Нынешним философским теориям, с помощью которых исследователи пытаются решить трудную проблему феномена сознания присущ общий методологический недостаток. Он заключается в том, что нейро-исследователи в своих рассуждениях и выводах, по умолчанию, используют идеалистическую философию. То есть, дух у них впереди, первичнее материи. «Телега впереди лошади», хотя после доказательства закона сохранения энергии (ЗСЭ), еще в XIX веке, никаких сомнений в первичности материи относительно духа не осталось. Но идеалистам ЗСЭ не писан, и они продолжают блуждать в джунглях духа.
Как выглядит идеализм на «пальцах»? Сформулирую два вопроса: 1.Сколько чертей (ангелов) могут поместиться на кончике иглы и при каких условиях? 2.Сколько туристов могут поместиться на вершине египетской пирамиды и при каких условиях? В чём разница? «Чайник» увидит лишь различие между чертями и туристами. Знающий формальную логику, увидит различие между пустыми понятиями (черти) и НЕПУСТЫМИ (туристы), которые взяты из реальности. Понятие «туристы» образовано из реальных людей, а не мифических персонажей. Поэтому оно не пустое, ибо оперирование непустыми классами, как предметами мысли, является обязательным условием в формальной логике. Но нейро-исследователи логику банально игнорируют, ибо так легче «теоретизировать».
Таким образом, философы-идеалисты (всех вариаций) оперируют ПУСТЫМИ понятиями, не отражающими объективную реальность. Такова нынешняя российская философия на академических кафедрах!!! К этому нужно добавить и неоднозначность (полисемантичность) применяемых терминов и понятий. Получается полная эклектика и схоластика. Эта философско-терминологическая неопределенность приводит к абстрактным суждениям и выводам. Отсюда множество определений феномена сознания. Почти у каждого нейро-исследователя (от Чалмерса до академика Анохина) своё любимое определение.
Возникла даже «наука»: философия сознания. Следуя такому подходу и я могу сочинить подобную «науку»: философия интеллекта, философия мышления, философия подсознания, самосознания и т.д. Доныне отсутствует определение феномена сознания, которое было бы адекватно действительности и с которым согласились бы ВСЕ исследователи. Именно из-за идеализма не удаётся решить проблему происхождения сознания и его эволюцию в человеке до сего дня. А сколько симпозиумов и конференций проводят нейро-исследователи, сколько степеней и званий получают, но воз и ныне там!!! Эклектика-схоластика процветает.
Используемый иной методологический подход лишен перечисленных недостатков и позволяет адекватно описать и решить трудную проблему сознания/мозга. Диамат априори кладет материю как основу для построения теории возникновения и эволюции сознания. Не ограничиваясь биологической эволюцией, диамат рассматривает возникновение сознания на основе ВСЕГО развития-движения материи от простого к сложному, от низшего к высшему, от количественных изменений к качественным. При этом применяется метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Исходя из известного положение Р.Декарта: «Мыслю, следовательно, существую», следует заключить, что мышление есть процесс, движение, изменение. Никто не может заявить: мои мысли стоят, не двигаются. Даже спящий человек сквозь сон может о чем-то думать, т.е. мысленно перемещаться от одной мысли к другой.
У Ф.Энгельса читаем: «Но движение материи – это не одно только грубое механическое движение, не одно только перемещение; это – теплота и свет, электрическое и магнитное напряжение, химическое соединение и разложение, жизнь и, наконец, СОЗНАНИЕ». [Соч., 20, с. 360]. Таким образом, сознание/мышление представляют собой движущиеся феномены, которые соответствуют меняющейся объективной реальности.
Далее читаем: «Но если, далее, поставить вопрос, что же такое МЫШЛЕНИЕ и СОЗНАНИЕ, откуда они берутся, то мы увидим, что они - продукт человеческого мозга и что сам человек – продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней. Само собой разумеется в силу этого, что продукты человеческого мозга являющиеся в конечном счете тоже продуктами природы, не противоречат остальной связи природы, а соответствуют ей». [Там же. Соч., т. 20, с. 34-35].
Отметим, что классик ведет речь о двух феноменах: мышлении и сознании. Они не тождественны друг другу, но дополняют друг друга, существуя в тандеме как числитель и знаменатель в дроби. Вместе и одновременно мышление/сознание, как два полюса магнита, составляют нематериальную форму движения (абстрактно-логическую функцию мозга).
