Джордж Гиллеспи. Новые огни

Инквизитор Эйзенхорн 2
НОВЫЕ ОГНИ
Джордж Гиллеспи (1651)

Некоторые, претендующие на большую чуткость совести, чем другие, утверждают, что устанавливать по закону страны исповедание веры или справочник богослужения и управления церковью и назначать наказания тем, кто придерживается противоположных доктрин или практик, - значит закрывать дверь новому свету; что, поскольку государство и церковь обнаружили зло различных вещей, которые когда-то были одобрены и усилены законом страны, они не могут избежать наказания по закону, так что впоследствии может произойти открытие, сделанное в свете опыта, и дальнейшее изучение Священного Писания, чтобы выявить ложность тех доктрин, которые сейчас принимаются как истинные, и зло того правления и пути, которые теперь принимаются как добрые,  ;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;.
Для удовлетворения этой трудности, прежде всего, я не отрицаю, но охотно уступаю, да, утверждаю как необходимую истину, что поскольку наше знание (в лучшем виде в этом мире) несовершенно (ибо мы знаем лишь частично), то нашим желанием и стремлением должно быть возрастать в познании разума Христа, следовать дальше, чтобы познать Господа, искать все больше и больше света, "ибо путь праведных подобен сияющему свету, который сияет над всеми все более и более до совершенного дня" (Притч. 4.18).
Во-вторых, я признаю, что это несовершенство нашего знания проявляется не только в степенях, но и в частях; то есть впоследствии мы можем узнать не только больше о том добре или зле, или истине или заблуждении, о которых мы отчасти знали раньше, но мы можем, к счастью, узнать зло того, в чем мы раньше не знали зла, или добро того, в чем мы раньше не знали добра; так мы можем прийти к познанию различных истин, о которых раньше мы не знали.
В-третьих, я признаю, что существует не только это несовершенство, но часто и большие ошибки, непонимание, заблуждение и несостоятельность, в суждении отдельных христиан или церквей, чтобы благочестивые люди и истинные церкви могли прийти к пониманию того, что является злом, хотя они когда-то считали это добром, и того, что является ложью, что когда-то они считали правдой, или наоборот; чему научил опыт и может научить снова.
В-четвертых, признаюсь, что Августину не стыдно было написать книгу опровержений. Долг не только отдельных христиан, но и реформирующих, да, реформированных, да, лучших реформированных церквей, когда любая ошибка в их доктрине или любое зло в их управлении или форме богослужения будут продемонстрированы им из Слова Божьего (хотя бы это было сделано одним человеком, и, возможно, не имеющим большой репутации и учености, как Пафнутий среди многих ученых епископов Никейкого собора), принять, а не отвергать дальнейший свет; принять волю Христа, изложенную Им, и исправить то, что не так, если это открыто им.
В-пятых, я также верю, что ближе к закату мира света станет больше, а знание возрастет, Дан. 12.4, и многие скрытые вещи в Священном Писании станут понятнее, когда евреи будут возвращены домой и Дух благодати и просвещения изольется более обильно. У нас есть веская причина желать обращения евреев и молиться за него; несомненно, мы станем намного лучше их.
Но, с другой стороны, величайшие коварства и ухищрения сатаны были привнесены в мир под именем или понятием нового света. Разве змей не обманул Еву этим представлением о новом свете ( Быт. 3.5)? Этот пример Апостол приводит перед нашими глазами в 2 Кор. 11.3, ясно предупреждая нас о том, что сатана оборачивается в ангела света, а его апостолы -  апостолами Христа, ст. 13,14; ср., Откр. 2.2. Разве Иеровоам не ввел Израиль в грех ложным новым светом? "Это слишком тяжело для тебя - идти в Иерусалим; узри своих богов, Израиль" (3 Цар. 12.28). Он хотел показать десяти коленам, как они могут быть независимы от Иерусалима во всех вопросах религии; однако (кстати, заметим это) он не строил независимых церквей без независимого государства. Он также хотел показать им, что что они подвергались насилию со стороны мнимого священного ордена священников, служителей Господа, следовательно, не людей jure divino , а зависимых от них служителей ( 2 Пар. 11.14-15); и поэтому ему нужно было сделать священниками самых низших из людей, ст. 31, несмотря на все, с чем он претендовал на власть или свободу от Бога ( 3 Цар. 11.37). Его "новый свет" создал независимую церковь и зависимое служение. Гностики получили свое название благодаря глубокому знанию и великому свету, на которые они претендовали выше всех остальных, однако древние авторы говорят нам, что они были всего лишь профанной сектой. Магомет решил, что ангел Гавриил научил его своему Алькорану, чтобы таким образом он мог приобрести для него больший авторитет.
