Почему у них у него не получится

Александр Дубровский 2
Говорят, если процесс нельзя остановить, его надо возглавить. Как правило, речь идёт о деструктивных процессах в обществе, которые, в результате, превращаются в банальный мазохизм. Тогда – это либо ерунда, либо должно следовать расширение, объясняющее другую цель подобной подмены. Например, возглавить деструктивный процесс, чтобы его остановить, либо изначально, на самом старте, не допустить вообще.

Но это всё в теории, на практике есть куча нюансов, из которых, на мой взгляд, пара самых существенных, иногда обнуляющих всю эту процедуру на раз-два. Рассмотрим их:

1. Процесс зашёл слишком далеко и его уже нельзя остановить в принципе. Такое бывает, когда на накопление противоречий никто, из тех, кому положено, не обращает внимания, либо принимает недостаточно решительные меры. Тогда, в какой-то момент, всё происходит неожиданно и взрывается, выходя на новый уровень, вплоть до полной смены действующих лиц на тех, кто вовремя оседлал волну. Такой вариант принято называть революцией, хотя, если быть честным с самим собой, это всё банальные неконституционные перевороты (или просто перевороты – в эпохи, когда никаких конституций ещё не было).

Примеров тому масса, из относительно свежих и тех, которые к нам ближе: 1917 – Российская империя; 1991 – СССР; 2014 – Украина. Общее между ними то, что в них явно прослеживается иностранное вмешательство: от финансирования, до прямого вторжения и всего того, что между ними.

Подобный процесс можно возглавить как для ускорения, так и для жёсткого прерывания. Понятно, что тут возможны варианты, но, в любом случае, второй вариант требует наличия серьёзной политической воли. И вновь вышеприведённые примеры будут кстати: 1917 – политическая воля большевиков прервала прозападный буржуазный проект и сразу запустила процесс фактического восстановления империи; 1991 – почти 10 лет разрушалась государственность России и только на рубеже веков этот деструктивный процесс был остановлен и началось восстановление страны; 2014 (на самом деле, гораздо раньше, а именно с 1991 г.) –медленно, но верно, все сменяющиеся властные элиты шли в фарватере разрушения государственности Украины, что не понимали власть предержащие и довели до взрыва, и теперь уже в принципе не могут вырваться из этой колеи, не рискуя своими головами (в буквальном смысле).

Тут нужно пояснение: украина здесь – переходный пример, потому что прервать разрушительный украинский процесс возможно, но сделать это может только внешний игрок (что сейчас и происходит). В этом смысле украине, в каком-то смысле, даже повезло, как повезло, например, Сирии в 2015 году, сохранившей свою государственность в последний момент. Или Белоруссии в 2020-том. Или Грузии в 18 веке. Или, до поры – до времени, везло Армении…

В истории такие примеры есть и их не мало, но касаются они только относительно небольших государств, существование которых часто во многом зависит от более крупных игроков.

2. Деструктивный процесс также зашёл далеко, но по другой причине: основные действующие лица оказались во властных элитах и осознанно идут по течению, закручивая спираль изменений и выстраивая всю систему под себя. Для крупных игроков данный вариант фактически не имеет решения и всегда приводит к развалу прежней государственности. Политическая воля здесь уже бессильна, потому как не только власть, но и вся система выстраивается под парадигму, не терпящую инородных тел.

Вот почему Трамп, когда пришёл к власти в США, ничего не смог сделать и изменить, а затем система его выплюнула как чуждый элемент. Тот шанс, который он, вроде бы, получает сейчас – это иллюзия, потому как, повторю: система выстроена под другую парадигму, сломать которую, значит полностью переформатировать государство и заменить его фундамент. А это есть та самая революция со всеми её прелестями с учётом специфики 21-го века, а также уровня накопившихся проблем этой, прежде всего финансовой, империи:

- огромный госдолг;
- устойчиво отрицательный торговый баланс;
- изношенная инфраструктура;
- огромные, но бессмысленные, военные расходы, требующие только увеличения;
- вытеснение доллара из мировой торговли, что в перспективе грозит гиперинфляцией;
- деградация выборной системы;
- раскол общества практически 50/50 и т.д.

В результате, на месте США, естественно, не будет никакой пустоты, а будет совсем другое государство, не хуже и не лучше, а просто другое. Потому как сохранение прежней системы, уже твёрдо нацеленной на самоуничтожение, невозможно в принципе. Никакая и ничья политическая воля спасти положение в таких условиях не сможет. Потому как (и это самое главное), Америке не повезло: отсутствует внешний крупный игрок, заинтересованный в сохранении прежних США, которые уже никому не нужны. Ну, кроме текущей элиты, находящейся в плену своих разрушительных иллюзий.

P.S.
На первый взгляд в тексте есть никак не объяснённое противоречие: мол, в одном случае политическая воля спасает положение, а в другом – бессильна. В чём причина?

Объясняю, но коротко: политическая воля всегда должна на что-то опираться. Например, на политическую волю граждан и, самое главное, совпадать с её основным вектором.

Александр Дубровский
тг-канал Спокойно Z Маша