Речка Назия

Артем Кресин
                Речка Назия.
До 1951 года по современному летоисчислению, или до моих двадцати лет  я  этого слова никогда не слышал.  Однако волей судьбы в указанный период я оказался в той местности, где это название слышалось на каждом шагу. 

По окончании энергетического техникума я был направлен на работу в высоковольтный район, обслуживающий электрические сети  северо-восточной части Ленинградской области.  Местом   моего проживания, где мне предстояло  проводить большую часть рабочего времени  был поселок Ленэнерго на железнодорожной станции НАЗИЯ на 69 километре от Ленинграда.   Вот тогда  это название вошло в мою жизнь.     В состав высоковольтного района, где мне предстояло работать входила электроподстанция врезанная в линии электропередачи 110кВ идущих от Волховской ГЭС в сторону Ленинграда Основной целью предназначения этой подстанции — питание одного из крупнейших в стране торфопредприятия  «Назия». 

Напомним, что в те времена торф наравне с углем был основным топливом для тепловых электростанций страны, причем уголь преимущественно  предназначался для железных дорог и для металлургии. Центр всего предприятия, охватывающего порядка 400 квадратных километров, был расположен на железнодорожной станции Жихарево. На территории самого предприятия располагались семь торфяных подстанций 35кВ. Таким образом видно что это предприятие было очень важно для энергетики, а следовательно для экономики Ленинграда и области.

Откуда же взялось это странное название?  Попробуем разобраться в топонимике  Так называлась протекающая по  этой местности речушка Назия.

Вспомним пушкинские строки, описывающие местность представшую перед   Петром-1 , при первом знакомстве с устьем Невы -«По низким топким берегам чернели избы тут и там, приют убогого чухонца».  Действительно, места прилегающие к Неве и южному Приладожью представляли болотистую территорию, заселенную в основном  финской беднотой.  В России еще долго финнов в насмешку называли чухонцами.    Можно предположить, что в давности в Новгородской земле жители  финских территорий называли «чудь». Отсюда, очевидно, и возникло прозвище  «чухна, чухонец».

Бассейн реки Назия находился в ареале финского населения, которые и дали реке это название.  Берега этой реки густо зарастали ядовитым кустарником, который в России называют «Волчья ягода»  а у финнов она называлась «Назья».

С давних времен в месте впадения реки в Ладожское озера была основана и существует по сей день деревня Назия, жители которой занимались рыбной ловлей. В наши дни местное население, чтобы не запутаться в этих многочисленных названиях, называют эту деревню - »Нижняя Назия».

До Великой Отечественной войны  года в этих местах было много финских деревень. В начале войны финны были выселены и деревни после войны так и не были  восстановлены.   

Чтобы закончить разговор о топонимике скажу, что с удивлением увидел в 50 -тые годы речной трамвайчик на Неве с этим названием.

Река Назия расположена в Кировском районе Ленинградской области. Истоком считается болото «Малуксннский Мох», которое расположено вблизи железнодорожных    станций  Малукса и Погостье на ж.д. линии Мга — Кириши.  В этих местах в годы ВОВ шли жестокие и продолжительные бои. 

Местность  по которой протекает эта река  изобилует  болотами. От них река Назия
пополняется водами и имеет основное направление течения к Ладожскому озеру. В устье реки находится упомянутая деревня «Нижняя Назия».   По пути своего течения река Назия пересекает упомянутую ж.д. ветку Мга — Кириши и затем Северную железную дорогу из Петербурга на Мурманск и на Урал на 63 км.  Далее  она, по пути своего течения к Ладожскому озеру пересекает шоссе Петербург — Мурманск.  И совсем перед устьем она пересекает Старый и Новый Ладожские каналы. 

Общая длина реки составляет 42 км. Имеется  еще одно знаменательное место на этой реке  — место пересечения ее с легендарной блокадной железной дорогой идущей в годы войны от станции Поляны до Шлиссельбурга (Петрокрепость).   Наверное следы насыпи и моста  можно обнаружить и сегодня.

Река не судоходная, но в нижнем течении возможен сплав на байдарках.

Приведя общую характеристику реки Назия, далее считаю возможным рассказать о своих контактах с этой рекой.

Когда мне пришлось в течении пяти лет проживать на железнодорожной станции Назия, я естественно знакомился с окружающей местностью.  Мои коллеги  были местными жителями    и почти все мужчины были и охотниками и рыболовами.  Охотились в близлежащих лесах, а на рыбалку отправлялись на реку Назия.  Одним из видов рыбной ловли — использовали запрещенный способ -  острогу,  с помощью которой они добывали щук. События происходили семьдесят лет назад, уже этих рыбаков нет на свете, и по давности юридических последствий эти события  иметь не могут.