Теперь, следует отметить, необходимо сделать много предостережений и многое сказать против многих из тех вещей, которые сейчас проходят под названием "нового света" среди тех, кто ратует за свободу совести.
"Новый свет " теперь стало заманчивым словом, как когда-то у греков, ;;; ;;;;;;;, новая ласточка. Я вполне могу назвать это соблазнительным словом; ибо большинство из тех вещей, которые сейчас провозглашаются новым светом, не являются ни светом , ни новизной. Это не свет, потому что не соответствует Слову, откуда должен быть получен весь истинный свет; не новый, потому что те же самые вещи ранее появлялись и поддерживались. Антиномизм, анабаптизм, всеобщее искупление смертью Христа, всеобщее спасение, временное и земное царство Христа, свобода совести святых и т.д. также поддерживались и опровергались задолго до нас. Независимость церквей как таковая, если это свет, все же не является чем-то новым, недавно вычеркнутым, поскольку издавна был известен принцип арминиан, согласно которому синоды или соборы должны только обсуждать, обсуждать, консультироваться и давать рекомендации, но не осуществлять какую-либо юрисдикцию, наносить какие-либо порицания или предписывать что-либо под страхом порицания. Смотрите предложения, выдвинутые арминианами на 25-й сессии Дортского синода; а также Episcopii Disp. Theol.,  2.54,  9,10; 3, 32,  4,5,11.
Но я перехожу к особым предостережениям относительно нового света.
Вво-первых, это всего лишь ложный новый свет, который изгоняет не только старую тьму, но и большую часть старого доброго света. Как и в медицине, парацельсианский путь наиболее опасен, когда он разрушителен для галеновского пути и ниспровергает старые одобренные принципы, тем не менее, он очень полезен, когда им разумно и умело управляют, для совершенствования галеновского пути и для того, чтобы делать вещи быстрее, легче и приятнее, чем мог бы сделать галеновский путь. Итак, в богословии такие новые огни, которые не изгоняют, а сохраняют, улучшают и совершенствуют старые, могут принести исключительно пользу; но те новые огни, которые разрушительны и вытесняют старые истинные огни, те новые пути, которые уводят нас от старого и доброго пути, следует категорически не любить и избегать.  "Смотрите за собой, чтобы мы не потеряли того, что создали2 Иоан,. 8: ". Апостол говорит это против тех обманщиков, которые хотели отвратить народ от учения Христа, как это очевидно как из предыдущего стиха, так и из того, что следует за ним: "Всякий, кто преступает учение Христа и не пребывает в Нем, не имеет Бога" и т.д. (Рим. 16.17): "Теперь, я умоляю вас, братья, отмечайте то, что вызывает разделения и оскорбления, противоречащие доктрине, которую вы усвоили, и избегайте их". Епископ, говорит Павел, в Тит. 1.9, "должен твердо держаться верного слова, как его учили". : "Тем не менее, там, где мы уже достигли, давайте следовать тем же правилам, давайте придерживаться того же мнения" (Фил. 3.16). Это он добавляет как предупреждение опасной ошибки и злоупотребления тем, что он сказал непосредственно перед этим: "И если вы в чем-то настроены иначе, Бог откроет вам даже это".
