Статуя

Вячеслав Толстов
Автор: Мари Вулф.
Этот текст был подготовлен из "Миров научной фантастики",январь 1953 г.
***
Есть время действовать и время возвращаться домой. Но где дом в постоянно меняющейся Вселенной? "Льюис", - сказала Марта. "Я хочу домой".Она не смотрела на меня. Я проследила за её взглядом в землю,- поднимая на Восток.

Это всплыло над горизонтом пустыни, четкая, яркая звезда в этом
расстояние. Сейчас это стало Утренней звездой. Это не было задолго до
рассвет.

Я оглянулся на Марту, тихо сидевшую рядом со мной, плотно закутавшись в шаль
. Она, конечно, тоже ждала, чтобы увидеть это. Это
стало почти ритуалом с нас последние несколько лет, оставаясь до
ночь за ночью, чтобы наблюдать восход Земли.

Она не говорила больше ничего. Даже тихий скрип ее кресла-качалки
смолк. Двигались только ее руки. Я мог видеть, как они
дрожали там, где они лежали сложенными у нее на коленях, дрожали от эмоций и
усталость и старость. Я знал, о чем она думала. После семидесяти
лет не может быть секретов.

Мы сидели на застекленной веранде нашего марсианского дома, глядя на
Утреннюю звезду. Для нас это была не точка света. Это были континенты
и океаны Земли, горы, луга и веселые ручьи из
нашего детства. Мы все еще видели Землю, хотя прожили на Марсе
почти шестьдесят шесть лет.

- Льюис, - тихо прошептала Марта. - Сегодня очень светло, правда?
это?

"Да", - сказал я.

"Кажется, это так близко".

Она вздохнула и плотнее запахнула шаль на талии.

"Всего три месяца на космическом корабле", - сказала она. "Мы могли бы вернуться домой"
через три месяца, Льюис, если отправимся в пробежку на этой неделе.

Я кивнул. Годами мы наблюдали, как ракетные корабли устремляются ввысь
сквозь разреженную марсианскую атмосферу, и завидовали людям, которые так
небрежно путешествовали от планеты к планете. Но это было бесполезно
зависть, то, о чем мы редко говорили.

На нашей веранде воздух был прохладным и слегка влажным. Земной воздух,
напоенный ароматом земных роз. Но мы знали, что это только
иллюзия. Снаружи, за стеклом, холодный ночной воздух Марса
он был тонким, чужеродным и пах щелочью. Сегодня вечером мне показалось,
что я даже здесь ощущаю запах вечно сухой марсианской пыли. Я вздохнул,
нащупывая трубку.

- Льюис, - очень тихо позвала Марта.

- В чем дело? Я сложил ладони рупором над пламенем спички.

- Ничего. Просто я хочу... я хочу, чтобы мы _could_ отправились домой, прямо сейчас
прочь. Домой, на Землю. Я хочу увидеть это снова, прежде чем мы умрем ".

"Мы вернемся", - сказал я. "В следующем году точно. У нас будет достаточно денег
потом."

Она вздохнула. "В следующем году может быть слишком поздно".

Я испуганно посмотрела на нее. Она никогда раньше так не говорила. Я
начала протестовать, но слова замерли прежде, чем я успела их произнести
. Она была права. В следующем году действительно может быть слишком поздно.

Ее огрубевшие от работы руки были тонкими, слишком тонкими, и они никогда не переставали
трястись. Ее тело было хрупкой тенью того, чем оно было когда-то
. Даже ее голос теперь звучал слабо.

Она была старой. Мы оба были старыми. У нас не будет больше ни марсианского лета
, ни долгих лет отсутствия на Земле.

"Почему мы не можем вернуться в этом году, Льюис?"

Она улыбнулась мне почти извиняющимся тоном. Она знала причину так же хорошо, как и
Я.

"Мы не можем", - сказал я. "У нас недостаточно денег".

- Нам хватит на билеты.

Я и раньше объяснял ей все это. Возможно, она забыла.
В последнее время мне часто приходилось объяснять вещи по нескольку раз.

"Вы не можете купить проход, если у вас достаточно лишнего для страхования, и
дорожные чеки и паспорт налога. Компания должна защищать
себя. Если вы не материально ответственное, они не возьмут тебя на
корабли".

Она покачала головой. "Иногда я задаюсь вопросом, если мы когда-нибудь хватит".

 * * * * *

Мы копили наши деньги в течение многих лет, но это была жалкая экономия.
Мы не богатые люди, которые могли бы пойти на космодром и купить
переход на ракетные корабли, не задавая вопросов, не требуется залог. Мы
были всего лишь фермерами, добывавшими средства к существованию за счет непродуктивной марсианской почвы
, всего лишь двумя из бесчисленных маленьких людей солнечной системы. В
все в нашей жизни мы бы никогда не смогла скопить достаточно средств, чтобы вернуться домой к
Земля.

"Еще один год", - сказал я. "Если цены на сельскохозяйственную продукцию пребывания до...".

- Она улыбнулась грустной улыбкой, которая не достигла ее глаз. "Да,
Льюис", - сказала она. "Еще один год".

Но я не мог перестать думать о том, что она сказала ранее, ни остановить
увидев ее тонкое, усталое тело. Ни один из нас не был силен, но из
в двух я был гораздо сильнее, чем она.

