Когда грех становится второй натурой

Ангелина Кныш
Известный богослов, протоиерей Вадим Леонов, на основе «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника в телелекции для мирян в Сретенской духовной семинарии подробно расписал весь МЕХАНИЗМ появления и развития греха в человеке, когда бесы вначале склоняют его к совершению греха, а затем грех укореняется, превращаясь в страсть в человеке, и становится его второй натурой.

Происходит это на основе того, что человек, как и все тварные существа,  несамодостаточен, то есть он нуждается во внешней поддержке – Бог вдыхает в него дух, дает пищу и т.д. Страсть – от слова «страдать», и в процессе жизни на земле после грехопадения человек вынужден терпеть определенные страдания, обеспечивая себя всем необходимым, как и обещал Бог: «В поте лица будешь добывать свой хлеб» (Быт.3:19) и т.д. При этом он испытывает ЕСТЕСТВЕННЫЕ СТРАСТИ, восполняя свои насущные потребности.
 
Однако непомерно развитые естественные страсти, перерастают в ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ, когда человек, насытив себя в необходимой для жизнедеятельности мере, начинает использовать процесс удовлетворения своих естественных потребностей только как источник УДОВОЛЬСТВИЯ.

Этим активно пользуются бесы, незримо соблазняя человека получением удовольствия «здесь и сейчас», в результате чего в нем постепенно и формируются греховные страсти, основные из которых:

         1. ЧРЕВОУГОДИЕ – извращение естественной потребности человека в питании.

         2. БЛУД – использование способности к деторождению исключительно для получения чувственного удовольствия, деторождение игнорируется.

         3. СРЕБРОЛЮБИЕ – естественная потребность человека в защите от окружающего мира и заимствование из него всего необходимого, используемая для обогащения и удовлетворения страстей.

        4. ГНЕВ – естественное свойство, направляемое не на борьбу с грехом и дьяволом, но на людей, препятствующих получать наслаждение.

        5. ПЕЧАЛЬ – естественная печаль по Богу, употребляемая для переживания лишений мирских удовольствий.

        6. УНЫНИЕ – скорбь и невозможность наслаждаться земным миром, апатия.

         7. ТЩЕСЛАВИЕ – стремление к славе Божией, подменяемое на стремление к славе человеческой.

         8. ГОРДОСТЬ – любовь к Богу и ближнему, подменяемая на любовь к самому себе.

Преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой книге уделяет немало внимания этим важным вопросам.

Он родился в VI веке в Константинополе, в течение 19 лет был монахом Синайского монастыря (к концу жизни – его игуменом), при этом до своего игуменства 40 лет провел в безмолвии отшельником в пустыне и, безусловно, преуспел в борьбе со страстями, духовном созерцании и стяжании святости.

Иоанн Лествичник писал свою «Лествицу» о том, как взойти по тридцати степеням на вершину безгрешия, ДЛЯ МОНАХОВ, будучи сам ярчайшим примером для них в этом плане. Однако и мирскому человеку есть чему поучиться для духовного совершенствования из «Лествицы».

В своей книге преподобный Иоанн делает акцент на том, что «наслаждение – матерь всех страстей», а «отвержение самого себя (как того требует Христос) есть вражда на тело и брань противу чрева». «КТО ВОЗНЕНАВИДЕЛ МИР, ТОТ ИЗБЕЖАЛ ПЕЧАЛИ», – констатирует Лествичник.

Наряду с этим, он подчеркивает, что борьба с вожделениями тела не только очень трудна, но и сама победа над ними невозможна без Божьей помощи:

«Кто хочет бороться с своею плотию и победить ее своими силами, тот тщетно подвизается; ибо если Господь не разорил дома плотской похоти и не созиждет дома душевного, то всуе будет поститься думающий разорить».
 
«Как змея не может совлечь с себя старой кожи, если не пролезет через тесную скважину, так и мы не можем отвергнуть прежние злые навыки и ветхость души и ризу ветхого человека, если не пройдем узкого и тесного пути поста и бесчестия».

«Помощь Божия подается только верным», – утверждает преподобный, а это значит, что жалующийся на невозможность победить грех, например, блуда, явно не сделал однозначного выбора для себя в пользу Бога; он жаждет и в блудной луже изваляться, и одновременно «свечкой Богу в церкви» откупиться от гнева Всевышнего. Не выйдет!

Как известно, монахи при постриге дают обеты целомудрия, нестяжания и ПОСЛУШАНИЯ.

Возникает вопрос: как возможно сочетание СИЛЬНОЙ ВОЛИ в человеке, ставшем на нелегкий путь монашества с отсечением этой воли и безусловным ПОДЧИНЕНИЕМ его в монастыре вышестоящим инокам, которые могут (и подобные примеры неоднократно описаны) нагружать нижестоящих крайне тяжелыми и трудновыполнимыми послушаниями?

Однако смысл всего этого состоит в том, что именно так монах в итоге достигает СМИРЕНИЯ, которое считается одной из главнейших добродетелей перед Богом, и без него невозможно спасение души.
 
Но для чего Богу до крайности смиренный человек – наверняка безвольный и сломленный, ведь он и так в своей земной жизни вынужден крутиться, как белка в колесе, чтобы выжить самому, помочь близким, да еще и бесам-соблазнителям противостоять?

Однако только СМИРЕННЫЕ способны всецело подчиняться Господу, хранить верность и славить Его – именно из таких людей и состояло описанное Иоанном Богословом в Откровении окружение Бога в Царствии Небесном.

Интересны пути достижения смирения, которые предлагает Иоанн Лествичник. Он, в частности, делает акцент на необходимости безропотно сносить ПОНОШЕНИЯ, ПОРУГАНИЕ И БЕСЧЕСТИЕ от окружающих людей.

«От послушания (терпения бесчестия) рождается смирение, от смирения же бесстрастие».

«Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей, и свет Божий не оскудеет в сердце твоем».

«НАЧАЛО блаженного незлобия – сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезнью души. СРЕДИНА – пребывать в оном беспечально, КОНЕЦ же оного – принимать поношения, как похвалы».

«Поношение есть омовение душевных страстей».

По сути, это удивительный способ борьбы со стрессами, ведь сколько современному человеку приходится терпеть поношений и хамства от окружающих. А тут – сиди и радуйся, воспринимая оскорбления, как похвалу!

А вот тем людям, которые идут на поводу у своих греховных страстей и не считают нужным бороться с ними, преподобный Иоанн говорит:
 
«Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо».

И уж точно они туда не взойдут, эти заблуждающиеся люди, радующиеся тому, что как же им повезло достичь всех земных благ в полной безнаказанности за свои грехи и не понимающие В СВОЕМ НЕЖЕЛАНИИ ПОЗНАВАТЬ БОГА, что Он ТОЛЬКО способным на исправление и кающимся посылает жизненные испытания и искушения, а участь таких безнадежных, как они – отстранение Бога от них и прямая дорога в ад после кончины (притча о богаче и Лазаре).

Ибо, как уже не раз упоминалось: «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство СЛАВЫ СВОЕЙ над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?» (Рим.9:22-24).