заветное желание

Наталья Улитина
За окном какая-то непроходящая серость. Всё неприглядно серое, солнце можно увидеть только по телевизору в каких-нибудь неестественно радостных шоу. Настроение такое же, как погода за окном. А хочется любви, сочных красок, ярких впечатлений… Но нет, надо принимать каждый день таким как есть, принимать как подарок. А хорошее настроение нужно создавать самой - новое философское убеждение, которое бродит на просторах интернета, и которое Катя взяла себе на вооружение. Вот и сегодня вечером, несмотря ни на что, она пыталась создать настроение мужу и себе, изобретая яркий, вкусный и полезный салат. За спиной мурлыкал телевизор, шла музыкальная программа. Пока поджаривала кусочки курочки, не заметила, как передача закончилась, и начались новости. Так, надо переключать - от этих общественно-политических ток-шоу только голова пухнет, а настроение не меняется. Она взяла уже пульт, чтобы переключить каналы, но тут началось интересное - молодой журналист подходит к людям на улице и задаёт всем один и тот же вопрос:
- Ваше заветное желание?
Катюша хотела послушать, что ответит пожилой мужчина, к которому обратился журналист, но тут предательски громко зазвонил телефон, и она начала разговор с приятельницей. Потом надо было накрывать на стол, пока не остыла курочка, а яркий салат не утратил своей красоты. Когда всё было готово, красиво сервировала стол, зажгла свечи и позвала мужа Петю ужинать; на экране уже обсуждали что-то совсем неинтересное.
- Петечка, а у тебя есть какое-нибудь заветное желание? - спросила Катя.
Муж пребывал в прекрасном расположении духа, сидел довольный, расслабленный. Катя очень вкусно готовила: и курица, и салат удались на славу – поэтому Петр был не против пофилософствовать.
- Катюша, мое желание… - Он на секунду задумался. - Уж, не знаю, как ты к этому отнесёшься…
- Да нормально я отнесусь, не первый год вместе.
- Понимаешь, Катюша, я всё тебе хотел рассказать, да повода не было.
Тут уж и Катя занервничала - что это за желание, о котором её Петечка молчал?
- Я тут денежку коплю.
- Тааак…
- Ну вот значит! Хочу весной на даче поставить небольшой сарайчик. Красивый, уютный. Купить фрезерный станок и научиться вырезать из дерева.
Катя аж поперхнулась.
- Ничего себе желание! И где ж ты этот сарайчик собрался ставить?
- Катюша, я уже всё продумал.
И он начал подробно ей объяснять, где и как он собирается ставить. Затем принёс тетрадь, в которой было всё расписано, где что можно заказать, и сколько стоит.
- Большую ты работу проделал. Ну, хорошо, поставишь ты сарайчик со своим станком, будешь медведей вырезать…
- Ну почему сразу медведей? - Обиженно спросил он.
- Ладно, зайцев. И это твоё заветное желание?! Мелко, Петя, мелко!
У Пети покраснело лицо, он начал шмыгать носом.
- Может и мелко, но это МОЁ желание. Интересно, а какое у тебя не мелкое желание, поделись?
Катя задумалась.
- Чтобы внуки были здоровые и образованные, и воспитанные, чтобы у Кирюши всё получилось!
- Ну понеслась, про внуков, про сыночка. А лично твоё какое желание?
- Ну так я и говорю какое.
- А я думаю, что этого все хотят - и родители наших внуков, и сам Кирюша хочет, чтобы у него всё получилось. Это, моя дорогая, не лично твоё. Так что прежде, чем критиковать, подумай о своём желании, а я пойду посмотрю, какой станок сейчас по скидкам продаётся.
- Да, пожалуйста!
Катя начала убирать со стола и думать. Ну, правда, а есть ли у неё заветное желание, её желание? Понятно, что она хочет, чтобы все были здоровы в её семье, чтобы у детей всё было хорошо и всё получалось. А что ещё?
«Хочу, чтобы в мире не было болезней, чтобы - раз! и нашли лекарства от всех болезней, чтобы все любили друг друга, улыбались, говорили добрые слова, чтобы не было войн нигде!» - Она так ярко вошла в роль защитника всего мира, что в какой-то момент остановилась и поняла, что её мысли похожи на выступление активиста на партийном собрании. – «Ничего себе, меня понесло…». 
Когда на следующий день позвонила подруга детства и начала бурно рассказывать о своей личной жизни, Катя всё же прервала её монолог:
- Свет, а какое твоё заветное желание?
