируя и экспериментируя, в формах и методах, практика постановок разных уровней, как и опыты творческих лабораторий со студентами и поиски на подмостках театр-студий, показали, что информацию с главной темой представления, через сквозное действо, нужно не «вносить», а с нею лучше врываться, заявляя масштабное Событие, или создавать тональность масштабного размаха, малому и небольшому, в гротеске, через пластические знаковые мизансцены.   
Тут важно понять и подчеркнуть следующее: никто не исключает обычных концертных программ – они были, есть и будут, так как этот жанр востребован и он должен быть! Тут дело в другом – беда в том, что кругом ТОЛЬКО Концерты и ТОЛЬКО банальные Акции – повсеместно (!), которые вырабатывают в массах примитивное клиповое, или (ещё хуже) тик-ток-керное мышление, с короткими мыслишками, как у собачки и стремления, – у целого поколения, – ТОЛЬКО досугового образа жизни!
  Не эту ли задачу ставили «соросята», когда внедряли в нашу страну ИВЕНТ?!...
  Именно эту!
  С таким населением проще… =
  : и историю переписывать;
  : и фейки вбрасывать, как истину;
  : и нейтраЛизовывать, и вытраВливать, и истреБлять  социально-политическую активность молодого поколения, и…
  И теперь остаётся только сложить: соединить всё вышесказанное с общеобразовательной школьной программой (с её пресловутым ЕГЭ), которая даже не кастрированная, она просто  ч у ж а я  – (без)воспитанности и (без)образованности!
  Имею ввиду, что – ни воспитания, ни образования!...
  В одном детском новогоднем мюзикле «Полёты», который довелось разрабатывать (писать пьесу) и ставить с Евгением Глазовым (главный режиссёр Государственного Кремлёвского Дворца), где классическая сказочная героиня – Баба-Яга, бросает, негодуя, в зрительный зал ребятне фразу обращённую к проблемам сегодняшнего дня:
  - Подрастёте и узнаете, кто лучше – Яга, или ЕГЭ!...
  А если говорить без претензий на сатиру и иронические эпитеты в данной статье и не только, то ничего позитивного в оценке существующего положения и состояния на данный момент просто нет!

(продолжение, в статьях, следует)

/МоСт/ –
Москва-Столица,
19 апреля 2024 год