Блеск и нищета РЖД

Виктор Ардашин
        Иллюстрации: 1 – фото из интернет; 2,3 – фото автора

        Достаточно длительное время я практически не пользовался электричками. Просто не было такой надобности - на машине всё катался. Возобновление общения с железнодорожным транспортом меня немало порадовало. Ведь я хорошо помнил электрички 80-х годов, которые не сильно отличались от своих собратьев моего детства. Тогда это были зелёные составы с обрубленными «носами», которые формировались из вагонов переходными площадками с шатающимся основанием между ними. Вагоны частенько были оборудованы деревянными пассажирскими сидениями. Для проветривания вагона в его окнах имелись подъёмные стеклянные проёмы, которые при попытке их открытия частенько заедали. Два туалета, размещённые в первом и в последнем вагонах электрички, как правило, были загажены «по самые небалуй». Помимо естественных человеческих испражнений весь пол бывал усеян обрывками используемых по туалетному назначению газет.  Ходить туда было и неприятно, и антисанитарно. Иной раз отчаявшиеся пассажиры предпочитали справлять свои малые надобности на переходных площадках между вагонами, которые были оборудованы с двух сторон дверьми.

        Теперь это были совсем другие электрички! Элегантные составы с приятной разнообразной окраской. Большие тамбуры. Вагоны оборудованы мягкими сидениями для пассажиров. Специальные отсеки с крепёжными устройствами для перевозки велосипедов. Кондиционер в каждом вагоне! Бегущая строка объявлений с информацией о следующей остановке, текущем времени, температуре воздуха в салоне вагона и «за бортом». Переход из одного вагона в другой не представляет никаких сложностей – нет никакого переходного тамбура с двумя дверьми. Просторные, чистые туалеты. Просто прекрасно!

        Но, как говориться, в бочке мёда иной раз бывает и ложка дёгтя. Со временем я обратил внимание на то, что в какое бы время суток я ни ехал на электричке, всегда во всех вагонах горели лампочки верхнего освещения вагонов. Ну - вечером, ну – в пасмурное время суток – это понятно и правильно. Но среди белого дня-то зачем? В каждом светильнике не менее двух лампочек. В одном ряду каждого вагона таких светильников  не менее десятка. Таких рядов – два. Итого – в каждом вагоне постоянно, независимо от времени суток, горит порядка сорока ламп. Состав электрички сформирован примерно из десяти вагонов. То есть, в каждом составе постоянно расходуется электроэнергия на работу 400 ламп. Если умножить расход этой энергии на количество движущихся в каждый момент времени по России электричек, то величина расхода электроэнергии будет просто космической. А каждый киловатт электроэнергии стоит  не только денег, но и расхода разного вида ресурсов для её выработки (часто – невозобновляемых ресурсов).

        Неужели для РЖД представляет непреодолимую сложность оборудовать каждый состав датчиком, который бы включал и выключал освещение в вагонах в зависимости от уровня их освещённости? Да быть того не может! Мы, жильцы, в нашем подъезде и то до этого додумались.

        Возможно, здесь дело в другом. Ведь в стоимость пассажирского проездного билета на электричку входят все затраты, включая и затраты на освещение вагонов. Вот пассажиры и платят из своего кармана за энергию, расходуемую «в никуда». С запасом, небось, ещё платят-то.

        В то же время, в туалетах, коренным образом отличающихся от ранее описанных, частенько нет туалетной бумаги. Бункеры для бумаги при этом находятся с голодными, агрессивно открытыми ртами. Хорошо хоть, что во рту нет зубов. Но нет и бумаги. Это что – система экономии, что ли такая? Но ведь и за бумагу пассажиры уже заплатили, приобретая билет на проезд. Почему же к ней такое бездушное отношение? Доходы, что ли не те, по сравнению с электричеством?

        P.S. В последнее время мне не раз приходилось видеть, как изящные зелёные кнопочки с подсветкой для слива воды в унитазе заменены кондовыми советскими выключателями. Эти выключатели иной раз то ли не работали, то ли в баке просто не было воды.