Некоторые могли бы сказать, что здесь есть возможность для любого нового света. Нет, но будьте осторожны, говорит Апостол, вы не закрываете, а твердо сохраняете свет, которого вы уже достигли; вы не должны под предлогом нового света терять то, что вы приобрели. : "Итак, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем; укореняясь и укрепляясь в Нем и утверждаясь в вере, как вас учили, преисполняясь в ней благодарением. Берегись, чтобы кто-нибудь не прельстил вас философией и тщетным обманом" и т.д. (Кол. 2.6-8) Эти апостольские правила очень сильно противоречат академическим,  пирроновским возражениям и сомнениям, с помощью которых некоторые ставят под сомнение наиболее общепринятые доктрины христианской церкви. Если скептицизм допустим в христианской вере, почему нам велено "твердо стоять в вере" в 1 Кор. 16.13; и снова, Евр. 10.23: "Давайте твердо придерживаться исповедания нашей веры, не колеблясь". И почему Сам Иисус Христос говорит тем, кто не принял ложных доктрин того времени: "То, что вы уже имеете, крепко держите, пока Я не приду"(Откр. 2.24). Это была грубая ошибка Валаама, лжепророка, что после того, как Бог сказал ему о посланниках Валака: "Ты не должен идти с ними, ты не должен проклинать народ, ибо они благословенны"(Числ. 22.12), однако при следующей отправке посланников ему нужно было искать (воистину) нового света от Бога, ст. 18,19: "Если бы Валак дал мне свой дом, полный серебра и золота, я не смог бы выйти за пределы слова Господа, моего Бога, делать меньше или больше. Итак, я прошу вас, задержитесь и вы здесь этой ночью, чтобы я мог узнать, что Господь скажет мне еще." Бог действительно дал ему новый свет, но в гневе и суде, совершенно погасив и изгнав судом тот свет, которого сам лжепророк не поддерживал, но нечестиво оставил", ст. 20: "И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: "Если люди придут звать тебя, встань и иди с ними". Узрите плоды отказа от использования света, однажды полученного от Бога. Точно так же молодой пророк в 3 Цар. 13., за то, что не держался твердо за то, что получил от Бога, но воспринял новый ложный свет от старого пророка,  был наиболее явени сурово наказан за это. Это первое предостережение, наиболее необходимое сектантам нашего времени, чьи новые огни таковы, что среди них вера в новшества и воля к новому идут рука об руку и являются почти взаимозаменяемыми терминами, как будто человек не должен хранить то, что у него было, потому что он находит нечто, чего у него не было.
Во-вторых, многие из тех новых огней, которыми некоторые хвастаются, не только вытесняют большую часть старого доброго света, но и приносят с собой кромешную египетскую тьму. Возвещается горе тем, кто выдает "тьму за свет", а также тем, кто выдает "свет за тьму" ( Ис. 5.20). Я вполне могу сказать, что наступает глубокая тьма, когда ставятся под сомнение, отрицаются и порочатся фундаментальные догматы веры, такие как Божественность Иисуса Христа, Божественный авторитет Священных Писаний, бессмертие души, вечная слава избранным и муки отверженным и т.д. Если пошатнутся основы, что смогут сделать праведники? Если мы не будем твердо держаться этого Евангелия, если мы не примем этого Спасителя, у нас не может быть другого "Ибо никто не может заложить другого основания, кроме того, которое положено, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3.11). "Я удивляюсь, что вы так скоро удаляетесь от призвавшего вас в благодать Христову, к другому Евангелию. Но если мы или ангел с небес проповедуем вам любое другое Евангелие, кроме того, которое мы вам проповедовали, да будет  проклят ".( Гал.1.6,8).
В-третьих, остерегайтесь тех новых огней, которые делают любую определенную истину (хотя и не фундаментальную, и не косвенную) неопределенной; как мы не должны говорить ни о каком грехе, так и ни о какой правде, разве она не маленькая? Пусть каждая правда ценится высоко. Покупайте правду, а не продавайте ее. Не говорите, что эта правда - всего лишь вопрос дисциплины, отпустите ее, она не стоит того, чтобы ее покупать. "Кто верен в малом, тот верен и во многом; а кто несправедлив в малом, тот несправедлив и во многом" (Лк. 16.10. Мельхиор Адам, как в " Жизни Карлштадта", так и в "Жизни Лютера", отмечает великое зло, выросшее из неприязни Лютера к строгости, усердию и прямолинейности Карлштадта в отмене частной исповеди, запретов в пище и изгнании икон из церквей, на что Лютер был более всего обижен, потому что Карлштадт в Виттемберге, во время отсутствия Лютера, совершил великое зло., причем без его ведома и совета. Лютер также утверждал, что строгость и рвение Карлштадта в этих вопросах препятствовали Реформации в более существенных пунктах доктрины. Однако в статье отмечается, что отсюда произошел первый всплеск этой прискорбной сакраментальной полемики, которая с тех пор вызвала такой большой раскол в Германии. Я еще никогда не мог наблюдать, или читать, или слышать о спорах о дисциплине в какой-либо христианской церкви, но тем не менее они становились все больше и больше; и те, кто отвергал или пренебрегал волей Христа в меньших вещах, впоследствии пренебрегали ею в вещах более значительных.
