А. С. Грибоедов о таланте

Игорь Альмечитов
А. С. Грибоедов: «У кого много талантов, у того нет ни одного настоящего»


Интересное наблюдение приписывают знаменитому русскому поэту, прозаику, драматургу, государственному деятелю, дипломату, историку, востоковеду, лингвисту, пианисту и композитору Александру Сергеевичу Грибоедову. Большинству образованных людей известному прежде всего по той комедии в стихах, которая давно уже «разобрана на цитаты» и стала отдельной вехой в классической русской литературе, а именно: «Горе от ума».

И перечисление всех достоинств/должностей/талантов Грибоедова приведено здесь не ради «красного словца», а вполне логично подведёт читателя к тому парадоксальному выводу, который сделал сам знаменитый писатель…

Не говоря о том, что Грибоедов уже с младенчества рос смышлёным не по годам и буквально, как губка, впитывал знания, для наглядного примера, достаточно упомянуть тот факт, что ко времени своей насильственной и, несомненно, преждевременной смерти в 34 года от рук религиозных фанатиков в Персии, одних только европейских языков он знал пять. А помимо этого, ещё свободно изъяснялся на персидском и арабском, а также бегло читал на латыни и древнегреческом (причём, не считая русского, свободно говорил на трёх иностранных языках уже к шестилетнему возрасту).

Но, как сказали бы современные психологи (коих на душу населения в нашей стране в последние годы расплодилось чрезмерно), Грибоедов был жертвой своих глубинных комплексов и сомнений.

Человек же просто неглупый, вероятно, заметил бы, что любой здравомыслящей личности всегда свойственно сомневаться, ибо здоровые сомнения ведут к здоровой самокритике, которая, в свою очередь, приводит к адекватной оценке себя как личности. Как и то, что именно сомнения и жажда знаний заставляют людей совершать новые открытия и двигать научный, технический и культурный прогресс.

Увы, ничего не хотят и ни в чём не сомневаются лишь представители «глубинного народа» и люди с высшим телевизионным образованием, которым, благодаря вполне комфортному «пакетному мышлению», и без того «всё и всегда ясно, как Божий день»…


…Говорят, однажды кто-то из не особенно близких Грибоедову знакомых слишком откровенно то ли восторгался, то ли пытался польстить ему, в числе прочего едва ли не дословно произнеся:

– Ах, Алексан Сергеич, и дал же вам Бог талантов! Вы и музыкант, и поэт, и отличный наездник, да ещё и замечательный лингвист!

На что Грибоедов лишь тактично улыбнулся и с грустной иронией ответил:

– Поверьте, у кого слишком много талантов, у того нет ни одного настоящего.


Верить ли данному наблюдению самого Грибоедова «на слово» или же – напротив – сомневаться в этом, оставим исключительно на усмотрение вдумчивого читателя. Но, как известно, всё познаётся в сравнении…

Что же касается А. С. Грибоедова, то, исходя из того замечательного следа, который он оставил в русской культуре и дипломатии, не подлежит сомнению, что у самого него талантов было несколько. Причём каждый из них (сравнивая Грибоедова как с его современниками, так и с последующими поколениями соотечественников) однозначно был талантом выдающимся.