Дедовский сундук

Татьяна 19
За окном  начало лето.
Светлана проснулась, как обычно рано, но вставать не спешила.
-Каникулы.. – прошептала она и  потянулась с довольной улыбкой, – все, лето впереди, гуляй, не хочу!
Светке пятнадцать и ее проблема с продолжением ее жизни  решилась вчера на семейном совете за ужином.
-Свет, - сказал папа, глянув на нее, - мы тут с мамой подумали и решили, что , давай ка ты  не будешь маяться дурью, а  пойдешь дальше учиться в школе,  и я так надеюсь, что после ее окончания, твои мозги , наконец, встанут на место  и ты решишь окончательно, кем хочешь стать и, куда будешь поступать! А то, я так понял, ты путем так и не прояснила для себя этот вопрос.
Светлана  виновато опустила голову, и хмыкнула.
-Ну да! Чего-то я тут не определилась пока, - сказала она
-Вот, и не дури,  окончи нормально школу, а там уже и видно будет, - поддакнула мама, - пока учишься, как раз и решишь все!
Теперь Светка была свободна, как птица в полете.
Впереди было лето и, фиг с ней с домашней работой, зато теперь голова не будет болеть с этими вступительными экзаменами, туда, куда и сама толком не решила, хочет она поступать или нет.
Она подскочила и побежала умываться.
-Свет, - мама выглянула с кухни, - иди завтракать, а то мне надо бежать на работу.
Светка  надела  шорты и футболку и побежала на кухню.
-А Вовка где? – спросила она маму, усаживаясь за стол.
-Вовка умчался к своему Сашке, у них там свои дела с этой их моделью! Пускай, они там под присмотром  Клавдии работают, а у меня к тебе задание! Мы через неделю с папой в отпуск идем, вот решили ремонт в доме затеять и переделать кладовку, куда ничего невозможно поставить, все захламили! Так ты   разбери мне ее! Повытаскивай все на улицу! Я приду вечером, и мы  рассортируем все! Что выбросим, что пристроим! После деда там всякой всячины скопилось  море! Все вытаскивай и освободи там все, а папа придет, и  будет планировать, как там полки приколотить. Он мне пообещал навести там полный порядок!
-Хорошо! – кивнула головой Светка.
-Дочь, и  дома теперь с тебя порядок, я хоть немного отдохну от всего этого! – Мама улыбнулась, - все! Я побежала!
Она ушла, а Светка  доела кашу, допила чай с пирогом и задумчиво обвела все взглядом.
-Тааак! И с чего начать? – сказала она громко и подскочила, – начнем сначала!
Три часа она наводила прядок  в доме.
Вымыла полы, вытрясла  половики,  протерла везде пыль, прибрала в комнате у Вовки и у себя, перемыла всю посуду, поставила варить обед и, только после этого пошла, заниматься кладовкой.

Она распахнула двери кладовки и зажгла свет.
-Мдаааа! Точно, даже не пропихнуться! Во, накопили! – хмыкнула она, - ну что ж, начнем выгружать !
Одежду, упакованную в пластиковые мешки, она повесила в сенях на вешалку, а все остальное начала вытаскивать  на улицу и складывать у сарая, рядом с баней.
Через час  там организовалась большая куча всякой всячины, начиная со старых валенок, какими-то старыми и стоптанными обувками, ящиками, коробками со старыми газетами и журналами, пустыми банками из-под солений.
Она освободила  одну сторону кладовки и обнаружила в дальнем углу дедовский сундук.
Это был старый деревянный сундук в виде большого чемодана с железными набойками по углам и  с двумя замками, и наверху даже была ручка и тоже деревянная.
-А я думала,  его  выбросили, - хмыкнула Светка, - а оказалось, дед его вот сюда запрятал! А я все думала, чего это он в кладовку постоянно шастал, а оказалось вот оно что…, - она попробовала его открыть, но не тут-то было, – интересно.., – Светка попробовала его поднять, но он хоть и подался, но тащить его было неудобно, да и  поднимать этого бегемота, как она его называла, она не собиралась,, - ну и как его выгрузить? – она задумалась. – Так! Комод деда стоял в его комнате, где сейчас обитал Вовка, - пойду, гляну, может, ключи где-то там валяются? Дед же все время там  хозяйничал и мог  спрятать, просто никто путем и не искал, да и надобности не было.