В-четвертых, остерегайтесь тех новых лгней, которые не только отказываются признавать некоторые определенные истины, но и отказываются признавать любую истину, которой сейчас придерживаются реформатские церкви, как несомненную, бесспорную и непогрешимую; как будто из-за того, что суждения людей не безошибочны, а подвержены ошибкам, поэтому мы не можем быть ни уверены, ни непогрешимо убеждены в той или иной статье. Священное Писание учит нас, что верующие могут достичь определенного и непогрешимого знания некоторых истин; ибо не было ничего невозможного в том, о чем молился Павел, когда он молился о том, чтобы колоссяне получили "все богатство полной уверенности в понимании, в признании тайны Бога, и Отца, и Христа". Тайна Бога, что Он есть, и что он вечен, невидим, всемогущ и т.д., его природе и атрибутах; тайна Отца, или то, что в Святой Троице существует различие Личностей, и о вечном порождении; тайна Христа, в Его Личности, природе, служениях, рождении, страстях, смерти, воскресении, вознесении и заступничестве; это те вещи, в которых Апостол хотел бы, чтобы мы были наиболее полностью и определенно убеждены. Тимофей был уверен в том, что узнал (2 Тим. 3.14); таким же был Феофил (Лк. 1.4). Моряк не безошибочен в своих суждениях, но он может быть непогрешимо уверен, что там-то есть скала, которую он должен избегать, и таким-то путем он должен направлять свой курс. Врач не безошибочен в своих суждениях относительно симптомов, причин и способов лечения болезней, но он может быть совершенно определенно убежден, что такая-то болезнь смертельна, и от нее нет лекарства, или что такая вещь может быть вылечена, и лекарство от нее есть; итак, в богословии склонность человеческих суждений к ошибкам не препятствует им, но люди могут быть безошибочно убеждены в этой и другой истине.
В-пятых, остерегайтесь тех новых огней, которые исходят не от Солнца праведности. "Что касается закона и свидетельства, то если они говорят не в соответствии с этим словом, то это потому, что в них нет света" ( Ис. 8. 20). Когда люди ходят в свете собственных искр, они будут лежать во тьме. Новые фантазии - это не новый свет. Нет истины, которая не была бы основана на слове истины. Последователям Вайгеля пришла в голову дикая фантазия, что наступит время (которое они называют seculum Spiritus Sancti), в которое Бог Своим Духом откроет гораздо больше знания и света, чем было открыто Христом и его апостолами в Священных Писаниях. В Священном Писании открыто так много того, что Апостол называет "мудростью Божьей" и "сокровенной мудростью" Бога, (1 Кор. 2.7). То, что проповедуется и написано нам, - это то, на что сами ангелы желают взглянуть или проникнуть в это (1 Пет. 1.12; и разве Христос не говорит: "То, чего вы уже твердо придерживаетесь, пока Я не приду?" Откр. 2.25. Подробнее об этой ошибке читайте в Brochmand. System. Theol.,  1, 6, 2, вопрос. 12.
В-шестых, обратите внимание на гордые, надменные и самодовольные новые огни: "И духи пророков подчиняются пророкам; ибо Бог - не источник смятения, но источник мира". ( 1 Кор. 14. 32,33)Если духи пророков должны быть настолько подвластны, то насколько больше духи частных лиц. Поэтому в реформированной церкви все мнимые новые огни, которые противоречат общепринятой доктрине, правлению или форме богослужения, должны быть со всем смирением и покорностью предложены на суд ученого и благочестивого синода. Суровость локрийцев была такова, что ни один человек не мог выдвинуть новый закон иначе, как с веревкой на шее, и если его предложение считалось хорошим, его могли пощадить, а если плохим - повесить. Так говорит Демосфен (против. Тимократа.). Я не допущу подобной суровости в отношении тех, кто предлагает новые истины или выступает за новые перемены в церкви; но я вполне могу применить здесь афинский закон, записанный Демосфеном в той же речи. Афины не зашли так далеко, как Локры, но ни один человек не мог выдвинуть новый закон в Афинах, если предложение не было выдвинуто и передано в сенат, который должен был решить, что лучше - старое или новон.
