Ежик на муравейнике

Александр Степанович Цветков
            Ранней весной, когда солнце стало подниматься над горизонтом выше и ласкать теплом землю, снег на полях растаял, низины заполнились водой, лишь кое-где по канавам и северным опушкам лесов еще белели рыхлые наметы снега.
            Находясь за околицей деревни, я, наслаждаясь апрельским утром,  заметил на краю березовой рощи большой темно-коричневый муравейник, заботливо огороженный потемневшими от времени жердями. Подойдя ближе, муравьев на нем не увидел, видимо, он, как и земля, еще не достаточно прогрелся. На его пологой чистой стороне мое внимание привлек невысокий пышный бугорок, скатанный из прошлогодней пожухлой травы и листьев. Я палочкой осторожно разгреб его и увидел свернувшегося в клубок ежа, едва дотронулся до его колючек,  как он зашевелился. Очевидно, еж вынужден был рано покинуть свою зимовальную нору из-за таяния снега и в поисках сухого теплого места приспособился ночевать на муравьиной куче, сделав гнездо. Я не стал его тревожить и, прикрыв травой, ушел.
            Спустя несколько дней, едва забрезжил рассвет, я пошел поохотиться на селезней на разливы между лесов и, проходя недалеко от  муравейника, решил взглянуть на ежа, но его там не оказалось.
В лесу стояла такая тишина, что были отчетливо слышны мои шаги в охотничьих сапогах по подсохшей траве. И тут до меня донесся какой-то странный звук. Я остановился и прислушался, мне показалось, что неподалеку кто-то сопит, как после быстрого бега. Не понимая, откуда исходит звук, я осмотрел едва различимую в предрассветных сумерках плотно прижатую растаявшим снегом траву, но никого не заметил и даже тогда, когда звук дважды  повторился, как мне показалось рядом. Приглядевшись, увидел у сапог ежа, возможно, это был тот самый еж-одиночка с  муравейника, бежавший по своим делам и пытавшийся напугать меня своим пыхтением.
            Иногда я встречал ежей в осеннем лесу во время сбора грибов, притом в одних и тех же местах, изредка они прибегали в деревню.
            Однажды, придя с охоты в густых сумерках, во дворе осветил фонариком ежа и накрыл его ведром, а утром отнес в ближайший колок, где раньше видел ежей. Вернувшись из леса  домой, был удивлен, увидев ежа, пытавшегося выпрыгнуть из ведра. Оказалось, жена поймала его в нашем малиннике. Пришлось еще раз прогуляться до леса.
            Идя домой, задумался, что заставило обычно одиноко живущих насекомоядных животных вдвоем прийти поздней осенью в деревню? Причиной, на мой взгляд, мог быть голод. Их основная пища - насекомые, черви, лягушки, грызуны уже попрятались от холода.
            Обычно ежи при весе более полкилограмма накапливают к зиме почти столько же жира, чтобы залечь до заморозков в зимнюю спячку, которая длится у них до весны. Запас жировых отложений позволяет им выжить в тяжелых условиях зимы, температура их тела опускается до двух градусов тепла, а сердцебиение и особенно дыхание значительно замедляются. За зиму они худеют и могут даже умереть, если набрали мало жира. Видимо, поэтому ежи живут в природе максимум пять лет, а в неволе - в два раза больше. Это наводит на размышления, что при правильном питании, хороших условиях жизни, заботе о своем здоровье и человек может прожить дольше, если у него есть к этому стремление и достаточно воли. Еж накапливает жир необходимый ему для выживания, а человек для чего? Растолстевших «ежих» и «ежиков» как старых, так и молодых можно увидеть в большом количестве в настоящее время на улицах городов. В отличие от ежей мы сами виноваты, что живем так мало.
            Ежи полезные животные, но и они наносят вред, поедая яйца мелких птиц, гнездящихся на земле. Случайно встретив ежа не нужно прикасаться к нему голыми руками, они иногда болеют опасными для жизни человека заболеваниями.


.