Работа в море - правильный выбор Алёны Лаптиевой

Морской Профсоюзный Телеграф
Экспертная комиссия Федерального агентства морского и речного транспорта подвела итоги ежегодного конкурса «Лидер отрасли» за 2023 год. Лучшей организацией, оказывающей услуги в области обеспечения судоходства (морская/речная), признано Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» (ФГУП «Росморпорт»), созданию которого послужило постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2002 «О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами». Данный документ числится за № 705, если уж быть совсем точными. ФГУП «Росморпорт», которое возглавляет Сергей Владимирович Пылин, содействует развитию морской транспортной инфраструктуры, реализации её транзитного потенциала и повышению конкурентоспособности отечественных морских портов.

На сегодняшний день предприятие включает в себя 11 филиалов, осуществляющих деятельность на территории 24 субъектов РФ. А ещё за ФГУП «Росморпорт» закреплён внушительный флот, состоящий из более 270 судов, включая знаменитые парусники – «Мир», «Херсонес»  и «Надежда», с которыми неразрывно связана история российского флота.

Если говорить о коллективе предприятия, то он объединяет более 9000 специалистов самого разного профиля, являющихся настоящими профессионалами своего дела. Особое место среди них занимают представительницы прекрасного пола, которые трудятся как на берегу, так и в море. В их числе и Алёна Александровна Лаптиева (на фото). В недавнем прошлом она была выпускницей Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, а ныне – помощник капитана по радиоэлектронике парусного учебного судна «Мир». Алёна поделилась некоторыми деталями своей работы на борту, рассказала о специфике профессии.

Выражаем признательность БТО РПСМ за оказанное содействие в публикации материала, подготовленного при содействии Службы внешних коммуникаций ФГУП «Росморпорт», Отдела маркетинга и связей с общественностью Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

ВОРОНЕЖ является административным центром Воронежской области РФ, расположен на обеих берегах одноимённой реки. На сегодняшний день это крупный промышленный и культурный центр. Примечательно, что здесь закладывались организационные основы строительства флота на Балтийском и Черном морях. И именно в Воронеже «родилось» первое в России Адмиралтейство. А в 1703 городскую прописку получает школа, в которой проходят обучение морские офицеры. По крайней мере, таковы исторические факты о Воронеже, откуда Алёна родом.

По признанию самой девушки, семья у неё не морская.

– Мой отец очень хотел стать моряком, – рассказывает Алёна. – Но не сложилось. А у меня – получилось, хотя изначально было непросто. Мои близкие и родные поддержали моё решение с выбором профессии, связанное с работой в море. Как показало время, я сделала правильный выбор и ни о чём не жалею!

Алёна проходила обучение в ГУМРФ. Это образовательное учреждение, осуществляющее профессиональную подготовку плавсостава, является флагманом морского образования в России. Специальность Алёны - универсальная, подходит для работы и в море, и на берегу.

– Я достаточно долго изучала структуру ВУЗа, специальности, а также мнение учащихся и выпускников, – поясняет Алёна. – В этом смысле очень познавательными оказались официальные СМИ ГУМРФ – сайт, социальные сети. В конечном итоге остановилась на Факультете навигации и связи, выпускники которого востребованы благодаря своим профессиональным компетенциям в том числе и в структурах морского транспорта. В частности, они занимают ведущие должности в научно-исследовательских институтах, учебных заведениях, администрациях портов и судоходных компаниях, федеральных органах исполнительной власти.

Алёна закончила ГУМРФ с красным дипломом.

– Моя специальность – ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО РАДИООБОРУДОВАНИЯ, – поясняет девушка. – Специализация – РАДИОСВЯЗЬ И ЭЛЕКТРОРАДИОНАВИГАЦИЯ МОРСКОГО ФЛОТА. Квалификация – ИНЖЕНЕР.

Можно сказать, что специалисты-радиоинженеры штучный «товар». В рамках действующего образовательного стандарта для таких специалистов предусмотрен целый ряд дисциплин. Особое внимание уделяется углублённому изучению английского языка на протяжении всего периода обучения курсантов, радиоэлектронного оборудования/технологий, связанных с морским транспортом. В общем, подготовка проходит на очень высоком уровне.

