Рецензия к фильму Мизери

Евгений Слоников
"Мизери" 1990
Ну, это культовый американский триллер про психически неуравновешенную личность. Не думаю, что фильм стал бы настолько культовыми, если бы не был экранизацией произведения Стивена Кинга. Тем не менее, Энни Уилкс считается одной из самых интересных психопаток в киноиндустрии. И, мне кажется, заслуженно. Во-первых, не так уж и много ярких и запоминающихся психопаток по сравнению с мужчинами. А, во-вторых, она действительно странная и непредсказуемо-страшная. Хотя, не могу не отметить, что её не очень-то и раскрыли. Тут очень мимолётно намекнули о том, что она - изначально злобная убийца. Коварная, хитрая и безжалостная. И тут всё это вскользь. И не раскрывается в полной мере тот ужас, когда понимаешь, в чьи лапы ты попал вместе с главным героем. Но я-то знаю, кто такая Энни.)) Она не просто чокнутая фанатка. Она уже очень давно - настоящее исчадие ада. А писателю просто дико не подфартило. Фильм шикарный. Офигенная задумка (очередной низкий поклон Кингу) и замечательное воплощение. Но всё-таки я чуток придерусь. Мне не хватило обречённости. А это ключевая задача подобных фильмов. А тут я не проникся обречённостью. Уж чересчур всё спокойно. Понятно, что внутреннее состоянии жертвы кадрами передать сложнее, чем печатными словами. Да, тут жертву напугали и морально переломали не так, как в книге. Наверное, поэтому она такая и относительно спокойная. Ну, в принципе, можно исходить и из этого. Насколько жестоко ломали пленнику дух, настолько он и реагирует. Но я ж говорю, я знаю Энни.)) Она намного жжёще))). Что касается физического садизма... Об этом чуть позже.)) Ну и пока не загнался, размышляя над вопросом: каково это - жить с именем "убожество", перейду к сути.

Жил-был в Америке один очень популярный на весь мир писатель. Думаю, не менее популярный, чем Стивен Кинг. Только Кинг штамповал "ужастики", а этот фигачил какой-то любовно-приключенческий библиосериал про жизнь некой девушки по имени Мизери. Там целая эпопея из восьми толстых книженций. Не знаю, на что это похоже. Мне почему-то лезет в голову что-то наподобие "Анжелики", но это не факт. Эта Мизери прославила автора. Сделала его богатым. Но... Есть, например, "актёры одной роли". Сыграла один раз дочку Букинов - и всё. Теперь тебя будут звать только на роли глупых дурочек. И также в писательстве. Написала сагу про мальчика-волшебника со шрамом на лбу - и всё. Всё остальное - нахрен никому не надо. А этот писатель хочет большего. Встать в ряд с Байроном и Горьким. А для этого нужно сломать стереотипы. Покончить с Мизери. Похоронить её. И начать наконец что-то новое. Так он и поступил. Написал финальную книгу, где Мизери умерла. И уехал писать новую книгу в уютный домик в горах. Он там всегда занимался творчеством. И вот рукопись подытожилась долгожданным "The End". И поехал назад. А это зима. Это горы. Это серпантины. Да что уж говорить! Там где-то неподалёку "Оверлук" находится! Печально известный отель, в котором один папашка сошёл с ума и едва не зарубил топором своего маленького сына и жену! Там так себе атмосферка-то. И "мустанга" занесло", водитель не справился с управлением, и они оба улетели в довольно далёкий кювет. Писатель пришёл в себя лишь для того, чтобы снова вырубиться. А очнулся через два дня в мягкой постели, в уютной комнате и в здравом рассудке. Живой, но очень сильно поломанный. А рядом с кроватью - Богиня. Весьма крупная женщина мило улыбалась. Именно она вытащила из груды металлолома (машины) груду костелома (тело). И притащила на своей мощной хребтине домой. Она спасла писателю жизнь. А ещё она - самая преданная его поклонница. Она обожает Мизери. А тут к ней свалился целый создатель этой Мизери! С открытыми переломами ног и выбитым плечом. Короче, она начала выхаживать своего любимца. Но так, чтобы он не очень быстро выходился. А она, кстати, ещё и медсестра. Она не просто так палки ему к ногам шнурками примотала. Там и капельница, и шины как надо. И, пользуясь моментом, она попросила почитать рукопись. На что имеет право. Она спасла её тоже. Просто хотела быть вежливой. Вряд ли, мужик со сломанными ногами её остановил бы. Ей не понравилась рукопись. В ней слишком много мата. И всё недовольство было высказано. И если эта рукопись так взбудоражила женщину, то что будет, когда она, поклонница романов про Мизери, узнает, что Мизери умерла?..

Ну и вот что касается физического садизма.)) У меня многое раздвоилось. Имею в виду книгу и кино. Не понимаю тех любителей "мясца" (к которым отношу и себя), которые ругаются про отрубленную ногу. Да, в книге Энни отрубила топором ступню. Но, по мне, момент с кувалдой в двести раз ужасней!!! Да, оттяпывать ногу - это мясо. Но тут получилось даже покруче, на мой взгляд. И сама финальная схватка тут получилась более дикой, чем в книге. Там хребет был переломан, насколько помню. Тут - вообще жесть! Да, расплавленной морды не вышло. Да, газонокосилку не использовали. Тем не менее, схватка была более "бОльной", чем в книге. Так что к физическому насилию у меня ноль претензий. А вот к моральному... Его практически нет. А он важнее. Наверное, не в кино, но всё равно важнее. Роб Райнер - замечательный режиссёр. А, главное, разноплановый. Ну а состав тут из двух человек. Прекрасный Джеймс Каан. Как по мне, не похож на того писателя из книги, но классный. Ну а Кэти Бэйтс на эту роль завоевала Лысика. И, наверное, я согласен. Очень понравилось, как она радовалась. Как хрюкала. Как злилась. Естественно получилось. Без фальши. Я ставлю десять. "Мой керамический пингвин всегда смотрит на юг."

Я очнулся в чьей-то спальне. Ноги переломаны.
Слышу голос. То ли фея. То ли скримят вороны.
Вроде, ангел надо мной с сияющими крыльями.
Вроде, демон колыбелит в нос свиными рыльями!

Оказалось - лишь фанатка. Но не легче стало мне...
Я познал всю силу воли. И всю силу, что в ремне.
Очень плохо изъясняюсь. Но, поверьте, как могу!
Я в плену. и мои мысли перемолоты в рагу.

Не верить книгам и тому, что лепят в телевизоре.
И просто-напросто -       не ищите Мизери.