Дед Федор был папой  Анны, мамы Светланы.
Он и раньше-то  был не особо  ласковым, а после смерти бабушки вообще стал замкнутым и начал прибаливать.
Кроме возрастных болезней у этого сказалась еще и старая рана ноги, которую он получил еще в детстве, когда  партизанил и его подстрелил  деревенский полицай. Федя тогда бегал в деревню по заданию партизан. Тогда он успел убежать и его лечил  доктор в отряде. За участие в партизанском движении он получил медаль «Партизану Отечественной Войны» и был  ветераном войны.
После ухода бабушки дед больше сидел у себя в комнате, много ворчал , если ему что-то не нравилось, но в семье понимали, как ему тяжело и  не обращали на его ворчание внимания.
Анна видела, что  дед сидит у себя в комнате в основном потому, что у него начала сильно болеть нога и предложила ему ходить с тросточкой, чтобы ему было полегче. Вначале дед категорически отказывался и даже сердился , когда она ему это говорила, но потом  потихоньку  стал ходить хотя бы по дому с тросточкой, но большую часть времени сидел у себя в комнате.
Из-за того, что отцу было тяжело передвигаться, еду ему Анна приносила в комнату, чтобы ему не приходилось лишний раз напрягать больную ногу, ставила ему уколы, которые ему назначал доктор, следила, чтобы он вовремя пил таблетки, но  дед все равно  вредничал и ворчал.
-Да ладно тебе пап, чего ты все время ворчишь, - говорила улыбаясь Анна, - выйди потихоньку во двор , посиди на солнышке,  подыши свежим воздухом, тепло же!
Дед хоть и ворчал, но во двор выходил и подолгу сидел и дремал на солнышке.
Из внуков  Федор  с большей симпатией относился только к Светланке. Она была похожа на бабушку и   поэтому, он был к ней более-менее добрым. Вовку, наверное, тоже любил, но как-то по-своему.
Когда была жива бабушка,  она  помогала Анне и ходила в магазин или аптеку, а когда  ноги стали ходить плохо   Анна  это делала теперь сама и бабушка стала отдавать ей свою пенсию.
-Мам,  может самой, куда надо будет, - вначале отнекивалась Анна, - есть  у нас деньги.
-Анют, не обижай меня, - глядя на ее, сказала бабушка, - все одно мне их тратить некуда, а ты и в магазин ходишь и лекарства покупаешь. Возьми, вам они нужнее! Это моя пенсия,  а что там  дед, не знаю.. жмот вечный!
А  вот когда не стало бабушки, дед  с пенсии тоже стал отдавать Анне, но только пять тысяч. Сколько вообще он  получал, Анна никогда не интересовалась.
Когда приходил почтальон,  Анна провожала его в комнату деда и уходила и они там все чего-то секретничали, правда о чем, никто не знал.
После получения пенсии он звал Анну и отдавал ей ровно пять тысяч.
-На, а то  скажешь потом, что я нахлебником у вас был, - говорил он.
Первое время Анна сердилась на такие слова отца , а потом перестала. Она, молча, брала дедовские деньги, и уходила.
В семье деньги были всегда. Анна сама и ее муж, Сергей зарабатывали хорошо и, в этом плане, проблем  в семье не было и ее не сильно волновало, сколько там отец получает, а деньги брала, чтобы не обижать его.

Дед прожил   после бабушки три года.
Он таял, как свечка и было видно, что он просто уже не хочет бороться за жизнь. Стал мало кушать, меньше  выходить из комнаты и очень сердился, когда кто-то к нему заглядывал.
-А ну, кыш отседа! – шипел он на Вовку, когда тот  заглядывал к деду.

Тот самый сундук, который сейчас стоял в кладовой, когда-то стоял  под кроватью  в дедовской комнате. Когда Светка  была маленькая, она  лазила под кровать и видела этого бегемота там.
-Бабуль, а у тебя там что, клад лежит? – как-то спросила она бабушку.
Та засмеялась.
-Это дедов клад и я даже не знаю, чего он там прячет! – шепотом сказала она ей.
На этом все разговоры про сундук и прекратились. Дед был суровый, и спрашивать его, чего он там прячет, Светлана не решилась.
Когда бабушки не стало, Анна кое-как уговорила деда  выкинуть их железную скрипучую кровать и  поменять ее на кровать, на  которой спал Вовка. Решили в комнате ребят сделать немного попросторнее, и купить ему вместо кровати диван.
-Пап, давай уберем эту железяку!  – сказала Анна, - ну правда! Мы Вовке диван купим, а тебе его кровать поставим. И спать удобнее и она не такая высокая, как ваша!
Дед хоть и  сморщился весь и долго бурчал, но потом согласился.
Встал один вопрос, куда девать его сундук, который стоял под кроватью.
-Скажи своему Сереге, пущай перенесет его в кладовку, в уголок, - сказал он ей.
Кровать, наконец, выкинули, деду поставили Вовкину кровать. Анна выкинула старую перину, которой уже было сто лет в обед, и постелила новое постельное белье и новое  верблюжье одеяло.
Дед хоть и хмурился, и чего-то там ворчал, но было видно, что доволен.

