Ч. 6 Два подводника

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2024/04/16/1309

Перед началом Второй мировой войны в 1939 году на трансатлантические коммуникации приходилось свыше одной трети мирового судооборота. Больше, чем другие мировые державы, от трансатлантических коммуникаций зависела Великобритания.

В сутки через британские порты проходило свыше 350 грузовых судов, которые доставляли в страну почти 50% продовольствия и стратегического сырья.
 
Минируя британские морские порты и топя как можно больше вражеских торговых судов, немецкий флот, по замыслу гитлеровцев, должен был превратить морской путь из Америки в Великобританию в «дорогу смерти».
 
Главной задачей британского военно-морского флота была защита своих коммуникаций. Кроме того, британский флот проводил дальнюю блокаду германского побережья, чтобы не допустить немецкие корабли на английские коммуникации, и, в свою очередь, пресекать морские сообщения Германии.

Англичане развернули блокадный дозор Шетландские острова – Берген, чтобы перекрыть выход немецких кораблей из Северного в Норвежское море. Второй блокадный дозор, в сторону Английского канала, осуществляли силы Дуврского укреплённого района.

Вначале немецкое командование главную роль действий на атлантических коммуникациях отводило надводным рейдерам, а подводным лодкам - второстепенную.
 
Наши квасные патриоты пишут, дескать, не велика заслуга потопить транспорт, идущий без охранения. Они не понимают, что и наши подводники считали это большим успехом.
 
Давно замечено, и не мною, что чем меньше человек знает какой-то предмет, тем более безапелляционно он о нём судит.
 
В 1939 году задача немецких подводных лодок заключалась в том, чтобы топить одиночные грузовые суда, вынуждая англичан отправлять суда в конвоях.

Действия рейдеров, крейсеров и линкоров против отдельных транспортов не имели смысла, а вот разгром целого конвоя оправдывал с военной и экономической точек зрения использование больших кораблей.

Немецкое военно-морское командование исходило из того, что тактико-технические характеристики германских «карманных линкоров» позволяли им вступать в бой с любым британским или французским линкором довоенной постройки и легко уходить от преследования благодаря своим ходовым качествам.

Кроме того, предполагалось, что такой бой будет вестись вне зоны действия британской береговой авиации.

По своему недомыслию квасные патриоты объективное изложение событий принимают за восхваление противника, хотя речь идёт только о гражданском просвещении, рассказе о том, как всё происходило.
 
В их представлении нужно писать, что противник глупый, трусливый и врать о победах. Эта публика предпочитает невежество знанию, потому что так им легче жить, не нужно думать.  Но нет ничего глупее недооценки противника, чему и мы видим примеры.

Квасные патриоты необычайно возбудились, когда я поместил в одном из текстов результаты побед наших подводников, Героев Советского Союза, и награждённых Рыцарским Крестом немецких подводников. Слишком велика была разница в тоннаже потопленных судов.

Без сомнения, война шла на разных театрах военных действий, но была и разная подготовка экипажей.
 
Чтобы закончить эту тему, просто дополню тот давнишний материал. В 1939 году отличились два подводника, советский и немецкий, первыми награждённые высшими орденами своих государств.
 
Это случилось, когда между Германией и Советским Союзом действовал «Договор о дружбе и границе», шла война с СССР с Финляндией, а Германия воевала с Англией и Францией.
 
Приведу большую цитату: «28 ноября 1939 года подводная лодка С-1 под командованием Александра Владимировича Трипольского вышла в боевой дозор в устье Финского залива.

29 ноября получен сигнал о начале боевых действий «Факел», который был не понят из-за отсутствия таблицы условных сигналов.
 
1 декабря подводная лодка в надводном положении обнаружена с крейсера «Киров». Опознавательный сигнал с лодки передан с опозданием, что чуть было не привело к стрельбе по субмарине. 3 декабря С-1 вернулась на базу в Таллин.

В тот же день, 3 декабря, пополнив запасы, С-1 под командованием А. В. Трипольского вышла в боевой поход к порту Раума в Ботнический залив.

10 декабря обнаружен немецкий транспорт «Больхайм» («Вольхельм») (3 324 брт), следовавший с грузом целлюлозы для Финляндии.
 
После безрезультатного пуска торпеды командир всплыл и открыл артиллерийский огонь. После пяти выстрелов в 100-мм орудии заклинило снаряд, однако все предыдущие четыре снаряда попали в цель, поразив транспорт в носовую часть, в корму, а один из снарядов накрыл мостик, убив радиста и ранив капитана. Экипаж покинул судно.
 
Трипольский дважды попытался добить транспорт торпедами, что не удалось. Огнём из 45-мм орудия транспорту были нанесены повреждения в области ватерлинии, после чего Трипольский покинул район атаки.

Транспорт оставался на плаву, был обнаружен финнами и затонул при попытке буксировки. 16 декабря С-1 вернулась в Либаву».

И ещё одна цитата: «22 декабря ПЛ С-1 под командованием А. В. Трипольского вышла в боевой поход, который продлился 22 дня.

24 декабря при форсировании пролива Южный Кваркен ПЛ вскочила на мель, была обнаружена, но в последний момент удалось сняться с мели и уклониться от таранного удара финской канонерской лодки.
 
За время похода обнаружены два транспорта, однако командир не смог выйти в атаку. При возвращении с позиции С-1 атакована двумя гидросамолётами, один из которых сбит и сел на льдину. Финской стороной гибель самолёта опровергается.
 
При возвращении в базу командир в сложной ледовой обстановке, а затем в шторм сохранил ПЛ, потеряв ограждение рубки, все леера и антенны, частично обшивку корпуса ПЛ. 20 января 1940 года С-1 благополучно вернулась в Либаву».

Александр Владимирович Трипольский (1902 – 1949)  был первым подводником, которому за эти подвиги во время войны присвоили звание Героя Советского Союза. После этого он уже командовал соединениями подводных лодок, принимал участие в боевых походах, но потоплений не было.

В 1939 году в Германии командующим подводными силами назначили контр-адмирала Карла Дёница. Он лично разработал план атаки главной британской военно-морской базы Скапа-Флоу на Оркнейских островах.
 
Реализацию своего плана Дёниц возложил на командира подводной лодки U-47 Гюнтера Прина, который успел отличиться, потопив три британских судна общим водоизмещением 8270 брт.

Подводник сумел с отступлениями от оговорённого плана 13-14 октября 1939  проникнуть в базу, вход в которую защищали три блокшива, и атаковал линкор «Royal Oak». У немецких подводников были некачественные торпеды, часть из них не взорвалась.

Прин произвёл вторую атаку, и на этот раз потопил корабль. Погибли 833 британских моряка, в том числе и командующий 2-й боевой эскадры контр-адмирал Генри Благрейв. U-47 благополучно вернулась в Вильгельмсхафен.

Даже Уинстон Черчилль назвал это «замечательным подвигом профессионального мастерства и смелости».

Прин был первым командиром подводной лодки, получившим Рыцарский крест. После этого он потопил 27 судов и 8 повредил. Тоннаж всех потопленных судов – 191 919 брт, а повреждённых – 62 751 брт.

Подводная лодка U-47 с экипажем 45 человек, которой командовал Прин (1908-1941), предположительно погибла 8 марта 1941 года. Причины её гибели неизвестны.

Продолжение http://proza.ru/2024/04/22/1105

На фотографиях: Александр Владимирович Трипольский и Гюнтер Прин