Перед вылетом. Оппозиционеры

Нина Цыганкова
Оппозицию я делю на две части: голову и тело.
В голове оппозиции есть люди двух типов. Одни – это реальные оппозиционеры. Они глубоко в теме, и у них есть программа действий. Другие же, которых, мне кажется, гораздо больше, - это люди, жаждущие власти, но по тем или иным причинам не получившие ее в действующей системе. Этим оппозиционерам самое главное - ухватить власть.
Но меня больше занимают рядовые оппозиционеры, коих немало среди моих знакомых. Многие из них не очень-то, а порой и совсем не разбираются в политике и экономике. Что ими движет? Почему они выбирают сторону оппозиции? Я попробую распределить их по группам.
Первую группу составляют люди хронически недовольные. Им не нравится всё. Такое впечатление, что у них в голове стоит фильтр, который пропускает в мозг только негативную информацию. Степень их недовольства варьируется от простого бурчания до агрессивной ненависти. На такую вот агрессивную ненависть я натолкнулась в частной парикмахерской – там работала семейная пара.  Она – мастер средней руки, он – быстрый, умелый, с творческой жилкой. Я ходила к нему – он меня устраивал, хотя мне было неприятно выслушивать каждый раз их злобные нападки на власть и почему-то на пенсионеров, которых они люто ненавидели, хотя им самим было уже за пятьдесят. В конце концов, я не выдержала и молча, но решительно хлопнула дверью.
Клиентов у них было не так уж много. Я думаю, могло бы быть больше, если бы не их увлечение политикой, которое они, не заморачиваясь, обрушивали на головы своих клиентов. Уже при входе в зал висело красное полотнище, на котором золотыми буквами был отпечатан «Моральный кодекс строителя коммунизма». Стены зала были украшены коммунистической символикой и портретами Сталина. Самый большой портрет Сталина, на котором вождь запечатлен с трубкой во рту, висел в простенке между их рабочими местами, так что клиентам в процессе работы над их волосами волей-неволей приходилось любоваться коммунистическим лидером. Наверное, не всем это нравилось.
Меня же это не смущало. Скорее, забавляло, потому что я не верила в их преданность коммунистическим идеям, и доказательством тому служили объявления, которые они вешали под портретом Сталина. Объявления приглашали на митинги Навального. Навальный был их кумиром. Но Навальный и Сталин явно не сочетаются друг с другом. Окажись Сталин во главе современной России, пришлось бы Навальному мыть золото на Колыме. Но моих парикмахеров это ничуть не смущало – ведь, оба они - и Сталин, и Навальный, - каждый по-своему, были против действующего в стране порядка. Это было определяющим – быть ПРОТИВ.  Узнав моих парикмахеров получше, я еще больше усомнилась в их любви к советскому прошлому. Я уверена, что в советские времена они так же люто ненавидели коммунистическую власть, как теперь ненавидят ныне действующую. 
Едва клиент усаживался в кресло, как они начинали ругать власть. С новыми клиентами – осторожненько, спрашивая их, довольны ли они своей пенсией или зарплатой, или уровнем медицинского обслуживания, ЖКХ и т.п. Кто же ими доволен? Тогда они уже расходились по полной, ругая, оскорбляя, обзывая всю власть, начиная сверху. Возражать, спорить с ними было совершенно бесполезно, так как их головы были надежно упакованы в толстую непроницаемую броню.
Мне стало казаться, что у людей такого типа где-то в организме сидит пузырь, в котором накапливается ненависть, и чтобы ненависть не разорвала пузырь, они изливают ее на головы окружающих. Я раньше жалела таких людей. Мне казалось, что они лишены радости. Но потом поняла, что это не так. Радость они испытывают, да еще какую! Это происходит, когда они опорожняют пузырь ненависти.
Вторая группа рядовых оппозиционеров включает людей с низкой самооценкой. Эти ругают власть, как, впрочем, и всяких более успешных, чем они, людей, чтобы поднять самооценку, самоутвердиться в своих собственных глазах и в глазах окружающих их людей. Это как в басне Крылова: «Пускай же говорят собаки: “Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!”» И они лают. Они думают, что раз они ругают президента, значит, находятся с ним на одном уровне! А если еще и матом его обложат, то почувствуют себя и выше! 
Такие оппозиционеры очень активны, так как им нужна большая аудитория – чем больше, тем лучше. На митинги они обычно не ходят, на сцену не лезут, боясь показать свою никчемность, а вот в сетях - на всяких чатах, форумах и т.п. - их полно. Лаять там особенно удобно, так как можно спрятаться за фиктивным именем. Из-за чрезмерной активности оппозиционеров этого типа кажется, что их много.
А вот кто ходит на митинги оппозиционеров, особенно не вникая в суть дела, так это молодежь и подростки. Для их неустоявшейся психики митинг – это отличное место, где можно порезвиться и разрядиться. У них, как говорил Михаил Задорнов, много энергии, а вектора нет. Вред от них в том, что они очень активные и безбашенные, их легко подвигнуть на самые отчаянные и безрассудные действия.
Следующую группу составляют внушаемые люди. Им, что ни скажут, во все они верят. Говорят, еще Гитлер заметил, что чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё верят. Вот и Людина внучка поверила ходившему в их учебном заведении слуху, будто наш президент Путин убил какого-то парня. Что за парень? Когда убил? Зачем убил?  Этими вопросами девушка не задавалась. Раз говорят, значит так и было. И собрались искренне возмущенные, облапошенные студенты идти по призыву Навального на митинг протестовать против президента, убившего парня. Хорошо бабушка узнала о намерении внучки, и тормознула ее.
Однако самый большой интерес вызывают у меня люди, которых я называю про себя «верующими». Этим термином я обозначаю людей, которые принимают или не принимают какую-либо информацию не путем ее изучения и анализа, а просто на веру. То есть скажут им что-то, и они, не размышляя, сразу верят в это. Или не верят. Таких людей много.
Впервые я столкнулась с этим в семидесятые годы прошлого столетия, когда появились первые слухи об НЛО.  Тут же мои многочисленные знакомые, все с высшим, в основном, техническим образованием разделились на две непримиримые группы: тех, кто поверил в НЛО, и тех, кто категорически отрицал их. Споры между ними разгорались нешуточные. Каждый с пеной у рта доказывал оппонентам, что они неправы. Я же лишь удивлялась, как можно что-то утверждать, не имея железных доказательств. А их не было.  Не было доказано астрономами, что нигде во вселенной нет жизни, а значит вероятность того, что инопланетяне могут к нам пожаловать, существует. С другой стороны, нельзя считать доказательством утверждения случайных людей, что они видели НЛО и даже внутри них побывали. Может быть, эти люди были под градусом или в наркотическом опьянении, или страдали психическими расстройствами, или просто любили приврать или пошутить. До сих пор для меня самой большой загадкой, большей даже, чем НЛО, остается, каким образом у людей создается твердое убеждение в том, чего они не знают.
То же самое, как мне кажется, происходит и с политическими убеждениями этих людей. Кто-то без всяких оснований принимает сторону официальной власти, а кто-то тоже без всяких оснований железно убежден в правоте оппозиции.
Конечно, есть среди оппозиционеров люди, которые, не будучи профессиональными политиками, политологами и т.п., тем не менее интересуются политикой и экономикой, разбираются в ней, следят за событиями, анализируют и по результатам этого анализа принимают целиком или частично сторону оппозиции. Таких людей я уважаю, несмотря на то, что наши взгляды могут не совпадать. Но насколько много таких оппозиционеров? Мне кажется, что не много.