Эриугена о вечном огне

Юлиан Смирнов
               


Повествуя в своей работе «О божественном предопределении» (De divina praedestinatione)*1 о «вечном огне» (ignis aeternus), ирландский мыслитель девятого века Иоанн Скот Эриугена подводит к мысли о вечном телесном наказании в аду. Вслушаемся в его слова.
 
               
«Пусть же никто не сомневается в том, что вечный огонь, о котором Господь в Евангелии говорит: "Идите, про;клятые, в вечный огонь, который уготован дьяволу и его ангелам",*2 – телесен, сколько бы – в защиту тонкости природы – ни говорилось о том, что он бестелесен (как мы имеем обыкновение говорить об эфирном духе),*3 ибо он, огонь, – четвёртая часть телесной твари. И мне не просто было бы поверить в то, что огонь, предуготовленный для наказания дьявола и его приспешников,*4 – это какой-то иной огонь, а не тот, который является четвёртым элементом мира».*5 *6

 
                *

                Примечания

*1  Это сочинение Ирландца датируется 851 годом.

*2   См. «Евангелие от Матфея» 25.41.  Евангелист, впрочем, не уточняет, телесен ли «вечный огонь», уготованный дьяволу и его ангелам, или же он бестелесен.

«…прОклятые…» – русский язык, как известно, различает причастие «прОклятые» и прилагательное «проклЯтые», и они – не одно и то же.
 
Повествуя о вечном огне, который, как сказано у евангелиста, ожидает дьявола и его ангелов, Ирландец, очевидно, подразумевает, что наказание дьявола будет вечным; взирая же на эту идею в историко-философской перспективе, нам следует подчеркнуть, что она противоречит эсхатологическим взглядам Григория Нисского: по мысли каппадокийца четвёртого века, при конце времён рай будет восстановлен («Об устроении человека», 21) и наступит всеобщее прощение: все люди будут прощены; более того, прощён будет даже «изобретатель зла» (inventor mali) – дьявол («Большое огласительное слово», 26).

Ср. также «Второе соборное послание святого апостола Петра» 2.17: quibus caligo tenebrarum reservatur («которым предуготавливается мрак тьмы») («Вульгата»).
 
*3   Пассаж об «эфирном духе» (aethereus spiritus) – своеобразная вариация на космологические темы Аристотеля.

*4   Заметим: в этом контексте объём понятия «приспешник» (membrum) не только шире объёма понятия, выражаемого словосочетанием «ангелы дьявола» (angeli diaboli), но и включает в себя его. Проще говоря, всякий ангел дьявола – его приспешник, но не всякий его приспешник ангел.

*5  Иоанн Скот Эриугена «О божественном предопределении» (De divina praedestinatione), XIX 1.

*6   Идея Ирландца проста и при этом глубокомысленна: Ignis est corporalis creatura. Proinde aeternus ignis in inferno corporeus est («Огонь – телесная тварь. Поэтому вечный огонь в аду телесен»).
Интересно, что бы на это сказали древнегреческие апологеты «огня» (;; р;с): Гераклит, пифагореец Гиппас, Эмпедокл, ранние стоики?..
 


                *   *   *   *   *

               
                18.04.2024.