Когда мы покинули Землю, она была так страстно и грациозно, как ребенок. Мы
не было за детство то, кто-либо из нас....

"Иногда я задаюсь вопросом, почему мы не пришли сюда", - сказала она.

"Это была хорошая жизнь".

Она вздохнула. "Я знаю. Но теперь, когда это почти закончилось, там нет ничего, чтобы
удерживать нас здесь".

- Нет, - сказал я. "Нет".

Если бы у нас были дети, все могло быть по-другому. А так мы
жили в окружении детей и внуков наших друзей. Наши
сами друзья были мертвы. Они умерли один за другим, все те,
кто отправился с нами на первом колонизационном корабле на Марс. Все те,
кто прибыл позже, на втором и третьем кораблях. Их дети теперь были нашими соседями
и они родились на Марсе. Это было не то же самое.

Она наклонилась и пожала мне руку. "Нам лучше войти, Льюис", - сказала она
. "Нам нужно выспаться".

Ее глаза снова были подняты к зеленой звезде, которая была Землей. Наблюдая за
ней, я понял, что люблю ее сейчас так же сильно, как тогда, когда мы были молоды
вместе. На самом деле, даже больше, потому что у нас прибавились годы общих воспоминаний. Я
так сильно хотел дать ей то, чего она жаждала, чего жаждали мы оба
. Но я не мог придумать, как это сделать. Не в этом году.

Однажды, почти семьдесят лет назад, я улыбнулся девушке, которая
только что пообещала стать моей женой, и сказал: "Я подарю тебе весь
мир, дорогая. Все перевязано розовыми лентами".

Я не хотела думать об этом сейчас.

Мы встали, вошли в дом и закрыли за собой дверь на веранду.

 * * * * *

Я не могла заснуть. Несколько часов я лежала в постели, глядя на
затененный потолок, пытаюсь придумать какой-нибудь способ раздобыть денег. Но
я не видел никакого способа. Пройдет по меньшей мере восемь
месяцев, прежде чем будет собрано достаточное количество урожая в теплице.

Что бы произошло, мне было интересно, если бы я поехал в космопорт и спросил
за билеты? Если бы я объяснил, что мы не можем купить страховку, что мы
не можем разместить облигацию, гарантирующую, что мы не станем достоянием общественности
обвинения на Земле.... Но все это время я задавался вопросом, я знал
ответ. Правила есть правила. Их нельзя нарушать, особенно ради
два старых фермера, которые давно пережили свою полезность и свое время.

Марта вздохнула во сне и повернулась на другой бок. Теперь было достаточно светло
, чтобы я мог ясно видеть ее лицо. Она улыбалась. Но минуту назад она
плакала, потому что слезы все еще были влажными на ее щеках.

Возможно, ей снова снилась Земля.

Вдруг, наблюдая за ней, я не волнует, если они смеялись надо мной, или
прочел мне лекцию о моих обязанностях перед государством, как если бы я был
старый маразматик. Я ехал в космопорт. Я собирался найти, если,
так или иначе, мы не можем вернуться назад.

Я встал, оделся и вышел, ступая тихо, чтобы не разбудить
ее. Но даже так она услышала меня и позвала.

"Льюис..."

Я обернулся на верхней площадке лестницы и заглянул обратно в комнату.

- Не вставай, Марта, - сказал я. - Я еду в город.

- Хорошо, Льюис.

Она расслабилась, и через минуту она уснула снова. Я на цыпочках
внизу двери и вышел за дверь, где был припаркован автомобиль трехколесный,
и направился к деревне в миле к западу.

Всю дорогу была пустыня. Сухой, мелкий красный песок, который клубился вверх в виде
удушливых облаков, если сойти с тротуара в него. Узкий
дорога проходила прямо через него, связывая фермы отдаленного района с
городом. Сами фермы были разбиты в пустыне. Маленькие,
застекленные дома и амбары, а также большие теплицы, покрытые еще большим количеством стекла
, которое защищало земные растения и давало им земной воздух для
дыхания.

 * * * * *

Когда я подъехал ко второму фермерскому дому, Джон Эмери поспешил мне навстречу.

"Доброе утро, Льюис", - сказал он. "Едешь в город?"

Я заглушил мотор и кивнул. "Я хочу успеть на ранний шаттл
самолет в космопорт", - сказал я. "Я собираюсь в город, чтобы купить кое-какие
вещи...."

Мне пришлось лгать об этом. Я не хочу, чтобы кто-нибудь знал, что мы были даже
думал об отъезде, по крайней мере пока мы не получили билеты в наш
руки.

"Ох", - сказал Эмери. "Совершенно верно. Я полагаю, ты купишь Марте подарок на
годовщину".

Я непонимающе уставилась на него. Я не могла понять, какую годовщину он имел в виду.

"На следующей неделе тебе исполнится тридцать пять лет", - сказал он. "Это
долгий срок, Льюис...."

Тридцать пять лет. Мне потребовалась минута, чтобы понять, что он имел в виду. Он
был прав. Именно столько мы пробыли здесь, в марсианских годах.

