Подход к проблеме комплексной автоматизации ПД

Сергей Проскурин
Глава V.  Подход к проблеме комплексной автоматизации познавательной деятельности 
   
В предыдущей главе мы выделили три этапа в развитии орудия, используемого человеком в процессах производственной деятельности. При этом указали на соответствие этих этапов периодам революционных преобразований в развитии производительных сил общества.
Придя к выводу, что орудие, достигнув своего совершенства, т.е. заменив человека, отрицает себя в своем качестве, мы отметили, что это произошло в системе, ориентированной на производство продукта.
В период НТР произошел качественный поворот от ориентации производственной деятельности на производство продукта, как конечной цели, к ориентации на эффективное использование ресурсов. И уже в системе, включающей в себя природные ресурсы, производство продукта является подсистемой.
Используя системный подход (12) при описании генезиса орудия, можно характеризовать этапы в развитии орудия как переход подсистемы “орудие” на верхний уровень иерархии системы “человек - орудие”.
При этом подсистема “человек - орудие” переходит на верхний уровень иерархии системы “среда - человек - орудие”, т.к. “любая система выступает как сложное иерархическое образование, в котором выделяются различные уровни” и “следствием иерархического строения системы является возможность последовательного включения систем более низкого уровня в системы более высокого уровня” (12, стр.85).
Рассмотрим с этих позиций орудие, используемое человеком в процессе познавательной деятельности.
Это орудие в процессе своего развития проходит второй этап.
Этот этап заключается в том, что человек освобождается от рутинных операций мыслительной деятельности: вычисления, упорядочивания, классификации по известным признакам и т.п.
Эти операции стали рутинными, потому что человек познал алгоритмы их выполнения.
Возможность автоматизировать процесс проведения эксперимента также появилась потому, что эксперимент стал планироваться. Но планирование эксперимента непосредственно связано с проблемой предвидения результата эксперимента (если говорить точнее, то предвидение области возможных результатов эксперимента), т.е. с прогнозированием.
Прогнозирование, в свою очередь, является продуктом абстрактного мышления человека.
Таким образом мы подошли к выявлению направления развития орудия, используемого человеком в познавательной деятельности на современном этапе.
Оно заключается в необходимости автоматизировать процессы абстрактного мышления человека.
Сущность заключается в выявлении связей и отношений между явлениями объективной действительности, выявлении законов, которым эти явления подчиняются и в конечном итоге применение полученных знаний в практической деятельности.
В настоящее время созданы орудия познавательной деятельности, автоматизирующие процессы созерцания, т.е. восприятия информации и подготовки ее для абстрактного осмысления, с одной стороны, и орудия автоматизирующие процессы преобразования результатов абстрактного мышления в форму, пригодную для практического использования (САПР), с другой стороны.
Тем самым на повестку дня поставлен вопрос автоматизации процессов абстрактного мышления.
Комплексно задача автоматизации процессов познавательной деятельности решается путем создания автоматизированных систем научных исследований (АСНИ).
Созданием АСНИ, заменяющих человека в процессах познавательной деятельности завершается развитие орудия познавательной деятельности в прежнем качестве.
Орудийные подсистемы познавательной и производственной деятельности объединяются в единую орудийную подсистему системы “Ноосфера - орудие - человек”.
Создание единой орудийной подсистемы ознаменует собой новый этап революционных преобразований в производительно-познавательных силах человеческого общества.