В летние выходные дни я иногда  ходил на реку Назия, ловить щук на блесну. О спиннингах в те времена мы думать не могли.  Находили особенно длинный и тонкий ствол березки или сосёнки, также длинную леску, к которой цепляли блесну. Иногда были неплохие уловы 3 — 4 щуки.   

В первые заходы на реку Назия мы обнаружили, наличие большого количества раков и ими пополняли нашу добычу. Но через несколько лет, как нам  объяснили местные жители,  с карьеров тофопреднриятия «Назия» спустили в реку много торфяной воды, и раки любящие чистую воду исчезли.

В 1956 году я был переведен на работу в Ленинград. Но за пять лет жизни в «Назии» эти места  навсегда вошли в мою в душу.  Мы с женой периодически навещали эти места, совершая интересные прогулки выходного дня.  Поездом доезжали до станции «Назия», шли налево до конца деревни, где находится кладбище и ручей «Килоза», сворачивали опять налево и дорога нас приводила через 3-4 км к реке «Назия».  Прямо, как в известной песне.
« На дальней станции сойду, трава по пояс…..»

Переходили в брод реку на левый берег и шли вниз по течению, в сторону Ладоги. По пути пытались ловить рыбу, иногда успешно.  Но мы любовались красивыми видами и эти выезды остались в памяти. 

В один из выездов в начале лета мы увидели оригинальный способ рыбной ловли. Рыболов одевал непромокаемый комбинезон и шел по руслу, где глубина не превышает 1 м  и ловил плавающую по самой поверхности воды миногу. Чтобы она не выскальзывала из рук, надевали на руку капроновый чулок. Это был период икрометания миноги и она плавала таким образом, что половина тела были в воздухе и при этом извивалась как змейка.

По этой дороге мы заготавливали траву «зверобой», которую высушивали и зимой пили заваренный ей чай.

Так мы доходили до шоссе Ленинград — Мурманск, где садились в регулярно ходивший автобус и возвращались в Ленинград.

В середине 60-х я приобрел моторную лодку на базе морской шлюпки ЯЛ-4 на которой размещалась каюта и стационарный двигатель. На ней мы совершили около 20 месячных отпускных походов на Свирь и на Волхов — Мсту. Эти походы осписаны в ранее написанных статьях. (Подборка: Вехи Судьбы — очерки: На водных просторах. Свирь. Мста.)

Лодка была тихоходной и первую длительную стоянку мы всегда совершали на реке Назия.  После Невы мы входили в Новоладожский канал и на 23 км подходили к реке Назия, где сворачивали налево, в сторону Ладоги.  Там было очень спокойное, тихое место. Здесь мы останавливались на сутки, двое. С этого места мы начинали ощущать начало отпускного отдыха. Выходили в Ладогу на ловлю рыбы.

Здесь произошел случай, который многому меня научил. Я вышел в Ладогу на ловлю рыбы на удочку. Бросил  якорь в виду берега. Через некоторое время внезапно навалился туман.    Я потерял ориентацию. Обыскал всю лодку и не смог найти компас.  Пришлось завести мотор и делать произвольные круги.  Затем наконец увидел камышинки и с их помощью определил где суша и смог вернуться в устье реки.  С тех пор запасался несколькими компасами, и в кармане, и во всех ящичках на лодке. После этого я хорошо понял рассказ Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря».  В этом рассказе показана трагичность положения морских рыбаков, незнакомых с компасом и находящихся в открытом море при сильном и длительном тумане.

Описанные мной события происходили в период 1951 — 1990 годы. В последующие годы произошло много изменений в бассейне «Назии». Например появилось садоводство или дачный поселок в месте пересечения реки Назия и железной дороги Петербург- Мурманск. Там появилась ж.д. станция Русановская.  Крупное садоводство возникло  на станции Назия. Такие  вновь появившиеся жилые массивы не могли не внести изменений ландшафта и экологии  этой местности.  Возникли за эти 30 с лишним лет и другие естественные изменения.

Я здесь попытался дать краткое описание одной очень небольшой речушки, о которой мало кто слышал и наверно мало кому она может быть интересна.  Тем не менее решил написать этот очерк, рассчитывая, что он кому-нибудь может показаться  интересным и сама река, и события прошедших времен с  ней связанных.