Резюмируем: сознание, мышление, интеллект, дух, вся нематериальная (не физическая) часть человека представляют собой нематериальный, идеальный феномен как ДВИЖЕНИЕ в нефизической, мыслимой, воображаемой форме. Её генерирует, продуцирует, производит мозг человека.
Объективная реальность движется в самых разнообразных физических формах, начиная от простого механического перемещения во времени и пространстве до сложнейших нейро-физиологических процессов в мозге. Соответственно этим процессам, (как их отражение), происходит идеально-нематериальное движение в мозге в форме сознания, мышления, духа, психики, интеллекта, самосознания, ментальности и т.д. и т.п. Это то, что ошибочно называют субъективной реальностью, хотя правильно называть НЕРЕАЛЬНОСТЬЮ, ибо её физически нет. Нереальность субъективная - это ОТРАЖЕНИЕ объективной реальности в человеческом мышлении. А вот тело человека действительно представляет собой субъективную реальность, так как оно физически существует.
На пальцах! Посмотрите на себя в зеркало. Увидите там свою НЕРЕАЛЬНОСТЬ, которая является отражением вас как реальности физически существующей. Это схема работы мозга с реальностью. Именно с нереальностью (идеальным) мозг и работает, а не с ощущениями, как сочиняют нейро-исследователи. Мозг не ощущает красное и т.д., а ОСОЗНАЕТ красное как понятие, а не ощущение. То есть, не физиологически, а интеллектуально мозг понимает (сознаёт) реальность. Это и есть единство (взаимосвязь) тела и сознания/духа. Разрыв этого единства в виде смерти одной из сторон однозначно ведет к разрушению (распаду) субъекта.
У классика немецкой философии Г.Гегеля читаем: «Сознание, собственно говоря, - это отношение Я к какому-нибудь предмету, безразлично внутреннему или внешнему».
[«Работы разных лет. В 2-х томах», М., 1973, т. 2, с. 7].
Имеется сознание (отношение) у субъекта, следовательно, у него есть интеллектуальная мысленная связь с внешним и внутренним миром, а потеряно сознание - нет взаимосвязи, нет отношений ни с чем. Следовательно, сознание - это СВЯЗЬ субъекта с внешним и внутренним миром, которая у человека имеет идеально-нематериальную (абстрактно-воображаемую) форму, т.е. её физически нет.
Говоря современным языком, это виртуальная связь субъекта с внутренним и внешним миром. Причем, как с материальным миром, так и духовным (идеальным). Если связь адекватна реальности, то у субъекта соблюдается тождество бытия и мышления, т.е. он ВЕРНО отражает мир в своём мозге. При измененном сознании данное тождество нарушается, т.е. наступает неадекватность восприятия реальности.
Следовательно, предметом изучения проблемы «сознание/мозг» является СВЯЗЬ (отношение) человека с его внешним и внутренним миром как материальным, так и идеальным. А так как носителем этой связи/сознания является МОЗГ, а не тело человека, то именно мозг и его СВЯЗЬ через рецепторы и через сознание с миром является предметом изучения. Через рецепторы осуществляется материальная (физическая) связь, а через сознание идеально-нематериальная. Они работают одновременно.
Таким образом, сознание является единством противоположностей, из которых: одна - материальная (физическая), а другая – нематериальная, т.е. интеллектуально-абстрактная, мысленная. Их неразрывное ЕДИНСТВО, т.е. одновременное функционирование и обеспечивает жизнедеятельность человека. Утрата сознания или гибель тела т.е. разрушение одной из сторон противоположности однозначно ведет к гибели и второй половины. Со стороны движения материи эти противоположности являются двумя формами движения: одна материальная, а вторая идеальная, т.е. мысленно-абстрактная.
В органическом единстве с сознанием находится и мышление, т.е. движение человеческих мыслей. Именно эта идеальная интеллектуальная (нефизиологическая) функция мозга обеспечивает обработку сведений (импульсов), поступающих от рецепторов и преобразованных в понятия/представления. У Ф.Энгельса в «Диалектике природы» читаем: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой ВСЕ происходящие во вселенной процессы, начиная от простого перемещения и кончая МЫШЛЕНИЕМ.
Само собой разумеется, что изучение природы движения должно было исходить от низших, простейших форм его и должно было научиться понимать их прежде, чем могло дать что-нибудь для объяснения высших и более сложных форм его». [Соч., т. 20, с. 391].
Следовательно, мышление, как идеально-нематериальная форма движения, осуществляемая мысленно, является ВЫСШЕЙ формой движения вообще.
ОКОНЧАНИЕ БУДЕТ. Заглядывайте, если интересно.