Другие, те, кто родился здесь, на Марсе, всегда использовали
Марсианские сезоны. У нас тоже когда-то были. Но в последнее время мы забыли и считали
по земному времени. Это казалось более естественным.

"Подожди минутку, Льюис", - сказал Эмери. "Я поеду в деревню с тобой"
. У тебя достаточно времени, чтобы успеть на самолет.

Я поднялся на его веранду, сел и подождал, пока он соберется.
Я откинулся на спинку кресла-качалки и медленно раскачивался взад-вперед,
лениво размышляя, сколько раз я сидел здесь.

Это был дом старого Тома Эмери. Или был им, пока не умер восемь лет назад
. Он смастерил это кресло-качалку в самый первый год нашего пребывания на Марсе
.

Теперь это принадлежало молодому Джону. Молодому? Это показывало, насколько старыми мы становились.
Джону было шестьдесят три по земным годам. Он родился той второй зимой.
зимой, в месяц, когда паразиты проникли в теплицы....

Он вернулся на веранду. "Ну, я готов, Льюис", - сказал он.

Мы спустились к моему мотодельтаплану и сели в него.

"Вам с Мартой следовало бы почаще бывать на улице", - сказал он. "Дженни спрашивала
меня, почему вы не приходите звонить".

Я пожал плечами. Я не могла сказать ему, что мы почти не выходили, потому что, когда мы
мы всегда были рукоположены и бережно, как детей. Он
наверное, даже не понял, что это было так.

"О", - сказала я. "Нам нравится дома".

Он улыбнулся. "Полагаю, тебе нравится, после тридцати пяти лет".

Я начал быстро электродвигателя, и с тех пор сосредоточена на мой
за рулем. Он не сказал ничего больше.

 * * * * *

Прошло всего несколько минут, чтобы добраться до деревни, но даже так я был
устал. В последнее время вести машину становилось все труднее и труднее, удерживать трайк
автомобиль на узкой полоске тротуара. Я был рад, когда мы заехали на
площадь и вышли.

"Я провожу тебя до самолета", - сказал Эмери. "У меня полно времени".
"Хорошо".

"

"Кстати, Льюис, Дженни, я и кое-кто из соседей подумали, что мы могли бы
заглянуть к тебе на годовщину".

"Это прекрасно", - сказала я, стараясь, чтобы в голосе звучал энтузиазм. "Приходи".

"Это большое событие", - сказал он. "Отпраздновать".

Рейсовый самолет приземлился. Я поспешил к авиабилету
окно, с ним прямо рядом со мной.

"Я просто хотел убедиться, что ты будешь дома", - сказал он. "Мы бы не хотели, чтобы
ты пропустила свою собственную вечеринку".

"Вечеринку?" Переспросил я. "Но Джон..."

Он даже не позволил мне закончить протестуют.

"Сейчас ничего не спрашивай, Луис. Вы не хотите портить
сюрприз, не так ли?"

Он усмехнулся. "Твой самолет сейчас загружается. Тебе лучше идти. Спасибо
за поездку, Льюис".

Я подошел к самолету и сел внутрь. Я надеялся, что каким-то образом нам
не придется проводить ту марсианскую годовщину, когда нас поздравляют
, гладят и нянчат. Я не думал, что Марта сможет это вынести. Но есть
не было никакого вежливого способа сказать "нет".

 * * * * *

Это была не долгая поездка в космопорт. Меньше чем через час самолет
упала до взлетно-посадочная полоса, которая примыкает к космодрому. Но это
было похоже на перелет из одной цивилизации в другую.

Город был большой, почти как земные города. Там было много
дорожного движения, автомобили и вертолеты и самолеты. Все суета spaceways
станций.

Но хотя город выглядел как Земля, пахло здесь так же сухо и
щелочно, как на всем остальном Марсе.

Я довольно легко нашел билетную кассу и вошел. Молодой клерк
едва взглянул на меня. "Да?" сказал он.

"Я хочу узнать о билетах на Землю", - сказал я.

Мои ладони вспотели, и я чувствовал, как мое сердце слишком быстро колотится
о ребра. Но мой голос звучал небрежно, именно так, как я хотела
чтобы он звучал.

"Билеты?" спросил кассир. "Сколько?"

"Два. Сколько они будут стоить? Включая все".

"Сорок два восемьдесят", - сказал он. Его голос все еще был скучающим. "Я мог бы отдать
их тебе на следующий рейс. Туристическим классом, конечно....

У нас было не так уж много. Нам не хватало по крайней мере трехсот.

"А нет ли какого-нибудь способа, - нерешительно спросила я, - чтобы я могла получить их за
меньшую цену? Я имею в виду, нам не нужна была бы страховка, не так ли?"

Он впервые поднял на меня удивленный взгляд. "Ты же не хочешь сказать, что
хочешь их для себя, не так ли?"

"Почему бы и нет. Для меня и моей жены".

Он покачал головой. - Мне жаль, - сказал он ровным голосом. - Но это было бы
в любом случае невозможно. Ты слишком стар.

Он отвернулся от меня и снова склонился над своей работой.

Слова повисли в воздухе. Слишком стар ... слишком стар ... Я ухватился за край
стола, взял себя в руки и подавил панику, которую чувствовал
нарастающую.

"Ты имеешь в виду," я сказал медленно, "что ты не продаешь билеты даже
если бы у нас были деньги?"

