Ордынские казаки

Юрий Туркул
Ордынские казаки в нашей исторической литературе не отмечены или о них пишут очень редко. Сейчас тема казачества стала интересна и о ней стали много писать, но об ордынских казаках вспоминать не хотят. Наверное некоторым неудобно и стыдно писать об этом феномене. Я постараюсь коротко рассказать; откуда и приблизительно когда появились ордынские казаки и кто их потомки.

Мой рассказ основывается на предположениях историков Губарева, Гордеева, Савельева и других, которых волнуют вопросы истории казачества.
После разгрома русских княжеств в результате нашествия монголо-татар, русские княжества вошли в состав орды (1237-1480 годы). Русские князья реальной власти не имели, они ездили в Орду для подтверждения своего статуса за Ярлыком на княжение. Монголы обложили налогами каждую семью в русских княжествах. Они проводили подворную перепись населения, для более точного определения количества населения и требовали десятую часть всего. Для сбора и контроля за сбором налогов были назначены баскаки. Баскаков охраняли вооруженные отряды монгольских завоевателей. Налоги были разные, но самый страшный налог был "кровью". То есть каждого десятого мужчину или женщину забирали в Орду, для выполнения работ по обслуживанию жизнедеятельности этого кочевого государства.

В Орде сортировали людей в зависимости от их физического состояния. Мужчин молодых и крепких здоровьем забирали в состав войска монголов. Там их обучали, составляли из них сотни, тысячи и тумены монгольской армии. Первоначально все командные должности начиная от десятника принадлежали опытным воинам монгольской армии. Впоследствии младший командный состав до сотника включительно назначались из среды самих русских, которые показали себя в боях. Тысячники и начальники туменов(10000 конников) были только монголы. Русские "данники кровью" служили в основном в легкой кавалерии (в легкой кавалерии служили, как правило покоренные монголами народы, они использовали легкую кавалерию не жалея её людей и всегда впереди тяжелой кавалерии), но небольшую их часть использовали в расчетах метательных установок. Их селили на границах улусов и в мирное время, они, как и все кочевники занимались скотоводством, охотой и рыбалкой. Заниматься земледелием ордынским казакам было запрещено. Монголы были кочевники и считали, что народы занимающиеся земледелием не могут быть хорошими воинами (кстати донским казакам до XVIII века было запрещено заниматься земледелием, под страхом смертной казни).

Первое время монголы отличались веротерпимостью и не требовали отречения от своей веры. В Орде строились церкви, была своя Епархия. И выходцы из Руси не меняли своего христианского вероисповедования. Ордынские казаки расселялись на границах Орды или улусов: на Днепре, Дону, Яике, Хопре и Тереке. Они привлекались монголами в их походах в Европу, Среднею Азию, Индию, на Кавказ и в Китай. Во второй половине XIII века Хубилай-хан, один из Чингизидов, наследник великого Чингисхана, основал в Китае Монгольскую династию. В его столице Пекине был расположен тумен из русских, составивших его гвардию.

В XV веке Ордынские казаки были самой многочисленной частью войска в Орде. В ходе борьбы за власть в Монгольской империи начался ее развал, а в условиях принятия кочевниками мусульманской религии и уход татарских ханов под власть турок, начались притеснения ордынских казаков из христьян, в основном это были русские. И Ордынские казаки христиане стали отходить от кочевников и откочевали, кто на границы Московского княжества, кто на границы княжества Литовского. Жившие на Дону и Хопре казаки, и казаки кочевавшие на восточном побережье Азовского моря, ушли на границы Московского государства и в последующем стали Донскими казаками. Перекопские и Белгородские ушли на границы Великого княжества Литовского и в последующем стали называться Днепровскими.

Запорожские казаки и казаки Дона, Терека и Урала - это бывшие Ордынские Казаки. Из бывших Ордынских казаков были набраны служилые городовые и станичные казаки. Живя среди татар и монголов, они сохранили свои внешние и духовные черты. В основном они вернулись назад со славянской речью, на которой отложилось влияние татарских диалектов. Последние исследования ученых генетиков говорят о том, что донские казаки имеют ДНК одинаковую с русскими, это подтверждает теорию тех историков, которые утверждали, что Ордынские казаки были набраны из русских и стали впоследствии Запорожскими (малороссийскими), Донскими, Гребенскими, Терскими и Яицкими, прожив около 250 лет в составе монгольских улусов.