Вот так и жили.
Дед ворчал, народ в семье молча переглядывался, и никто ему не перечил.
Когда он совсем слег, к нему чаще стала заглядывать и сама Анна и Светлана.
Теперь дед  только вяло улыбался и не гонял никого.
Как-то  Анна попросила Светлану отнести деду покушать.
-Отнеси, он каши теплой просил и чай с лимоном. Я тут ему еще и пирог положила, может, поест. Посиди с ним, что-то он совсем сдал.
Светлана взяла поднос и понесла  деду.
-Дедуль, я кушать принесла, - сказала она и улыбнулась, - ты каши просил, вот! Давай , поешь!
-Присядь ка, - сказал дед, подмогни.. подушку под спину подтолкни!
Светлана  положила ему под спину вторую подушку и подала тарелку
-Ты мне чай дай, да пирог, - сказал дед, - не надо каши.. не хочу..
Светлана  подала ему и присела на край кровати.
Дед съел кусочек пирога, выпил полстакана чая и устало отвалился на подушку.
-Все, не могу больше, - сказал он и даже виновато как-то улыбнулся.
-Ну и это хорошо, - сказала Светлана, - может, еще чего хочешь?
-Не.. погоди уходить, - дед  засунул руку под подушку и вытащил оттуда  маленького страшненького медвежонка, - на-ка вот! – сказал он, - никогда ничего не дарил тебе, а вот теперь.. держи! Пущай этот медведь тебе счастья принесет! Этого зверя мне когда- то в лесу  женщина одна подарила.. сынка ее тогда немцы убили, а игрушка осталась.. вот она мне его и отдала! Вот с тех пор он со мной и был.. а теперь тебе хочу отдать! Возьми! Сбереги его..
Светка взяла медвежонка и коснулась дедовских  рук. Они были горячие. Дед прижал  руки Светланы , чего никогда не делал и это удивило ее, потом отпустил.
-Ну все, иди! – сказал он и закрыл глаза, -устал я..
Светлана положила игрушку себе в карман , взяла поднос и ушла.
Она  спрятала медвежонка  к себе в стол, чтобы не увидел Вовка, тому всегда все было надо.
После этого разговора с дедом прошло два дня  и потом его не стало.
Светка тогда сидела тихо у себя в комнате и плакала. Ей было очень жалко дедушку, несмотря на то, что тот никогда не был с ней особо ласковым.
Про медвежонка Светка как-то совсем забыла.

Светка зашла в Вовкину комнату и полезла в комод.
В нижних ящиках были напиханы Вовкины вещи, и там точно ключа не могло быть.
В двух маленьких ящичках было все , что угодно кроме ключей.
-Ну елки.. – расстроилась Светка, - и как открыть этого бегемота? Там поди хлам какой-то  дедушкин лежит…  чего делать?
Она опять оглядела в ящиках все безделушки Вовки, закрыла комод и, пошла передохнуть в большую комнату.
Почему она вдруг вспомнила про дедовский подарок, она сама не поняла.
-О! А где, кстати, он ? – она подскочила и побежала к себе в комнату. Открыла нижний ящик стола и полезла в самый дальний угол. Медвежонок так там и лежал, – ага, вот он!
Медвежонок, и правда, был старенький, со смешной мордочкой и потертым носом.
Светка покрутила его в руках и потом и как-то взвесила .
-А чего он такой тяжеленький? – пробурчала она и тут разглядела, что на пинке шов зашит поверху, как будто кто  заштопал его. Нитки были не старые, а значит, штопали  медвежонка совсем недавно, - интересно.. – Светка прощупала спинку игрушки и нащупала, что-то жесткое, - тут что-то есть! – она взяла ножницы и аккуратно разрезала нитку. И тут из дырки показался краешек ключа. – ух ты! Ключ! – удивленно сказала она и потянула  точащий край ключа. Оказалось, что их там было два на колечке. – ну и откуда  эти ключи? – и  вдруг ее осенило, - бегемот…точно! – она рванула в кладовку.
Ключи точно были от сундука.
Светлана  открыла замки и откинула крышку.
Сверху лежала пожелтевшая тряпка, прикрывающая все содержимое.
Под тряпкой  лежал пластиковый пакет.
-Ну и что тут за сокровища? – Светлана  села прямо на пол и начала вытаскивать из пакета  какие-то документы. Это были старые письма, которые когда-то  маленькому Федору писал отец с фронта. Это были фронтовые треугольнички. Кроме писем там были совсем пожелтевшие фотографии, на которых уже невозможно было даже разобрать лиц.
Светлана все аккуратно сложила опять в пакет и  полезла смотреть, что там еще за сокровища.
Дальше она достала холщевый  мешочек, в котором лежала та самая медаль «Партизану Отечественной войны» с наградной книжкой и еще  орден «Красной звезды» с отколотым кончиком, медаль «За отвагу» и медаль «За взятие Будапешта» и видно было, что медали прошли через боевые  невзгоды, потому что даже книжечки к медалям были старые  и пожелтевшие.
-Ничего себе.. – выдохнула Светка, - а дед хоть бы раз показал их и рассказал. Это же получается,  награды его отца! Ну дедуля… точно партизан!
Она все сложила в мешочек и полезла смотреть дальше.
А дальше лежала новая рубашка  в упаковке, которую ему когда-то ему подарила Анна и в такой же упаковке новые джинсы.
-Ну вот и зачем все это было хранить? – Светлана вытащила все, - дарили , чтобы носил, а он все в сундук запрятал!
Она и это выложила и заглянула в уже почти пустой сундук,  достала оттуда еще один плотный пластиковый мешок, туго перевязанный  лентой.
-Ну и что тут ? – Светлана развязала ленту, развернула край пакета и вытаращила глаза, - ничего себе.., – тихо сказала она. В пакете лежали  деньги  и две сберкнижки на предъявителя. Денег было много. Все купюры были по пять тысяч. Светлана какое-то время сидела  в ступоре, а потом разглядела  белый листок, лежащий  вместе с книжками. – Так, спокойно, - сказала она, вытащила книжки и ту самую бумажку. Это была записка, написанная корявым почерком, и это был почерк деда.
«Светланка, внучка,   я знал, что ты   справишься с моим сундуком. Книжки для тебя и Володьки на учебу, что смог клал сам, а потом  ходить не смог, да и  почтарь больше не смог  помогать мне..  Это мы с Натальей так  решили, вам подарок. Ваш дед Федор» 
- Вот тебе и жмот, - прошептала Светлана и вдруг заплакала, - деда, деда.. !
Она заглянула опять в сундук.
Там лежал еще один пакет, в котором лежал новый  бабушкин халатик с платочком и ее пуховый платок. Все то, что мама с папой когда-то дарили бабушке.
-Да что же вы все складывали то? – Светлана сидела и вытирала слезы.
Все вещи из сундука она унесла в зал и положила на диван, а сундук утащила к себе в комнату.
-Будет вместо тумбочки у меня! – сказала она и посадила на него мишку, у которого аккуратно зашила прореху на спинке.

Вечером, когда пришли родители с работы Светлана молча показала им свою находку.
-О, Господи! – Анна сидела на диване и большими глазами смотрела на все это, - папа! Как же так то? Я-то думала , что он будет носить .. а мама… - она закрыла руками лицо и заплакала
Сергей, молча стоял около нее, и смотрел на  вещи.
-Мда.. – тихо сказал он, -  вот тебе и дед ворчун!  Дочь,   ты где ключи-то нашла? Я ж про этот сундук и забыл!
-А дедушка мне сам их отдал, - сказала Светлана, - он их в своего мишку засунул, а мишку подарил мне. Сказал , на счастье! Вот вам и счастье.
-А он ведь мне про деда моего ничего эдакого не рассказывал, - грустно сказала Анна, - хоть бы вот раз про него что-то  рассказал.. а ты смотри, сколько наград у него! И мама тоже почему-то ничего не говорила.. а почему? И спросить теперь не у кого. Надо фотографии  хорошо посмотреть, там то поди его фото  есть?
-Мамуль, там  такие фото, что ничего не видно, - сказала Светлана, - я уже пробовала посмотреть. Они ж лежали  в пакете все пожелтели и некоторые склеились. Видано была какая-то тайна, раз ничего не рассказывали,
-Наверное, - вздохнув, сказала Анна, - живешь вот так и ничегошеньки не знаешь даже о своих близких. Грустно все это.

Деньги отнесли  и положили на сберкнижку.
Обе книжки, на которых оказались значительные суммы,  переложили на другие, но уже на имя Светланы и Володьки.
-Школу окончишь и будет  чем платить за учебу, - сказал Сергей Светлане, - в честь деда, чтобы поступила  в институт и училась хорошо! И тебя это касается , - он глянул на Вовку.
-Это когда еще будет, - вздохнув, сказал Вовка, - лучше бы мне велик  классный купили!
-Вот окончишь шестой класс без троек на будущий год, и будет тебе велик! – сказал Сергей, - дерзай!
Новая рубашка и джинсы подошли Сергею, а халатик теперь носила Анна.
Старый сундук  теперь хранил вещи Светланы и туда уже точно Вовка залезть не мог, она закрывала его на ключ.

Вот такая история про дедовский подарок и  старый сундук.