Он вновь поднял глаза, явно раздраженный моей настойчивостью. "Это
право. Пассажиров старше семидесяти не перевозят без специальных виз.
Медицинская предосторожность.

Я просто стоял там. Этого не могло быть. Не после всего нашего
годы работы, сбережений и планов на будущее. Не возвращаться.
Даже на следующий год. Остаться здесь, потому что мы были старыми и немощными, и
корабли все равно не стали бы с нами возиться.

Марта.... Как я мог ей сказать? Как я мог сказать: "Мы не можем вернуться домой,
Марта. Они нас не пустят".

Я не мог этого сказать. Должен был быть какой-то другой способ.

"Простите, - сказал я клерку, - но к кому мне следует обратиться по поводу получения
визы?"

Нетерпеливым жестом он смахнул стопку бумаг и
нахмурился, глядя на меня.

- Полагаю, в министерстве по делам колоний, - сказал он. "Но это не принесет
тебе никакой пользы".

Я мог прочитать в его глазах, что он думал обо мне. Обо мне и обо всех
других фермерах, которые жили в отдаленных районах, выращивали урожай и
редко приезжали в город. Моя одежда была старой, провинциальной и вышедшей из моды.
Для него я тоже была старой.

"Я все равно попробую", - сказала я.

Он начал что-то говорить, затем прикусил язык и снова отвернулся от меня
. Я отрывал его от работы. Я был просто грубым старикашкой
вмешивающимся в работу космических трасс.

Я медленно отпустила стол и повернулась, чтобы уйти. Идти было трудно.
Мои колени дрожали, и все мое тело тряслось. Это было все, что я могла
не плачь. Это разозлило меня, дрожь в моем голосе и
слабость в ногах.

Я вышел в холл и поискал справочник, который указал бы дорогу
к министерству по делам колоний. Это было недалеко.

Я вышел на край поля и мимо ракеты земля, ее
серебряный нос указал на небо. Я не мог спокойно смотреть на это для
дольше, чем минуту.

Это было всего несколько сотен ярдов по делам колоний, но, казалось,
как миль.

 * * * * *

Этот кабинет был больше, чем другие, и гораздо комфортнее. В
мужчина, сидящий за стойкой, тоже казался дружелюбнее.

"Могу я вам помочь?" спросил он.

"Да", - медленно произнес я. "Человек в билетной кассе сказал мне прийти
сюда. Я хотел узнать о получении разрешения на возвращение на Землю....

Его улыбка погасла. "Для себя?"

"Да", - сказал я деревянным голосом. "За себя и свою жену".

"Что ж, мистер..."

"Фарвелл. Льюис Фарвелл".

"Меня зовут Дуэйн. Пожалуйста, присаживайтесь, ладно?... Сколько вам лет, мистер
Фарвелл?

- Восемьдесят семь, - сказал я. - В земных годах.

Он нахмурился. - Правила запрещают космические путешествия лицам старше
семидесяти, за исключением некоторых особых случаев....

Я посмотрела на свои руки. Они сильно дрожали. Я знала, что он мог
видеть, как они дрожат, и считал меня старой, слабой и неспособной выдержать
поездку. Он не мог знать, почему я дрожала.

"Пожалуйста", - прошептала я. "Не важно, если это причинит нам боль. Просто
мы хотим снова увидеть Землю. Это было так давно....

- Как давно вы здесь, мистер Фарвелл? Это была простая вежливость.
В его голосе не было никакого обещания.

"Шестьдесят пять лет". Я посмотрела на него. "Нет ли какой-то выход."

"Шестьдесят пять лет? Но это означает, что вы должны приехать сюда в первый
колонизируя корабль".

"Да", - сказал я. "Мы это сделали".

"Я не могу в это поверить", - медленно произнес он. "Я не могу поверить, что я на самом деле
смотрю на одного из пионеров". Он покачал головой. "Я даже не знал
, что кто-то из них все еще на Марсе".

"Мы последние", - сказал я. "Это главная причина, по которой мы хотим вернуться.
назад. Ужасно тяжело оставаться на месте, когда твои друзья мертвы.

 * * * * *

Дуэйн встал, пересек комнату, подошел к окну и выглянул наружу.
ракетное поле.

"Но что хорошего было бы вернуться назад, мистер Фарвелл?" спросил он. "Земля
очень изменилась за последние шестьдесят пять лет".

Он пытался смягчить разочарование. Но ничто не могло. Если бы только
Я могла заставить его осознать это.

"Я знаю, что все изменилось", - сказала я. "Но это _home_. Разве вы не понимаете? Мы все еще
Земляне. Думаю, это никогда не изменится. И теперь, когда мы состарились,
мы здесь чужие.

- Мы все здесь чужие, мистер Фарвелл.

"Нет", - сказал я в отчаянии. "Может быть, ты и прав. Может быть, многие жители города
правы. Но наши соседи родились на Марсе. Для них Земля - это
легенда. Место, где когда-то жили их предки. Это нереально для
них....

Он повернулся, пересек комнату и вернулся ко мне. Его улыбка была
жалеть. "Если ты вернулся, - сказал он, - вы нашли бы Вы были марсианином,
слишком".

Я не могла ему дозвониться. Он был дружелюбным и приятным, и он пытался
облегчить ситуацию, и не было никакого смысла говорить. Я опустила голову
и подавила рыдания, которые, как я чувствовала, подступали к моему горлу.

"Ты прожил полноценную жизнь", - сказал Дуэйн. "Ты был одним из первопроходцев.
Я помню, как читал о вашем корабле, когда был мальчиком, и жалел, что не
родился раньше, чтобы побывать на нем.

Я медленно поднял голову и посмотрел на него.

"Пожалуйста", - сказал я. "Я знаю это. Я рад, что мы пришли сюда. Если бы у нас была наша
чтобы прожить жизнь заново, мы пришли бы снова. Мы прошли бы через все
трудности тех первых нескольких лет и наслаждались бы ими так же сильно. Мы
быть просто так же рады доказывать, что это возможно, чтобы совхоза мир
такой, где он постоянно мерзнет и воздух разрежен и ничего
будет расти вне оранжереи. Тебе не нужно рассказывать мне, что
мы сделали или что получили от этого. Мы знаем. У нас была здесь
замечательная жизнь.

- Но ты все еще хочешь вернуться?

"Да", - сказал я. "Мы все еще хотим вернуться. Мы устали жить в
прошлом, когда наши друзья мертвы и нечего делать, кроме как вспоминать".

Он долго смотрел на меня. Затем медленно произнес: "Ты понимаешь,
не так ли, что если ты вернешься на Землю, тебе придется там остаться?"
Ты не мог вернуться на Марс...."

"Я осознаю, что," сказал я. "Вот чего мы хотим. Мы хотим умереть в
дома. На Земле".

 * * * * *

Долгое, очень долгое мгновение его глаза не отрывались от моих. Затем он медленно сел
за свой стол и потянулся за ручкой.

"Хорошо, мистер Фарвелл", - сказал он. "Я дам тебе визу".

Я не могла в это поверить. Я уставилась на него, уверенная, что неправильно поняла.

"Шестьдесят пять лет...." Он покачал головой. "Я только надеюсь, что я делаю
правильно. Надеюсь, ты не пожалеешь об этом".

- Мы не будем, - прошептал я.

Потом я вспомнил, что у нас все еще не хватает денег. Вот почему
Изначально я пришел в космопорт. Я почти боялся упоминать об этом
из страха, что потеряю все.

"Есть ли ... есть ли какой-нибудь способ освободить нас от страховки?"
Я сказал. "Значит, мы можем вернуться в этом году? У нас не хватает трехсот долларов".

Он улыбнулся. Это была очень обнадеживающая улыбка. "Тебе не нужно беспокоиться
о деньгах", - сказал он. "Министерство по делам колоний может позаботиться об этом.
В конце концов, мы в большом долгу перед вашим поколением, мистер Фарвелл. A
паспортный сбор и проезд до Земли - этого мало, чтобы заплатить за жизнь на планете.
"

Я не совсем понимал его, но это не имело значения. Единственное, что
имело значение, это то, что мы возвращались домой. Обратно на Землю. Я мог видеть
Лицо Марты, когда я сказал ей. Я видел ее слезы счастья....

По моим собственным щекам текли слезы, но сейчас я их не стыдился.

- Мистер Фарвелл, - сказал Дуэйн. - Возвращайтесь домой. Рейсовый лайнер будет
уходит через несколько минут."

"Ты имеешь в виду, что ..." я начал.

Он кивнул. "Я достану для вас билеты. На первый попавшийся корабль.
Просто предоставьте это мне".

"Это слишком хлопотно", - запротестовал я.

"Нет, это не так". Он улыбнулся. "Кроме того, я хотел бы показать их вам.
Я хотел бы посмотреть вашу ферму, если можно".

Потом я вспомнил, что Джон Эмери говорил сегодня утром о нашей
юбилей. Это будет замечательный праздник, сейчас, что там было
что праздновать. Мы могли бы даже отложить до этого наше объявление о том, что мы
собираемся домой.

"Мистер Дуэйн", - сказал я. "На следующей неделе, десятого числа, мы будем здесь
тридцать пять марсианских лет. Может быть, тогда ты захочешь выйти. Я думаю,
наши соседи устроят нам что-то вроде вечеринки.

Он отложил ручку и пристально посмотрел на меня. "Они не знают"
ты пока не планируешь уезжать, не так ли?

"Нет. Мы подождем и скажем им тогда".

Дуэйн медленно кивнул. "Я буду там", - пообещал он.

 * * * * *

Марфа снова очутился на веранде, глядя вниз по дороге по направлению к
деревня. Весь день, по крайней мере, один из нас был там, наблюдая
за нашими гостями, ожидая начала празднования нашей годовщины.

"Ты уже кого-нибудь видишь?" Я позвонил.

"Нет", - ответила она. "Пока нет...."

Я оглядела комнату, надеясь найти что-нибудь незаконченное, над чем я могла бы поработать
чтобы мне не пришлось сидеть и беспокоиться о том, что
возможно, Дуэйн забыл о нас. Но все было готово.
Дополнительные стулья и мебель все посыпал, и Марты
торты и печенье, расставляют на столе.

Я не мог усидеть на месте. Не сегодня. Я встал из кресла и присоединился
ее на веранде.

"Интересно, что их ждет сюрприз...." сказала она. "Джон не даст вам
любой намек на все?"

"Нет", - сказал я. "Но что бы это ни было, это и вполовину не может быть так чудесно, как
наше".

Она взяла меня за руку. "Льюис", - прошептала она. "Я с трудом могу в это поверить"
"А ты?"

"Нет", - сказал я. "Но это правда. Мы действительно уезжаем".

Я обнял ее, и она прислонилась ко мне головой.

- Я так счастлива, Льюис.

На ее щеках снова заиграл румянец, а в походке появилась пружинистость.
я не замечал этого годами. Казалось, что годы ожидания
уходили от нас обоих сейчас.

"Я бы хотела, чтобы они пришли", - сказала она. "Я не могу дождаться, когда увижу их лица"
когда мы им расскажем".

Было уже поздно, во второй половине дня. Уже солнце опускаясь вниз
к горизонту пустыни. Трудно было ждать. В каком-то смысле было
в последние несколько часов быть терпеливым труднее, чем все эти годы.
мы хотели вернуться назад.

"Послушай", - внезапно сказала Марта. "Вот и машина".

Потом я тоже увидела машину, быстро приближающуюся к нам. Она подъехала к
дому, остановилась, и Дуэйн вышел.

"Ну, здравствуйте, мистер Фарвелл", - позвал он. "Все готовы к поездке?"

Я кивнула. Внезапно, теперь, когда он был здесь, я вообще ничего не могла сказать
.

Должно быть, он заметил, как мы были взволнованы. К тому времени, как он оказался внутри.
дверь веранды открылась, он полез в бумажник и вытащил длинный
конверт.

"Вот ваше расписание", - сказал он. - Все ваши билеты оформлены на
рейс на следующей неделе.

Рука Марты скользнула в мою. - Вы были так добры, - прошептала она.

 * * * * *

Мы вошли в дом и улыбнулись друг с другом, пока Дуэйн восхищался
мебель и сельское хозяйство района в целом и свое место в
частности. Мы почти не слышали, что он говорил.

Когда раздался звонок в дверь, мы уставились друг на друга. С минуту я
не мог придумать, кто бы это мог быть. Я и забыл, что наши гости и их
сама вечеринка-сюрприз, даже годовщины вылетело из головы.

"Привет," Джон Эмери назвал. "Выходите, вы двое".

Марта еще раз пожала мне руку. Затем она шагнула к двери и
открыла ее.

"С годовщиной!"

Мы замерли. Мы ожидали всего несколько посетителей, некоторые из наших
ближайшими соседями. Но двор был полон людей. Они столпились вокруг
нашу прогулку и в дорогу, и несколько из них были по-прежнему складывать из
автомобили. Это выглядело так, как будто все в округе были вместе.

- Выходи, - позвал Эмери. - Ты тоже, Дуэйн.

Двое мужчин понимающе улыбнулись друг другу, и всего на мгновение у меня
было время задуматься, почему.

Потом Марта схватила меня за руку. - Скажи ему, Льюис.

- Джон, - сказал я. - У нас тоже для тебя сюрприз...

Он не дал мне закончить. Он взял меня за руку одной рукой, а
Марту - другой и вывел нас на улицу, где все могли видеть
нас.

"Ты можешь рассказать нам позже, Льюис", - сказал он. "Сначала у нас есть сюрприз для тебя
!"

"Но подожди..."

Они столпились вокруг нас, смеясь, махая руками и крича "Счастливо
годовщина". Мы не смогли устоять перед ними. Они увлекли нас за собой
прошли по дорожке и сели в одну из машин.

Я огляделась в поисках Дуэйна. Он сидел на заднем сиденье, слегка нервно улыбаясь.
 Возможно, он думал, что это обычная жизнь на ферме.

"Льюис, - сказала Марта, - куда они нас везут?"

"Я не знаю...."

Машины тронулись, наша впереди. Это была обычная процессия.
возвращались в деревню, все смеялись, окликали нас и
говорили, как мы обрадуемся нашему сюрпризу. Каждый раз, когда
мы пытались задавать вопросы, Джон Эмери перебивал.

"Просто подожди и увидишь", - повторял он. "Подожди и увидишь..."

 * * * * *

В конце деревенской площади они соорудили платформу. Это не
очень большой, ни очень хорошо сделано, но это были украшены дворы овсянка
и огромный знак, который сказал: "счастливой годовщины, Льюис и Марфа".

Нас толкают к этому, движимы Рой людей. Есть
не было никакого способа сопротивляться. Марта вцепилась в мою руку, плотно прижавшись
против меня. Она снова дрожит.

"Что это значит, Льюис?"

"Хотел бы я знать".

Они вытолкнули нас прямо на платформу, и Джон Эмери последовал за нами
и протянул руку, чтобы успокоить толпу. Я обнял
Марфа и посмотрела на них. Сотни людей. Все в своих лучших
сушилка. Дети и внуки наших друзей и даже
правнуки.

"Я не буду произносить речь", - сказал Джон Эмери, когда они наконец замолчали.
"Вы знаете, почему мы собрались здесь сегодня - все вы, кроме Льюиса и Марты
знаете. Это годовщина. Большая годовщина. Сегодня тридцать пять лет
с тех пор, как наши отцы - и вы двое - приземлились здесь, на Марсе ....

Он сделал паузу. Казалось, он не знал, что сказать дальше. Наконец он повернулся
и махнул рукой мимо платформы туда, где на земле стоял большой, покрытый брезентом
предмет.

"Снимите его", - сказал он.

Толпа совершенно затихла. Подошли двое парней и
сдернули холст.

"Вот твой сюрприз", - тихо сказал Джон Эмери.

Это была статуя. Статуя в натуральную величину, вырезанная из тускло-красного камня
Марса. Две фигуры, мужчина и женщина, одетые в фермерскую одежду,
стоят бок о бок и смотрят через площадь на
открытую пустыню.

Они были очень реальны, эти фигуры. Реальны и почему-то знакомы.

- Льюис, - прошептала Марта. - Они... они - это мы!

Она была права. Это была статуя из нас. Не стар и не молод, но
нестареющий. Два фермера, глядя навсегда через бесконечные марсианские
пустыня....

На основании была надпись, но я не смог ее разобрать
. Марта смогла. Она медленно прочитала ее, пока все в толпе
стояли молча, слушая.

"Льюис и Марта Фарвелл", - прочитала она. "Последние из первопроходцев".
Ее голос дрогнул. "Внизу, - прошептала она, - написано "первые".
Марсиане. И затем в нем перечислены они - мы ....

Она прочитала список, все имена наших друзей, которые вышли на
тот первый корабль. Имена мужчин и женщин, которые умерли один за другим,
и оставили свои фермы своим детям - тем же детям, которые сейчас
теснились вокруг платформы, слушали, как она читает, и улыбались
глядя на нас.

Она дошла до конца списка и посмотрела на толпу. "Спасибо
вам", - прошептала она.

Затем они закричали. Они окликнули нас, протиснулись вперед и подняли на руки
своих малышей, чтобы они могли нас видеть.

 * * * * *

Я посмотрел мимо людей, через плоскую красную пустыню к
горизонту, к тому месту на востоке, где Земля поднимется намного
позже. Сухой запах Марса никогда не был сильнее.

Первые марсиане....

Они были такими реальными, эти резные фигуры. Льюис и Марта Фарвелл....

- Посмотри на них, Льюис, - мягко сказала Марта. - Они подбадривают нас. Нас!

Она улыбалась. Слезы были в ее глазах, но улыбка ее была
яркий и гордый и сияющий. Медленно она отвернулась от меня и
выпрямился, уставившись поверх голов в толпе на
пустыня на востоке. Она стояла, запрокинув голову и улыбаясь одними губами
, и была так же гордо выпрямлена, как статуя, которая была ее
подобием.

- Марта, - прошептал я. - Как мы можем попрощаться с ними?

Затем она повернулась ко мне лицом, и я увидел слезы, блестевшие в
ее глазах. - Мы не можем уйти, Льюис. Не после этого.

Конечно, она была права. Мы не могли уйти. Мы были символами. Последними
из первопроходцев. Первыми марсианами. И они вырезали свой символ
по нашему образу и подобию и сделали нас частью Марса навсегда.

Я посмотрела вниз, вдоль рядов поднятых вверх смеющихся лиц, ища
Дуэйна. Его было легко найти. Он был единственным, кто не кричал.
Его глаза встретились с моими, и мне не нужно было ничего говорить. Он был единственным, кто не кричал. Он
знал. Он взобрался рядом со мной на платформу.

Я попыталась заговорить, но не смогла.

- Скажи ему, Льюис, - прошептала Марта. - Скажи ему, что мы не можем поехать.

Потом она заплакала. Ее улыбка исчезла, и гордый взгляд исчез.
ее рука скользнула в мою и задрожала там. Я обнял ее за плечи
, но я никак не мог утешить ее.

"Теперь мы никогда не поедем", - всхлипывала она. "Мы никогда не попадем домой...."

Я не думаю, что я никогда не понимал, до этого момента, как раз он
хотел ее ... домой. Много, пожалуй, больше, чем он когда-либо имел в виду
для меня.

Статуи были всего лишь статуями. Они были вырезаны из камня
Марса. И Марта хотела Землю. Мы оба хотели Землю. Главная....

Тогда я отвела взгляд от нее и снова посмотрела на Дуэйна. "Нет", - сказал я. "Мы по-прежнему
идем. Только..." Я замолчал, услышав крики, приветствия и
детский смех. "Только как мы можем сказать _them_?"

Дуэйн улыбнулся. "Не пытайтесь, мистер Фарвелл", - мягко сказал он. "Просто подождите
и увидите".

Он повернулся и кивнул туда, где Джон Эмери все еще стоял на краю платформы
. "Хорошо, Джон".

Эмери тоже кивнул, а затем поднял руку. Когда он это сделал, тот
кричать перестал и стоял народ и вдруг тихо, по-прежнему глядя вверх
у нас.

"Вы все знаете, что это юбилей," Джон Эмери сказал. "А вы
все знают то, что Льюис и Марта подумала, что они содержат в качестве
удивительно, что это больше, чем юбилей. Это прощание".

Я уставился на него. Он знал. Все они знали. А потом я посмотрел на Дуэйна
и увидел, что он улыбается шире, чем когда-либо.

"Они прожили здесь, на Марсе, тридцать пять лет", - сказал Джон Эмери.
"И теперь они возвращаются на Землю".

Рука Марты крепче сжала мою. "Посмотри, Льюис", - воскликнула она. "Посмотри на
они. Они не сердятся. Они ... они рады за нас!
Джон Эмери повернулся к нам лицом. "Удивлены?" сказал он.
Я кивнул. Марта тоже кивнула. Позади него люди снова зааплодировали.

"Я так и думал, что ты обрадуешься", - сказал Эмери. Затем: "Я не очень силен в речах", но я просто хотел, чтобы вы знали, как нам понравилось быть
вашими соседями. Не забудьте нас, когда вернетесь на Землю ".

 * * * * *

Это было долгое, очень долгое путешествие с Марса на Землю. Три месяца на корабле, тридцать пять миллионов миль. Путешествие, о котором мы так долго мечтали,без всякой реальной надежды когда-либо сделать это. Но теперь все было кончено. Мы были снова на Земле. Там, откуда начали.
"Хорошо быть одному, не так ли, Льюис?" Марта откинулась на спинку стула
и улыбнулась мне.

Я кивнул. Было приятно находиться здесь, в квартире, только вдвоем
вдали от толпы, речей и официальных приветствий и хлопающих фотовспышек.
"Я бы хотела, чтобы они не поднимали из-за нас такой шум", - сказала она. "Я бы хотела, чтобы они оставили нас в покое". -"Ты не можешь винить их", - сказал я, хотя не мог не желать, чтобы то же самое. "Мы знаменитости. Что там сказал репортер о нас? Что мы часть истории ...."

Она вздохнула. Она отвернулась от меня и снова посмотрел в окно,
мимо зданий и освещенные движения пандусы и толпы
люди суетились на улице, человек, который не мог видеть через
в одну сторону стекла, людям, которых мы не слышали, потому что номер был
со звукоизоляцией. -"Марс должны быть готовы", - сказала она.
"Это вероятно". Я снова выглянул, хотя я знал, что мы хотели
ничего не вижу. Нет звезд. Ни планет. Даже луны нет, разве что в виде бледного половина диска вглядываясь сквозь дымку. Огни города были слишком
яркий. Воздух проходит свет и отражали его снова вниз, и
небо было насыщенного темно-синего цвета с работ о нас возвышается в
он изложил Черно против него. И мы не могли видеть звезды....
"Льюис", - медленно произнесла Марта. "Я никогда не думала, что это может измениться так сильно, а ты?"

"Нет". По ее голосу я не мог сказать, нравятся ей перемены или
нет. В последнее время я почти ничего не мог разобрать по ее голосу. И
все было совсем не так, как мы помнили.
Даже земные фермы теперь были механизированы. Заводские линии по производству
продуктов питания, как и всего остального. Конечно, это было необходимо. Мы
слышал все причины, все теории, все последние - статистика.
"Я думаю, я скоро спать пойду", - сказала Марфа. "Я устал".

"Это из-за повышенной гравитации". Мы оба устали с тех пор, как вернулись на Землю. За эти годы мы забыли, на что похожа земная гравитация. Она колебалась. - Я знаю, что это такое. "Я знаю, что это за сила тяжести".

Она колебалась. Она улыбнулась мне, но в ее глазах была тревога.
"Льюис, ты действительно рад, что мы вернулись?"

Это был первый раз, когда она спросила меня об этом. И был только один
ответ, который я мог бы ей дать. Тот, которого она ожидала.
"Конечно, Марта...."
Она снова вздохнула. Она встала со стула и направилась к двери в спальню,
 а затем остановилась у окна, глядя на глубокое синее небо.
- Ты действительно рад, Льюис? - спросила я.
Тогда я понял. Или, по крайней мере, я надеялся. "Почему, Марта? Разве нет?"

Одну долгую минуту она стояла рядом со мной, глядя на Марс, которого мы
не могли видеть. А потом она снова повернулась ко мне лицом, и я смог
увидеть слёзы. -"О, Льюис, я хочу домой!"
Полный круг. Мы оба прошли полный круг за последние несколько беспокойных недель на Земле. - "Я тоже, Марта".
"А ты, Льюис?" А потом усталость вернулась в ее глаза, и она
снова отвела взгляд. "Но, конечно, мы не можем".

Я медленно подошел к столу, выдвинул верхний ящик и достал
папку, которую дал мне Дуэйн в тот последний день в космопорту, как раз перед тем, как наш корабль отправился на Землю. Медленно Я развернул бумагу, что Дуэйн сказал мне, чтобы держать на случай, если мы когда-нибудь хотел его.
"Да, мы можем, марта. Мы можем вернуться".

"Что там, Льюис?" И тут она увидела, что это было. Ее лицо попало
снова жива, и ее глаза сияли. "Мы едем домой?" она
прошептала. "Мы действительно едем домой?"

Я посмотрела на половинку билета Земля-Марс в оба конца, который
Дуэйн дала мне, и я знала, что на этот раз она была права.
На этот раз мы действительно отправимся домой.

КОНЕЦ