Шитое белыми нитками дело Виктора Абакумова

Алексей Николаев 77
Виктор Абакумов родился 24 апреля 1908 год ав семье московского подсобного рабочего и швеи. До революции толковый парнишка успел окончить четыре класса городского училища, а в 13 лет пошел служить санитаром во 2-ю Московскую бригаду особого назначения.

В 1924 году он уволился из армии, работал грузчиком, упаковщиком «Моспромсоюза», стрелком «ВОХРа», а три года спустя вступил в ВЛКСМ, чем очень круто изменил свою  судьбу.

В 1932 году хваткого комсомольца пригласили на службу в органы безопасности, в экономический отдел ОГПУ.

В задачи «Экономотделений» входило систематическое наблюдение за вверенными им объектами, агентурно-оперативная разработка, выполнение специальных заданий и ведение следствий по особым директивам.

Сотрудники экономических отделов не могли арестовывать подозреваемых, кроме тех случаев, когда преступники планировали скрыться от органов следствия, уничтожить следы хищения, либо готовились к совершению более серьезного преступления.

В 1939 году Абакумов вырос до руководителя НКВД по Ростовской области, у него практически не было недостатков, кроме излишней тяги к женским прелестям. Столь серьезный для чекиста изъян не помешал в феврале 1941 года, 33-летнему Абакумову стать заместителем наркома «Внутренних дел».

После начала войны он по поручению Сталина проводил мероприятия по защите государственной безопасности на территории Москвы и Московской области, и контролировал агентурную работу в частях РККА.

Виктор Семенович отвечал за сбор информации о настроениях в среде гражданского населения, борьбу с дезертирством и подготовку разведывательно-диверсионных отрядов забрасываемых во вражеский тыл.

В июле 1941 года Абакумову присвоили звание комиссара государственной безопасности 3-го ранга и назначили начальником «Управления Особых Отделов». В том, что летом-осенью 1941 года нам удалось стабилизировать ситуацию на фронте, и нанести гитлеровцам первый серьезный удар под Москвой, есть неоспоримая заслуга Виктора Семеновича.

С его подачи «Верховный создал единый орган военной контрразведки ГУКР «СМЕРШ» НКВД, и назначил руководителем новой структуры, ее идейного вдохновителя.

В ранге наркома Абакумов перешел под прямое подчинение Сталину, отныне только он мог отдавать ему приказы, «СМЕРШ» стала лучшей контрразведкой II мировой войны.

Смершовцами были обезврежены 10 000 вражеских агентов, диверсантов и террористов.

Виктор Семенович создал работающую как часы систему проверки солдат вернувшихся из немецкого плена, и мирных граждан угнанных на работу в Германию. Понимая что в неволе пережили люди, контрразведчики работали с ними аккуратно, грамотно и четко. После проверки большинство советских людей возвращались в действующую армию, и в места своего проживания.

В мае 1946 года Абакумов сменил на посту министра «Государственной Безопасности» СССР Всеволода Меркулова. Приблизив к себе Абакумова, вождь стал дистанцироваться от Берии.

На новом посту Абакумов успешно провел оперативные мероприятия по «Ленинградскому делу» и «Делу еврейского антифашистского комитета». Охваченный головокружением от успехов министр даже не заметил, как банально потерял политический нюх.

12 июля 1951 года Абакумова арестовали и доставили в Лефортовскую тюрьму. Бывшего министра обвиняли в злоупотреблении служебным положением, «подчистке» дел обвиняемых, сокрытии улик, покровительстве подследственным по делу врачей.

За решеткой оказалась и его жена Екатерина, с четырехмесячным сыном Игорем.

Поразительно, но во время допросов Абакумов не сломался, и перенес все методы дознания, достойно, как и подобает настоящему мужчине.

14 декабря 1954 года в ленинградском окружном «Доме офицеров» начался закрытый процесс по делу Виктора Семеновича Абакумова. На суде министр так и не признал своей вины, заявив, что честно выполнял приказы партии, правительства и лично товарища Сталина.

19 декабря 1954 года генерала приговорили к расстрелу и в этот же вечер исполнили приговор.

В 1994 году «Военная коллегия Верховного суда» убрала из приговора Абакумова, обвинения в измене Родине, вредительстве, теракте и участии в контрреволюционной группе. Тем не менее суд подтвердил правомочность применения к нему высшей меры наказания за воинские преступления совершенные с превышением полномочий, при отягчающих обстоятельствах.

В 1997 году словно издеваясь повторный суд заменил Абакумову расстрельный приговор на 25 лет лагерей.