Светка ненадолго замолчала, потом тоном, не терпящим возражения, ответила:
- Так замуж выйти хорошо!
- Ты уже три раза там была, и, как в известном фильме говорили, каждый раз удачно. Неужели не надоело? Другого желания нет?
- Нет, не надоело. И другого желания нет! Ведь, что значит удачно выйти замуж? - Быть любимой, обеспеченной, а если у тебя всё это есть, значит настроение хорошее, значит счастливая. Глупая ты, Катюха, вот всю жизнь живёшь со своим Петечкой. И что?
- И что? Живу и счастлива.
- Ой, счастлива... Всю жизнь, сколько тебя помню, экономите, выгадываете. На юга и то редко выбирались.
- Ладно, Света, давай заканчивать, а то поссоримся ещё. Мне моя жизнь нравится. А ты ищи следующего мужа, может, с ним будешь счастлива.
И она повесила трубку: «Нашла у кого спросить, можно подумать, не знала, какая у неё мечта».
Обижаться на Светика Катя не стала, зачем? Её не переделаешь, пусть ей повезёт!
В этот же день позвонила ещё одна подружка детства, прямо, как сговорились. Нина была серьезная девушка, когда-то была замужем за учёным, развелась и больше о замужестве не думала. «Вот её спрошу обязательно», – решила Катя. Еле дождалась, когда Нина проговорила всё, что хотела сказать:
- Нина, вот если бы тебя спросили, какое у тебя самое заветное желание, что бы ты ответила?
Та, ни минуты не задумываясь, выпалила:
- Хочу новую теплицу, с тёплым полом, чтобы вода была проведена! Тогда посадила бы новый сорт помидоров, недавно вычитала - такой интересный, необычный.
- Нина, я о заветном желании, а ты про помидоры…
- Так это и есть самое заветное. А ещё я видела по интернету - такие классные можно вырастить астры, новые сорта появились!
- Так, всё, Нина, как-то даже странно, что у тебя такие простые желания.
- Ой, посмотрите на неё! Ты думала, я сейчас буду речь толкать о том, чтобы в Африке вода была?! А уссурийские тигры начали активно размножаться?! Нет, моя дорогая подружка! Я просто хочу получать свои маленькие радости. Свои десять соток, что мне выделило государство, превратить в красивый ухоженный сад. И поверь мне, если каждый человек свой участок превратит в прекрасный сад, людям будет хорошо. Всем будет радостно! Будет прекрасное настроение! А когда на завтрак я принесу тебе необыкновенный помидор, выращенный своими руками, думаю, тебе понравится. Вот так, моя дорогая подружка. Я о реальных желаниях говорю. А воду в Африку я не могу провести, поэтому, пусть у тех, кто за это отвечает, это и будет заветным желанием. Так-то.
Они поговорили ещё немного о текущих событиях и простились, вполне довольные друг другом.
Вечером, моя посуду, Катя думала о том, что сказала Нина. А, может, она и права? Может, всё проще? Простые желания делают человека немного счастливее?
В течение двух недель Катя продолжала задавать этот вопрос знакомым, родственникам, соседям. Сын мечтал поменять машину, невестка - слетать на Мальдивы, любимые внуки - вообще, чтоб не ходить в школу, но всё знать. Удивила девочка-подросток, соседка по подъезду. Её желанием было, чтобы не было бродячих собак и брошенных котят. Соседка-медсестра пожелала, чтобы все олигархи страны продали по одной своей яхте и вилле и отдали бы вырученные деньги несчастным больным детям, которых ежедневно показывают по телевизору и собирают средства со всего мира на лечение. Сашка-водитель пожелал, чтобы были нормальные дороги по всей стране, но, тут он тяжело вздохнул, это, видимо, извечная нерешаемая проблема - дороги и дураки, причём, они почему-то очень тесно идут рядом…
Катя все ответы внимательно оценивала. Пете своему привела в пример девочку-соседку. Он внимательно её послушал и сказал:
- Хорошая девчонка растёт, добрая. Это редкость сейчас - у неё такая не показная доброта – настоящая. Молодец! А так посмотришь на неё и не скажешь. Удивила меня она, Катюша.
- Да, Петя, меня тоже удивила своим беспокойством о брошенных несчастных существах. Поразительно, как можно открыть для себя человека, задав ему совсем простой вопрос…
 
После долгой сумрачной зимы пришла весна, быстрая, радостная, солнечная. Всё вокруг стало оживать, яркие краски наполнили город. Катя шла домой, несла сумку, в которой лежали семена необыкновенных помидоров для Нины. Она уже знала, что у подруги исполнилось заветное желание: на участке стояла новенькая теплица с подогревом и автополивом.  «Сейчас позвоню ей и обрадую новым сортом помидоров, пусть сажает», - уже подходя к дому, думала Катя. Тут она увидела соседку с нижнего этажа. Вера Ильинична, бывшая учительница, шла ей навстречу.