В-седьмых, остерегайтесь отделения новых огней. Отделять или собирать новые церкви от истинно реформированных церквей слово Божье не имеет ни малейшего основания. Когда мы видим то или иное неблагополучие в церкви, нам велено увещевать друг друга и побуждать друг друга к добру, но не к разделению ( Евр. 10.24,25). Цвингли дружески беседовал с анабаптистами в Цюрихе, как и с несогласными братьями, и не было предпринято никаких мер по их подавлению или сдерживанию светской властью, пока они не выросли и не объединили церкви, отделив их от истинно реформатских церквей; но когда дошло до этого, их нельзя было терпеть или отвергать, считалось необходимым их сдерживать.
В-восьмых, остерегайтесь тех новых огней, которые не осмеливаются быть замеченными и держатся по углам. Истина не ищет углов: свет не избегает света. Свечу зажигают не для того, чтобы "ставить под сосуд, но на подсвечник"(Мтф. 5.15);: "Всякий, делающий зло, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не были обличены дела его; а поступающий по правде идет к свету" (1 Иоан.3.20,21).: "Путь нечестивых подобен тьме: они не знают, на чем спотыкаются" ( Притч. 4. 19). Я добавляю, чтобы восполнить антитезу ст.у 18, что их путь темнеет все больше и больше, пока не наступит темная ночь. Я слышал, когда арминианам предложили в Синоде Дорта высказать свое мнение и здравый смысл, которого они будут придерживаться, они отклонили это, и Епископий ответил от имени остальных: Dies diem docet. И разве не так обстоит дело с сектантами нашего времени, из слов которых вы не можете извлечь четкий образ того, чего они придерживаются?
В-девятых, отказывайтесь от таких новых огней, которые имеют "общение с бесплодными делами тьмы" ( Еф. 5.11). Это обманчивый новый свет, который заставляет людей воздерживаться от упреков, разговоров или ходатайств против того зла в обществе, которое их совесть считает греховным, и закрывать глаза на такие вещи, которые публично бесчестят Бога в стране, в надежде, что на них будут смотреть сквозь пальцы и терпеть. Но "какое общение имеет свет с тьмой?"(2 Кор. 6.14). Есть те, кто претендует на новый свет и чуткость совести, но при этом довольствуются объединением и ассоциацией с теми, кто придерживается другого пути (который они сами осуждают как греховный), ради своего общего дела, за то, что они взывают к своей великой Диане, свободе совести, и за противодействие церковному управлению со стороны пресвитерий и синодов. Как те, кто не хочет помогать пресвитерианам в очищении их паствы и не допускает к причастию всех скандальных личностей, и все же помогают и укрепляют сепаратистов, анабаптистов, антиномистов, социниан, эрастиан, ищущих терпимости, как, я говорю, они ответят на это Богу и своей собственной совести, пусть они посмотрят на это. Опять же, многие из мнимых новых огней имеют связь с тьмой в другом отношении, потому что они заимствованы из ересей, погруженных во тьму. Сколько новых огней сейчас принесено арианами, манихеями, новацианами, донатистами, монахами-созерцателями, фотинианцами, социнианцами, арминианами и т.д. Это не более новый свет, чем плащ нищего - новая одежда, недавно сшитая из множества старых разорванных и прогнивших тряпок, сшитых вместе.
В-десятых, долой эти новые огни, которые не позволяют людям видеть ничего лучшего, которые не приносят назидания; эти B;оtia ;nigmata, ту бессмыслицу и высокомерную чушь, в которой растворяются некоторые вспыльчивые духи. "Да будет все в назидание" (1 Кор. 14.26). Есть пустая болтовня и ложно называемая наука, которая отвратила людей от веры ( 1 Тим. 6.20,21).
Наконец, внимательно относитесь к тому новому свету, который следует новым интересам. Таков был свет Иеровоама, 3 Цар. 12.26, до конца; и Валаама, Чис. 22. 15-20. Некоторые полагают, что "выгода - это благочестие", - говорит Апостол, 1 Тим. 6.5; и поэтому некоторые полагают, что новые интересы - это новый свет.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn