Глава 30. Книга о Винсенте Ван Гоге

Артём Белозёров
Глава 30: Книга о Винсенте Ван Гоге

Наступила среда. Ваня проснулся. Начал собираться в школу.

- Среда – вареники раскидА! – Весело воскликнула Наталья Дмитриевна, ставя на кухонный стол тарелку со сваренными домашними варениками с начинкой из свежей размороженной вишни-шпанки из андреевского сада бабушки Тони Бубловской и добавила:

- Сынок умойся и давай завтракать.

- А ты дома сегодня? – Спросил маму Ваня, выходя из ванной.

- Да, взяла отгул. У меня для тебя подарок. Подарю его, когда пойдёшь в художественную школу после основных уроков.

- Ждать долго, весь день…

- Зато в ожидании время бежит быстро. – Сказала Наталья Дмитриевна.

- Мам, намекни хоть, что за подарок. – Не унимался, улыбающийся Ваня.

- Книга, сынок, книга. – Сообщила мама.

- Ура! – Закричал Ваня так громко, что огромная стая ярких сизо-красно-жёлтых крапчатых свиристелей вспорхнула с уже прозрачного, безлиственного дерева белой черешни напротив кухонного окна с открытой створкой.

После общих уроков Ваня пришёл домой, чтобы собираться в художественную школу. Когда он разделся, умылся, к нему подошла мама с книгой в руках и сказала:

- Сынок, я дарю тебе ещё одну, редкую, книгу о великом художнике Винсенте Ван Гоге. Возьми её сегодня с собой, покажи вашей учительнице живописи Надежде Николаевне… В этой книге собраны цветные иллюстрации всех картин Ван Гога и дана его биография.

- Спасибо, матушка, я давно мечтал о такой книге!

И Ваня взял толстую красивую книгу в ярко-жёлтом, как цвет подсолнуха, переплёте. Она называлась просто, просто: «Винсент Ван Гог».
На обложке был изображён один вариантов серии его натюрмортов с букетами подсолнухов. А мама Наталья Дмитриевна сообщила сыну мысль как искусствовед, и как человек любящий живопись:

- Каждый художник как символ:

Айвазовский – морская волна;

Шишкин – лесная вековая сосна;

Левитан – осенняя река с золотыми берёзами по её берегам;

Куинджи – свет луны;

Моне – цветущие кувшинки и красное солнце;

А Ван Гог – подсолнух.

Ваня пообедал, собрался и пошёл в художественную школу. В среду занимались живописью, писали постановочный натюрморт. Ваня приготовился: прикрепил к мольберту чистый лист форматом А-3, достал кисти, краски, палитру; на отдельную табуретку положил книгу о Ван Гоге. И сидя за мольбертом, Ваня спросил учительницу, задав ей сразу два вопроса:

- Надежда Николаевна, а как вы относитесь к творчеству Винсента Ван Гога? И можно я срисую его натюрморт с подсолнухами?

- Это хорошо, Иван, что ты интересуешься творчеством выдающихся художников! Похвально! Ван Гог самобытный мастер, не просто мастер, настоящий поэт, создавший свой оригинальный живописный мир. Но всё же не академист, не реалист. Но, да – Ван Гог, как и Клод Моне, Сезанн, Гоген, основоположник абстракционизма, кубизма… Да, можешь срисовать, но только во второй части наших сегодняшних занятий, а сейчас пиши учебный натюрморт, который я подготовила: зелёную вазу и красные яблоки на жёлтом фоне. А Ван Гога можешь смело рисовать на уроке по «рисунку». Сегодня «живописи» будет только один урок, а не два, как обычно, второй «графика-рисунок». «Подсолнухи» можешь попробовать разноцветными фломастерами. Ты взял, Ваня, фломастеры?

- Да, восемнадцать цветов!

- Отлично! Живопись Ван Гога – это, прежде всего, штрих. И графических работ, рисунков у него тоже было очень много, в карандаше, цветной тушью. Да, и мне очень приятно, ребята, что вы интересуетесь жизнью и творчеством таких интересных художников, как Винсент Ван Гог… У тебя книга о нём, Ваня?

- Да, биография с его картинами… Мне мама её сегодня подарила…

- Молодец твоя мама! Хорошо, что интересуетесь. Для большинства людей Ван Гог это тот, кто отрезал себе ухо! Мочку, да – отрезал! Ухо не отрезал! Тёмная история, спровоцированная Гогеном… Абсент! – Обратная сторона постоянного усердного тяжёлого творческого труда! Но все знают лишь: «отрезал себе ухо, а после застрелился»! Да и не стрелялся он, самоубийцей не был. Его застрелили местные жители города на юге Франции. Умышленно? Неумышленно? Просто умирая, Ван Гог не назвал имён своих убийц, не сообщил об этом. Он ведь был настоящим христианином. И рано, или поздно докажут, что Винсент Ван Гог не был самоубийцей… Ну приступим к работе, девочки и мальчики.

Перед тем, как рисовать зелёную вазу и красные яблоки на фоне жёлтой драпировки, Ваня Сверчков открыл книгу о Ван Гоге и просмотрел иллюстрации его натюрмортов: яблоки, лимоны, луковицы, цветную капусту, цветы, маки, подсолнухи, и только после приступил к работе. Фон он сделал не просто однородно жёлтым, а добавил в него бежевых, оранжевых бледно-зелёных штрихов, сохраняя основным жёлтый тон. По этому же принципу Ваня написал яблоки и вазу. Вазе он добавил красноватых бликов-штрихов, а яблокам зеленоватых. Надежда Николаевна ходила по классу, наблюдая творческой процесс всех её 20-ти учеников и учениц, подойдя к мольберту Вани, она взглянув на его работу, сказала:

- Ты решил сразу же воплощать идеи Ван Гога, Ваня, хорошо. Но начинающим художникам надо прежде всего усвоить устоявшиеся аксиомы живописи, её академические основы. Без них никуда. – И взглянув на мольберт соседа Вани Коли Трофимова, обратилась ко всему классу:

- А Коля пошёл другим путём. Пишет крупными мазками… Что такое живопись, ребята, её короткое, но точное определение, живопись – значит жИво писать, то есть быстро.

И все ученики подошли к мольберту Коли. Он почти завершил. Его натюрморт действительно был написан ярко, смело и живописно, уверенными ударами-мазками широкой колонковой кисти.

Урок живописи закончился. После 15-ти минутного перерыва начался урок рисунка. До его окончания Ваня успел нарисовать цветными фломастерами «Подсолнухи» Ван Гога; жёлтой, оранжевой, светло-зелёной, бежевой, светло-коричневой, где-то толстой, где-то тонкой штриховкой.

Среда закончилась.

В четверг после основных уроков, опять были занятия в художественной школе. Опять было два урока, последние перед 10-ти дневными осенними каникулами. Как и в обычной школе, в художественной занятий тоже не было. В среду, в самом конце второго урока Надежда Николаевна просила всех учеников принести в четверг все работы, нарисованные с 1-го сентября и до конца четверти.

В четверг на первом уроке все рисовали море, морские волны, а Надежда Николаевна рассказывала о великом художнике-маринисте Иване Константиновиче Айвазовском, показывая каждому цветной иллюстрированный альбом с его пейзажами.

Во второй половине занятий, весь второй урок был всеобщий просмотр работ учеников за четверть. У Вани Сверчкова лучше всего получились рисунки по мотивам и в стиле картин Ван Гога, и Надежда Николаевна советовала Ване порисовать пейзажи и натюрморты Ван Гога и на каникулах; а Коле Трофимову морские пейзажи, потому что, они у него получились лучше, чем у всех учеников.

А у Маши Земляникиной оригинальнее всех. Она нарисовала выныривающего из морской бирюзовой воды серо-голубого дельфина, а на его спине сидящую золотоволосую, улыбающуюся, синеглазую русалку.