- Вера Ильинична, добрый вечер. Что-то давно я Вас не видела.
- Катюша, добрый вечер! Какая нынче погода стоит! Весна! Люблю весну!
И она вдохновенно стала рассказывать о том, что её пригласили на завтра в театр, поэтому сегодня ей нужно все дела переделать.
Катя улыбнулась, а потом неожиданно для себя спросила:
- Вера Ильинична, а можно я задам Вам один вопрос? Если он покажется Вам бестактным, не отвечайте. Просто я этот вопрос многим задавала, разные ответы услышала, многих людей открыла для себя с неожиданной стороны.
- Очень интересно. Заинтриговала, Катюша. Ну, задавай свой вопрос.
- Какое Ваше самое заветное желание?
- Мое заветное желание - выспаться, как в молодости, а ещё, чтоб коленки не болели.
Катя аж застыла. Но Вера Ильинична, на то и педагог с огромным стажем, сразу поняла по глазам Кати, что та её ответом не удовлетворена. Наверное, ожидала услышать что-то очень мудрое, гениальное!
- Что, удивлена, Катюша? Да, моя дорогая, каждый возраст имеет СВОИ заветные желания. Сейчас мне сказать, что хочу покорить Эверест выглядело бы смешно и нелепо. Знаешь, а я ведь не просто так пошла учиться в Педагогический. У меня тогда было желание всех своих учеников сделать счастливыми и образованными людьми. Я так хотела научить их любить литературу, их родной язык, отвлечь от плохого, научить их думать и мечтать о большом. Я очень много лет пыталась рассказать им об истинных ценностях. А в какой-то момент поняла, что даже очень хорошая правильная мысль, навязанная авторитарно, может загубить, просто растоптать неокрепшую душу.  Хорошо, что поняла… Что осчастливить всех не смогу, что каждый может иметь свое мнение, отличное от моего и Белинского. Так-то. Ты сказала, что давно не видела меня. А меня здесь и не было. Я ездила к средней сестре в Калужскую область. Там она живёт в нашем родовом доме. Пока был жив её муж, они провели все удобства в дом, сделали ремонт хороший. Теперь такой дом - боровичок! Красавец! А младшая наша сестра с мужем, дочкой, зятем и тремя детьми живут в красивом белом городе на границе, где сейчас очень неспокойно. Долго не могли мы с ними созвониться, вот Тося, наша средняя, вызвала меня к себе, а сама поехала искать сестру и её большую семью. Слава Богу, все живы. Ты знаешь, Катюша, они ложились спать все вместе. Люда, наша младшая, с мужем на одном диване, с ними кот Рыжик, а Танюша, Виктор, трое детей - на соседнем диване. Рядом стояли тревожные чемоданчики, у каждого свой, а в них документы, вода, еда и вещички. Тося, как увидела эту картину, заплакала. А потом   стала уговаривать их переехать к ней. Уговорила. Всех привезла. Живут теперь с Тосей. Старшую Машулю определили сразу в школу, Виктор устроился водителем. Первое время младшие наотрез отказывались одни спать.  Плакали… Сейчас отошли, улыбаться начали, играть.  Как думаешь, какое у них заветное желание? Именно! Мир! Мир и ещё раз мир, мирное небо! Когда наши родители отмечали свои праздники, то   первый тост был за мир, уж они-то точно знали и понимали, почему он должен быть первым. А сейчас современные тосты такие… разные, другие. А тост за мир стал редко звучать, а оказалось, что он должен быть, и должен быть самым первым! Когда вокруг тебя мир, любое желание можно осуществить, ну если ты адекватный, трудолюбивый, и желание твоё на радость тебе и другим. Вот так-то. А вопрос твой хороший, задуматься заставляет. Всё, Катюша, побежала. Дел много, завтра театр, потом в Калужскую поеду - своим надо помочь.
- Спасибо, Вера Ильинична.
Вера Ильинична улыбнулась.
- Но свои первые желания я не отменяю - хочу выспаться, как в молодости. И коленки чтобы не болели!
И она пошла дальше. Катя смотрела ей вслед. Да, правда, сначала самое заветное и самое дорогое - МИР, а потом уже всё остальное