О феномене сознания с позиции диамата

Степан Кий
Нынешним философским теориям, с помощью которых исследователи пытаются решить трудную проблему феномена сознания присущ общий методологический недостаток. Он заключается в том, что нейро-исследователи в своих рассуждениях и выводах, по умолчанию, используют идеалистическую философию. То есть, дух у них впереди, первичнее материи.  «Телега впереди лошади», хотя после доказательства закона сохранения энергии (ЗСЭ), еще в XIX веке,  никаких сомнений в первичности материи относительно духа не осталось. Но идеалистам ЗСЭ не писан, и они продолжают блуждать в джунглях духа.

Как выглядит идеализм на «пальцах»?  Сформулирую два вопроса: 1.Сколько чертей (ангелов) могут поместиться на кончике иглы и при каких условиях?  2.Сколько туристов могут поместиться на вершине египетской пирамиды и при каких условиях?  В чём разница?  «Чайник» увидит лишь различие между чертями и туристами.  Знающий формальную логику, увидит  различие между пустыми понятиями (черти) и НЕПУСТЫМИ  (туристы),  которые взяты  из реальности.  Понятие «туристы» образовано из реальных людей, а не мифических персонажей. Поэтому оно не пустое, ибо оперирование непустыми классами, как предметами мысли, является обязательным условием в формальной логике. Но нейро-исследователи логику банально игнорируют, ибо так легче «теоретизировать».

Таким образом, философы-идеалисты (всех вариаций) оперируют ПУСТЫМИ понятиями, не отражающими объективную реальность.  Такова нынешняя российская философия на академических кафедрах!!!  К этому нужно добавить и неоднозначность (полисемантичность) применяемых терминов и понятий. Получается полная эклектика и схоластика. Эта философско-терминологическая неопределенность приводит к абстрактным суждениям и выводам. Отсюда множество определений феномена сознания. Почти у каждого нейро-исследователя (от Чалмерса до академика Анохина) своё любимое определение.

Возникла даже «наука»: философия сознания. Следуя такому подходу и я  могу сочинить подобную «науку»:  философия интеллекта, философия мышления, философия подсознания, самосознания и т.д.   Доныне отсутствует определение феномена сознания, которое было бы адекватно действительности и с которым согласились бы ВСЕ исследователи. Именно из-за идеализма не удаётся решить проблему происхождения сознания и его эволюцию в человеке до сего дня.  А сколько симпозиумов и конференций проводят нейро-исследователи,  сколько степеней и званий получают, но воз и ныне там!!!   Эклектика-схоластика  процветает. 

Используемый иной методологический подход лишен перечисленных недостатков и позволяет адекватно описать и решить трудную проблему сознания/мозга. Диамат априори кладет материю как основу для построения теории возникновения и эволюции сознания.  Не ограничиваясь биологической эволюцией, диамат рассматривает возникновение сознания  на основе ВСЕГО развития-движения  материи от простого к сложному, от низшего к высшему, от количественных изменений к качественным. При этом применяется метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Исходя из известного положение Р.Декарта: «Мыслю, следовательно, существую»,   следует заключить, что мышление есть процесс, движение, изменение. Никто не может заявить:  мои мысли стоят, не двигаются.  Даже спящий человек сквозь сон может о чем-то думать, т.е. мысленно перемещаться от одной мысли к другой.

У  Ф.Энгельса читаем: «Но движение материи – это не одно только грубое механическое движение, не одно только перемещение;  это – теплота и свет, электрическое и магнитное напряжение, химическое соединение и разложение,  жизнь и,  наконец,  СОЗНАНИЕ».  [Соч.,  20,  с. 360].  Таким образом, сознание/мышление представляют собой движущиеся феномены, которые соответствуют  меняющейся  объективной реальности.

Далее  читаем: «Но если,  далее, поставить вопрос,  что  же такое МЫШЛЕНИЕ и СОЗНАНИЕ, откуда они берутся, то мы увидим, что они  -  продукт человеческого мозга  и что сам человек – продукт  природы, развившийся в определенной среде и вместе  с ней.  Само собой разумеется в силу этого, что продукты человеческого мозга   являющиеся в конечном счете тоже продуктами природы,  не противоречат  остальной  связи  природы,  а  соответствуют  ей».   [Там же. Соч., т. 20,  с.  34-35]. 

Отметим,  что  классик ведет речь о двух феноменах:  мышлении  и  сознании.  Они не тождественны друг другу, но дополняют друг друга, существуя в тандеме как числитель и знаменатель в дроби.  Вместе и одновременно мышление/сознание,  как два полюса магнита,  составляют нематериальную  форму  движения  (абстрактно-логическую  функцию мозга). 

Резюмируем: сознание, мышление, интеллект, дух, вся нематериальная (не физическая) часть человека представляют собой нематериальный, идеальный феномен как ДВИЖЕНИЕ в нефизической, мыслимой, воображаемой форме.  Её генерирует, продуцирует,  производит  мозг человека.

Объективная реальность движется в самых разнообразных физических формах, начиная от простого механического перемещения во времени и пространстве до сложнейших нейро-физиологических процессов в мозге.  Соответственно этим процессам, (как их отражение), происходит идеально-нематериальное движение в мозге в форме сознания, мышления, духа, психики, интеллекта, самосознания, ментальности и т.д. и т.п.  Это то, что ошибочно называют субъективной реальностью, хотя правильно называть НЕРЕАЛЬНОСТЬЮ, ибо её физически нет. Нереальность субъективная - это ОТРАЖЕНИЕ  объективной реальности в человеческом мышлении. А вот тело человека действительно представляет собой субъективную реальность, так как оно физически существует. 

На пальцах! Посмотрите на себя в зеркало. Увидите там  свою НЕРЕАЛЬНОСТЬ, которая является отражением вас как реальности физически существующей. Это схема работы мозга с реальностью.  Именно с нереальностью (идеальным) мозг и работает, а не с ощущениями, как сочиняют нейро-исследователи. Мозг не ощущает красное и т.д., а ОСОЗНАЕТ красное как понятие, а не ощущение. То есть, не физиологически, а интеллектуально мозг понимает (сознаёт) реальность.  Это и есть единство (взаимосвязь) тела и сознания/духа. Разрыв этого единства в виде смерти одной из сторон однозначно ведет к разрушению (распаду) субъекта. 

У  классика  немецкой  философии  Г.Гегеля читаем: «Сознание, собственно говоря, -  это отношение  Я к какому-нибудь предмету,  безразлично  внутреннему  или внешнему».
 [«Работы разных   лет.   В  2-х  томах»,  М.,  1973,   т. 2,  с. 7].   

Имеется сознание (отношение)  у субъекта, следовательно, у него есть  интеллектуальная мысленная связь с внешним и внутренним миром,  а  потеряно  сознание  - нет   взаимосвязи, нет отношений  ни  с  чем.   Следовательно,  сознание  -  это  СВЯЗЬ   субъекта  с  внешним  и внутренним миром, которая у человека имеет идеально-нематериальную  (абстрактно-воображаемую) форму,  т.е.  её  физически  нет. 

Говоря современным языком, это виртуальная связь субъекта с внутренним и внешним миром. Причем, как с материальным миром, так и духовным (идеальным). Если связь адекватна реальности, то у субъекта соблюдается  тождество  бытия  и мышления, т.е. он ВЕРНО отражает мир в своём мозге. При измененном сознании данное тождество нарушается, т.е. наступает неадекватность восприятия реальности.   
   
Следовательно,  предметом изучения проблемы «сознание/мозг» является  СВЯЗЬ (отношение) человека с его внешним и внутренним миром как материальным, так и идеальным.  А так как носителем этой связи/сознания является МОЗГ, а не тело человека, то  именно мозг и его СВЯЗЬ через рецепторы и через сознание с миром является предметом изучения. Через рецепторы осуществляется материальная (физическая) связь, а через сознание идеально-нематериальная. Они работают одновременно.

Таким образом, сознание является единством противоположностей, из которых: одна - материальная (физическая), а другая – нематериальная, т.е. интеллектуально-абстрактная, мысленная.  Их неразрывное ЕДИНСТВО, т.е. одновременное функционирование и обеспечивает жизнедеятельность человека.  Утрата сознания или гибель тела т.е. разрушение одной  из сторон   противоположности  однозначно ведет  к  гибели и второй половины.  Со стороны движения материи эти противоположности являются двумя  формами движения:  одна материальная, а вторая идеальная, т.е. мысленно-абстрактная.

В органическом единстве с сознанием находится и мышление, т.е. движение человеческих мыслей. Именно эта идеальная интеллектуальная (нефизиологическая) функция мозга обеспечивает обработку сведений (импульсов), поступающих от рецепторов и преобразованных в понятия/представления. У Ф.Энгельса  в «Диалектике природы» читаем: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой ВСЕ происходящие во вселенной процессы,  начиная от простого перемещения  и  кончая  МЫШЛЕНИЕМ.

Само собой разумеется, что изучение природы движения должно было исходить от низших, простейших форм его и должно было научиться понимать их прежде, чем могло дать что-нибудь для объяснения высших и более  сложных  форм  его».     [Соч.,  т. 20, с. 391]. 

Следовательно, мышление, как идеально-нематериальная форма движения, осуществляемая  мысленно,  является  ВЫСШЕЙ  формой  движения  вообще.

ОКОНЧАНИЕ  БУДЕТ.   Заглядывайте, если интересно.