Алёна с большой теплотой вспоминает время, проведённое в стенах ГУМРФ.


– Пришлось морально готовиться к переезду и более или менее самостоятельной жизни, – признается она. – Главное – справилась, а сложности, которых всегда немало, лишь делают человека еще сильней!
Деканом Факультета навигации и связи тогда был Александр Михайлович Бояринов. Он всегда шёл нам навстречу, старался оказать содействие по различным вопросам, которые возникали во время учёбы. Хотелось бы выразить слова благодарности преподавательскому составу ГУМРФ за профессиональный подход к подготовке курсантов, при котором теория подкрепляется практикой. Полученные навыки и знания в подобном ключе - неотъемлемая часть образовательного процесса.

Алёна проходила плавательную практику на ПУС «Мир». Для неё было большой удачей оказаться среди курсантов, которые вышли в первый в своей жизни рейс на одном из самых быстрых парусников класса А. Это случилось в 2019 году, когда ПУС «Мир» ФГУП «Росморпорт» участвовало в международной парусной регате Tall Ships Races. Более того, судно первым пришло к финишу во втором этапе, опередив всех конкурентов. ПУС «Мир» оставило всех далеко позади, добравшись в гордом одиночестве до порта Орхус (Дания). В этом и заслуга Алёны, для которой парусник стал идеальной площадкой для совершенствования своих навыков на практике в части изучения устройства судна, основ несения вахты, выполнения работы на палубе, в машинном отделении, подготовки и установки парусов, проведения такелажных работ и т.д.

– В настоящее время я числюсь в штате ФГУП «Росморпорт», – продолжает Алёна. – Как таковых проблем с трудоустройством на ПУС «МИР» у меня не было, несмотря на то, что необходимый плавценз по стечению обстоятельств не удалось набрать к моменту выпуска из ГУМРФ.

В любом случае это не стало для неё препятствием для занятия на судне должности электрорадионавигатора. Спустя 5 месяцев Алёна приступила к выполнению обязанностей помощника капитана по радиоэлектронике. Она с большой теплотой отзывается о своих коллегах по работе, каждый из которых на своем месте.

– Основными моими обязанностями на борту являются обеспечение судна радиосвязью и организация связи в случае чрезвычайной ситуации, – поясняет Алёна. – Я отвечаю за готовность средств связи и другой аппаратуры в случае бедствия, а также за ведение радиообмена. Также слежу за правильной работой оборудования по моему заведованию, судовой почтой и документацией. Планирование и контроль работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тоже входит в круг моих обязанностей.
В экипаже нас обычно около 40 человек. Взаимоотношения достаточно тёплые и дружеские, все всегда придут друг другу на помощь, если потребуется. Радует, что мужской коллектив разбавляют женщины – наш второй штурман, повар, буфетчики, дневальные и кастелянша. Капитаном парусника «Мир» уже долгие годы является Андрей Валентинович Орлов.

По словам Алёны, это действительно высококлассный специалист. Очень впечатляют его профессиональные навыки, непосредственно связанные с управлением экипажем, например, при сложных швартовках. Он всегда принимает выверенные решения, исходя из сложившейся ситуации. Экипаж доверяет Андрею Валентиновичу на все 100%.

Алёна не хочет забегать далеко вперед. На сегодняшний день её все полностью устраивает в плане работы в ФГУП «Росморпорт».

– Условия труда – отличные! – подчёркивает Алёна. – Кроме того, существуют различные льготы, касающиеся здоровья, отдыха и досуга, плюс прекрасный коллектив.

По признанию Алёны, в дальнейшем она планирует перейти на ледокольный флот предприятия. Уверены, что для таких специалистов свободные вакансии обязательно найдутся! Удачи!

............
* ФГУП «Росморпорт»: «Ежегодный конкурс «Лидер отрасли» учреждён Росморречфлотом в 2013 году с целью популяризации достижений и повышения престижа отрасли морского и речного транспорта. Конкурс проводится среди подведомственных Росморречфлоту и российских коммерческих организаций морского и речного транспорта. По сложившейся традиции, сбор заявок на участие осуществляется в начале года, следующего за отчетным, а итоги подводятся в торжественной обстановке на расширенном совместном заседании Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморречфлоте».
** Фото представлено ФГУП «Росморпорт».